Содержательные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы хотим раскрыть тему мотивации деятельности персонала с позиции содержательных теорий менеджмента. А значит, целью данной курсовой работы становится раскрытие сущности различных содержательных теорий менеджмента.
Для достижения поставленной цели требуются решить задачи:
раскрыть сущность такой функции менеджмента, как мотивация;
привести классификацию существующих теорий мотивации;
проанализировать содержательные теории мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Мак Клелланда, Ф. Герцберга;
сделать выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, функции и виды мотивации…………………………..5
1.1 Понятие мотивации…………………………………………………….5
1.2 Функции и виды мотивации…………………………..……………….7
Глава 2. Классификация теорий мотивации…...…………………......…..9
Глава 3. Содержательные теории мотивации…………...………………11
Иерархия потребностей А. Маслоу …………………………………11
Теория мотивации Мак Клелланда………………………………….14
Теория ERG К. Альдерфера………………………………………….16
Теория двух факторов Фредерика Герцберга………………………17
Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации...……19
Заключение……………………………………………………….……….21
Список использованной литературы…………………………………….23

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

3.5 Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации

 

Изложенные концепции  позволяют сделать вывод о  том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее  то что лежит в основе мотивации  человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии, может осуществляться как снизу вверх, так и обратно, сверху вниз в том случае если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. Мак Клелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и  практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.

Так, например, потребность достижения в теории Мак Клелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера и группе потребностей, входящих в набор мотивирующих факторов, теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей.

Для рассмотренных концепций  присуще две общие характеристики.

Во-первых, данные концепции  в очень наглядном виде, четко  и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию – взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время использовавшийся в практике управления. В наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и Герцберга. Поэтому для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.

Во-вторых, все четыре теории основное внимание уделяют анализу  факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически  не уделяют внимания анализу процесса мотивации. Это указывает на основной недостаток содержательных теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.

 

Заключение

 

В данной работе мы осветили основные моменты системы мотивации персонала, ответили на вопросы, связанные с методами мотивации, ее формами и этапами.

В заключение хотелось бы отметить ключевые моменты своей  работы.

Мотивация в  управлении персоналом понимается как  процесс активизации мотивов  работников (внутренняя мотивация) и  создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

Процесс мотивации  упрощенно может быть разбит на следующие  этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к более современной структуре потребностей.

Система мотивации  персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор  которых зависит от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические.

Основными тенденциями  развития систем мотивации персонала  хозяйствующих субъектов в современных  условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования и др.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Глухов, В.В. Основы менеджмента [Текст] / В.В. Глухов.  - СПб : Спец. литература,  2003. – 213 с.
  2. Ильин, Г.Л. Мотивация и мотивы [Текст] / Г.Л. Ильин. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
  3. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М. : Экзамен, 2005. – 416 с.
  4. Кожевников, А.Я. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / А.Я. Кожевникова. – М. :   Издательство: «Кордис & Медиа»,  2005. – 453 с.
  5. Мак-Клелланд, Д.С. Теория приобретенных потребностей [Текст] / Д.С. Мак-Клеланд. М. :  Диалектика, 2005. – 275 с.
  6. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2007. -  290 с.
  7. Шахова, В.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / В.А. Шахова. – М. : Альфа-Пресс, 2006. – 332 с.

1 Кибанов А.Я. Формирование системы управления персоналом на предприятии / А.Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2001. – С. 57.

2Эффективный менеджер : Мотивация вашего коллектива: уч. пособие “The Open University”. - М. : Дека. - 2002. – С. 243.




Информация о работе Содержательные теории мотивации