Соотношение менеджмента и администрации в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Совершенствование системы менеджмента на предприятии, как сложной социально-экономической системы является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики в целом. Совершенствование системы менеджмента - одна из важных и актуальных тем в изучении современного менеджмента. Развитие и улучшение экономических показателей организации невозможно без улучшения и совершенствования ее системы управления.

Содержание работы

Введение
Понятие системы менеджмента современной организации
Административные методы в управлении организацией
Роль менеджмента в условиях административных методов управления.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Административный менеджмент.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

Соотношение менеджмента  и администрации в организации

  1. Введение
  2. Понятие системы менеджмента современной организации
  3. Административные методы в управлении организацией
  4. Роль менеджмента в условиях административных методов управления.
  5. Заключение
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование системы  менеджмента на предприятии, как  сложной социально-экономической  системы является одним из ключевых путей стабилизации российской экономики  в целом. Совершенствование системы  менеджмента - одна из важных и актуальных тем в изучении современного менеджмента. Развитие и улучшение экономических  показателей организации невозможно без улучшения и совершенствования  ее системы управления. Организация  является самостоятельным субъектом  рынка, что объективно порождает  у его коллектива свои экономические, социальные и иные потребности и  интересы. Многолетний экономический  кризис и спад промышленного производства, продолжающийся по сегодняшний день, поставили многие предприятия не просто в кризисное положение, а  непосредственно на грань банкротства. Финансовый кризис 1998 г., с одной  стороны, и без того усложнил финансовое положение предприятий, а с другой, - предоставил отечественным производителям дополнительные возможности замещения  импорта и расширения своих рынков за счет падения курса рубля. Одна часть отечественных предприятий  этой возможностью успешно воспользовалась, а другая не сумела четко выделить главные задачи, определить приоритеты, сформулировать функциональные задачи, мобилизовать потенциал для освоения новых возможностей рынка. В связи  с этим система менеджмента на предприятии была и остается насущной проблемой развития экономики страны. В настоящее время появилось  множество работ, посвященных системе  менеджмента предприятия, в которых  было успешно проработано множество  проблем, касающихся различных аспектов жизнедеятельности предприятия. Тем  не менее, ряд вопросов остается открытым. Во-первых, динамичная и неопределенная внешняя среда, подверженная быстрым  качественным перестройкам, выдвигает  новые задачи, решение которых  на основе прямого использования  зарубежного опыта наталкивается  на проблемы. Во-вторых, успешное функционирование предприятия в этой среде требует  не столько оптимизации экономико-финансовых показателей, сколько мобилизации  усилий по адаптации к далеко не всегда предсказуемым изменениям внешней и внутренней среды предприятия. В-третьих, наблюдающийся в настоящее время дефицит финансовых ресурсов на предприятиях заставляет пристально исследовать проблему мобилизации всех внутренних резервов, полного и комплексного использования потенциала предприятия. Мобилизация ресурсов возможна лишь на основе раскрытия творческого потенциала всего коллектива предприятия, так как решения здесь принимаются и реализуются многими участниками. Отдельные группы, фирмы, исходя из функциональных видов деятельности, решают разные задачи с разной степенью сложности, трудоемкости и интенсивности. Все это создает различные потребности и интересы у различных групп трудового коллектива. Поэтому система интересов и потребностей должна составлять основу механизма управления. Таким образом, только управление, учитывающие многообразие совокупности индивидуальных, групповых и фирменных интересов, будет эффективным. В настоящее время очень часто проявляется интерес к изменениям системы управления. Это объясняется тем, что во многих фирмах изменение условий окружения и технологии вызывает необходимость соответствующих организационных изменений. Утверждают даже, что быстрота, с которой происходят социальные изменения, и растущая сложность условий окружения уже сами по себе определяют необходимость в частых изменениях системы управления.

 

1 Понятие системы менеджмента  современной организации

 

По мнению Мескона М.Х менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. Это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Термин «менеджмент» применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций. Основная цель менеджмента состоит в обеспечении согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов организации.

Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики, которое  означает:

- ориентацию на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и организацию  производства тех видов продукции,  которые - пользуются спросом  и могут принести намечаемую  прибыль;

- постоянное стремление  к повышению эффективности производства;

- хозяйственную самостоятельность,  обеспечивающую свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности;

- постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

- необходимость использования  современной информационной базы  с компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при  принятии обоснованных оптимальных  решений.

 

В мировой литературе установилась традиция, дающая термину «менеджмент» чрезвычайно широкую трактовку.

Менеджмент определяется как:

- способ, манера обращения  с людьми;

- власть и искусство  управления;

- особого рода умелость  и административные навыки;

- орган управления, административная  единица.

- совокупность принципов,  методов, средств и форм управления  производством с целью повышения  его эффективности и прибыльности.

    Принципы менеджмента  реализуются через сознание, интеллект,  волю (напористость) и целеустремленность  человека. Важно обеспечить такие  условия труда, чтобы в максимальной  степени использовать эти человеческие  качества. Основные принципы менеджмента  включают в себя: принцип научности,  принципы системности и комплексности,  принцип единоначалия и коллегиальности,  принцип демократического централизма,  принцип баланса власти, принцип  оптимального сочетания отраслевых  и территориальных интересов,  принцип очередности действий, принцип  оптимального сочетания и положительной  синергетичности. Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов -  это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя

 

2. Административные методы в управлении организацией

     Термин «управление»  произошел от старорусского слова  «управа», т.е. способность с чем-то  управляться. В общем смысле  под ним понимается деятельность  по упорядочению процессов, протекающих  в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и  приведению в нужное состояние  с учетом тенденций их развития  и изменения среды (для различных  ее типов нужны свои способы  управления). Иными словами, управление  должно обеспечивать упорядоченность  соответствующей системы, ее целостность,  нормальное функционирование и  развитие. Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.). Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т.д.).

 

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений  и действий, осуществляемых менеджерами  в определенной последовательности и комбинации.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1. получение и анализ  информации;

2. выработка и принятие  решений;

3. организация их выполнения;

4. контроль, оценка полученных  результатов, внесение коррективов  в ход дальнейшей работы;

5. вознаграждение или наказание исполнителей.

    Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными; своевременными и запаздывающими и т.п. Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы, например,  правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и прочие. Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь). Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т.е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения, содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами развития и т.п.). Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений. Административное управление является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест. Важнейшим моментом административного труда является целевое управляющее воздействие.

- По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой и прочим.

- По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.

- По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные. Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Административно-распорядительные методы менеджмента - это система  воздействия на организационные  отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.

   Административно-правовые  методы менеджмента являются  способами осуществления управленческих  воздействий на персонал, основанными  на властных отношениях, дисциплине  и системе административно-правовых  взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.

   Организационное  воздействие основано на действии  утвержденных внутренних нормативных  документов, регламентирующих деятельность  персонала. К ним относятся:  устав организации, организационная  структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный  договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены  в виде стандартов предприятия  и вводятся в действие обязательно  приказом руководителя организации.  Практическая реализация организационного  воздействия во многом определяется  уровнем деловой культуры организации,  желанием сотрудников работать  по правилам, предписанным администрацией.

 

Распорядительное воздействие  направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого  административного регулирования. К числу распорядительных воздействий  относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию  работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  и обязывает подчиненных точно  исполнять принятые решения в  установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие  санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.  Распоряжение в отличие  от приказа не охватывает все функции  организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям. Указания и инструкции являются локальным  видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование  управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ  рассматриваются как методы руководства, основанные на формировании у подчиненных правил выполнения трудовых операций.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая  форма административного воздействия. Она выражается в разработке и  реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:

 

- положений общеорганизационного  порядка;

- структуры управления  предприятием;

- штатного расписания  и должностных инструкций по  управлению предприятием;

- положений, определяющих  внутренний порядок работы.

Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного  управления неразрывно связан с экономическим  управлением, обеспечивает его ориентирами  для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это  в основном методическая разработка информационного характера - наиболее мягкая форма административного  воздействия.

 

Главными преимуществами административных методов управления выступают:

Информация о работе Соотношение менеджмента и администрации в организации