Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:04, доклад
Один из фундаментальных вопросов управления связан с мотивацией сотрудников для достижение высокого уровня эффективности.
Процесс мотивации основан на ряде теорий мотивации, в которых предпринята попытка подробно объяснить, о чем идет речь. В процессе изучения вопроса, каким образом можно побудить человека достигать целей, не всегда совпадающих с его личными целями, возник ряд мотивационных теорий.
Один из фундаментальных вопросов управления связан с мотивацией сотрудников для достижение высокого уровня эффективности.
Процесс мотивации основан на
ряде теорий мотивации, в
Различают две группы таких теорий: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.
В основе содержательных
Теория потребностей (удовлетворения) Абрахама Маслоу.
В
основе этой теории лежит
В
любой момент времени не все
потребности одинаково важны
для человека. Некоторые из них
представляют собой более
Наиболее широко
известен вклад в теорию
К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание: в пище, жилье, отдыхе и прочие. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.
Ко второму уровню были причислены потребности в безопасности и
уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а также через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.
На третьем уровне Маслоу поместил социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо его участие в групповой работе.
Чётвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих.
Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в
самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач.
В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Он не учитывал влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивал на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу — вверх; считал, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию.
Маслоу утверждал, что «человек – это существо, обладающее желаниями»; только неудовлетворенная потребность может стимулировать поведение, и мощнейшим мотивирующим фактором поведения является доминирующая потребность. Эта теория потребностей наиболее широко известна, хотя она и не была подтверждена эмпирическими исследованиями.
теория ERG., разработанная Альдерфером
Эта теория считается сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации. К. Альдерфер выделяет
три группы потребностей. Во-первых,
это потребности существования,
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, однако в отличии от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создает дополнительные возможности для мотивации.
теория приобретенных потребностей МакКлеланда
В своей теории Дэвид Мак Клеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трёх потребностей высшего уровня: потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.
Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию к постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьёзными навыками в плане организации и планирования.
Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать мотивационную среду для подчинённых с ярко выраженной потребностью в успехе, должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.
Потребность во власти также находится между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека оказывать влияние на других людей. Мак Клеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал её с желанием добиться руководящей должности. Он утверждал, что существует несколько стадий в развитии представления человека о власти, и что менеджеров можно убедить отказаться от мысли, что человек не должен пытаться оказывать влияние на других. Наоборот, эффективный лидер и менеджер должен быть самоотверженным альтруистом, преданным целям организации и старающимся привить чувство преданности организации своим подчинённым.
То, что Мак Клеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чём говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружеские отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха в работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.
Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают большую потребность в успехе, власти и принадлежности, Мак Клеланд использовал результаты своего исследования для определения трех характерных типов менеджеров:
Исследования показали, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.
Работа
Мак Клеланда показала, что потребность
в успехе можно развить в
человеке, и в результате получить
более эффективную работу. Менеджеры
должны ставить для себя и
для своих подчиненных трудные,
Двухфакторная модель Герцберга
Теория
двухфакторной модели
Существует
две группы факторов. Первая состоит
из факторов, приносящих удовлетворение,
или мотивирующих факторов, которые
являются характеристиками
Двухфакторная
модель Герцберга разделяет
К
сожалению, знания многих
Процессуальные теории
Более обоснованные походы
– это процессуальные, или когнитивные,
теории. Эти теории называют
Теория ожиданий
Понятие
ожиданий изначально было
Уровень
ожиданий может основываться
на прошлом опыте, но люди
часто сталкиваются с новыми
ситуациями – смена места
Возникновение мотивации возможно только в том случае, если существует понятная и приемлемая связь между деятельностью и результатом, а сам результат воспринимается как средство удовлетворения потребностей. Это объясняет почему внешняя финансовая мотивация, например схема поощрений и бонусов, эффективна только тогда, если связь ясна и вознаграждение стоит затраченных на его получение усилий. Результаты внутренней мотивации больше поддаются контролю со стороны сотрудника, так как тот может определить степень вероятности получения желанных результатов посредством того или иного поведения, руководствуясь своим прошлым опытом.
Информация о работе Содержательные и процессуальные теории мотивации