Содержательные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы хотим раскрыть тему мотивации деятельности персонала с позиции содержательных теорий менеджмента. А значит, целью данной курсовой работы становится раскрытие сущности различных содержательных теорий менеджмента.
Для достижения поставленной цели требуются решить задачи:
раскрыть сущность такой функции менеджмента, как мотивация;
привести классификацию существующих теорий мотивации;
проанализировать содержательные теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Мак Клелланда, Ф. Герцберга;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, функции и виды мотивации…………………………..5
1.1 Понятие мотивации…………………………………………………….5
1.2 Функции и виды мотивации…………………………..……………….7
Глава 2. Классификация теорий мотивации…...…………………......…..9
Глава 3. Содержательные теории мотивации…………...………………11
Иерархия потребностей А. Маслоу …………………………………11
Теория мотивации Мак Клелланда………………………………….14
Теория ERG К. Альдерфера………………………………………….16
Теория двух факторов Фредерика Герцберга………………………17
Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации...……19
Заключение……………………………………………………….……….21
Список использованной литературы…………………………………….23

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, функции и виды мотивации…………………………..5

1.1 Понятие мотивации…………………………………………………….5

1.2 Функции и виды мотивации…………………………..……………….7

Глава 2. Классификация теорий мотивации…...…………………......…..9

Глава 3. Содержательные теории мотивации…………...………………11

    1. Иерархия потребностей А. Маслоу …………………………………11
    2. Теория мотивации Мак Клелланда………………………………….14
    3. Теория ERG К. Альдерфера………………………………………….16
    4. Теория двух факторов Фредерика Герцберга………………………17
    5. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации...……19

Заключение……………………………………………………….……….21

Список  использованной литературы…………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для того чтобы заинтересовать персонал в  решении той или иной задачи,  необходимо  найти  ту  мотивацию, которая побудила бы к действию.

Но  как же создать результативную систему  мотивации? Несмотря на обилие советов, и рекомендаций, универсальной схемы  не существует. У каждого сотрудника свои потребности и желания, которые  меняются под влиянием различных факторов. Понять их, а тем более изменить, непросто. Ведь мотивы не только не проявляются напрямую в поведении, но часто даже не осознаются самим человеком.

Тем не менее, существуют модели мотивации, позволяющие  определить содержание потребностей человека и прогнозировать его поведение. Овладев ими, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

Актуальность  проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Высокая мотивация персонала - это  важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

В этой работе мы хотим раскрыть тему мотивации  деятельности персонала с позиции содержательных теорий менеджмента. А значит, целью данной курсовой работы становится раскрытие сущности различных содержательных теорий менеджмента.

Для достижения поставленной цели требуются решить задачи:

  1. раскрыть сущность такой функции менеджмента, как мотивация;
  2. привести классификацию существующих теорий мотивации;
  3. проанализировать содержательные теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера,  Мак Клелланда, Ф. Герцберга;
  4. сделать выводы.

Объект  исследования: мотивация персонала.

Предмет исследования: исследование содержательных подходов к мотивации персонала.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении мы раскрыли актуальность данной темы. Первая глава посвящена раскрытию сущности мотивации трудовой деятельности персонала, во второй главе мы привели классификацию теорий мотивации, а в третьей - проанализировали содержательные теории мотивации.

 

Глава 1. Сущность мотивации, ее функции и виды

 

    1. Понятие мотивации

 

Мотивация в широком смысле – это эволюционно  сложившаяся система управления поведением  человека через его  внутренние побуждения.

В общем  виде под мотивацией деятельности человека понимают всю совокупность движущих сил, которые побуждают его к осуществлению определенного рода действий1. Такие силы находятся как вне, так и внутри человека, они подталкивают его на осознанное, либо неосознанное совершение тех или иных действий. Связь между силами и действиями человека имеет сложную систему взаимодействий, поэтому разные люди совершенно по-разному реагируют на одни и те же воздействия со стороны одинаковых сил. Кроме того, само поведение и действия человека оказывают влияние на реакцию на воздействие, поэтому степень воздействия и вызванное им направление поведения также могут меняться.

Мотивация в конкретной момент времени –  это комплекс внутренних побуждений (мотивов), побуждающих человека к  определенной деятельности, а так  же определяющих границы и формы  этой деятельности, придавая ей направленность на достижение цели.

Мотив – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив, находясь «внутри» человека, имеет свой «индивидуальный» характер, зависящий от множества факторов, как внешних, так и внутренних, а также от действий других параллельно возникающих мотивов2. Помимо побуждения к деятельности, мотив определяет, что именно необходимо сделать и как осуществить то или иное действие. Даже имея одинаковую потребность, различные люди будут совершать различные действия для устранения этой потребности. Человек способен воздействовать и даже устранять мотивы из своей мотивационной совокупности, поскольку мотив поддается сознанию.

Как правило, поведение человека определяет не один мотив, а их совокупность, в которой они находятся в определенном отношении друг к другу. Это отношение определяется степенью их воздействия на поведение человека. Таким образом, мотивационную структуру можно рассматривать как основу осуществления человеком определенных действий. Не смотря на то, что мотивационная структура является стабильной, она может изменяться сознательно в процессе образования, либо в воспитании человека.

 Мотив  часто путают с потребностью  и целью, однако потребность  –  это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель –  результат сознательного целеполагания.

Люди  в процессе работы стремятся к  удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа – это  способ зарабатывания денег, с помощью которых могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и др.). Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне.

 

1.2. Функции  и виды мотивации

 

Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может  привести к ликвидации испытываемого  человеком состояния нужды в  чем-либо. Достижение цели приводит к  уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей.

Основными функциями мотивации являются: 

Побуждение к действию. Мотивы – это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий – как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег.

Виды мотивации:

  1. Внешняя мотивация (экстринсивная) – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
  2. Внутренняя мотивация (интринсивная) – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
  3. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
  4. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. А неустойчивая мотивация требует дополнительного подкрепления.

 

 

Глава 2. Классификация теорий мотивации

 

Современные теории мотивации  можно разделить на две категории:

  • содержательные,
  • процессуальные теории мотивации.

Основной мыслью содержательных теорий мотивации является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом. 
Представителями данной теории являются Абрахам Маслоу, Дэвид Мак Клелланд, Фредерик Герцберг.

Процессуальные  теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.  
Основные процессуальные теории: теория ожидания, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера.

Данные теории мотивации являются взаимодополняемыми, а не взаимоисключающими, Развитие теории мотивации имело эволюционный характер, и данные теории применяются  при решении задач побуждения людей к эффективному труду.

Чтобы понять смысл теории содержательной или процессуальной мотивации, необходимо понять смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребность - это ощущение человеком недостатка чего-либо. До настоящего времени нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей.

Потребности можно  классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности - это физиологические потребности. Они, как правило, являются врожденными (потребность в пище, воде, потребность дышать, спать и т. д.).

Вторичные потребности по своей сути являются психологическими, например потребность в успехе, уважении, власти, потребность принадлежать кому-либо или чему-либо.

В контексте  мотивации понятие "вознаграждение" имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие. Вознаграждением является все то, что человек считает ценным для себя. Но так как понятия ценностей у людей различны, то неодинакова и оценка вознаграждения и ее относительной ценности. Внутреннее вознаграждение приносит сам процесс работы, например чувство достижения высокого результата, значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе совместной деятельности между коллегами, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простым способом обеспечения данного вида вознаграждения служат создание соответствующих условий работы и точная постановка задач.

Что касается внешнего вознаграждения, то это такой тип вознаграждения, который равнозначен понятиям "поощрение" или "премирование", т. е. это вознаграждение, которое выдается самой организацией, а не возникает от самого процесса или результата деятельности. Примером внешнего вознаграждения являются заработная плата, выплата пособий и льгот, бонусов, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (наличие личного кабинета), похвала и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата страховки, служебный автомобиль).

Чтобы решить, что использовать в большей степени - внутренние или внешние вознаграждения в целях мотивации - следует определить реальные потребности работников.

 

Глава 3. Мотивация персонала с позиции содержательных теорий

В основе содержательных теорий мотивации находятся потребности  человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть. Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) и приобретенными (социальными). К первым относятся, например, потребности в пище, воде, тепле; ко вторым – в общении, получении знаний, самореализации. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

Информация о работе Содержательные теории мотивации