Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:24, реферат
Семинары могут быть организованы внутри организации специально для ее сотрудников организованы внутри организации специально для ее сотрудников. Они называются иногда закрытыми или внутрифирменными и проводятся как специалистами организации, так и внешними специалистами. Полезным может оказаться семинар, организованный какой-либо учебной или консультативной фирмой для сотрудников различных предприятий. Такой семинар называют открытым или сборным [3].
Введение……………………………………………………………..
Понятие и цели совершенствования обучения и развития персонала……………………………………………………………..
Методы и технологии профессионального совершенствования……..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….
Если сосчитать время отсутствия каждого сотрудника на работе по вполне уважительными причинам, то оно составит в среднем от 8 до 10% годового объема рабочего времени. Это означает, что каждый день на работе отсутствует каждый десятый - двенадцатый сотрудник. Работу отсутствующих сотрудников неизбежно выполняют оставшиеся. И если не обучить их этому заранее, она будет сделана плохо или не сделана вовсе. Нередко на практике приходится имеет дело с неравномерной загрузкой отдельных работников и целых подразделений, когда приходится подключать на «перегруженные» направления сотрудников родственных профессий [21]. Поэтому, для успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег.
- Готовить работников к перемещению или продвижению по службе.
Среди массы сотрудников любой фирмы есть определенный процент людей с высоким потенциалом. Эти люди являются «золотыми фондом» организации и обеспечивают ее успешное поступательное развитие. Но прежде чем продвигать сотрудников. Их надо обучать. Ведь, просто выполняя обязанности на своем месте, они не могут освоить навыки, необходимые для работы в новой должности. Особенность этой группы. В том, что обычно руководителями назначают высококвалифицированных специалистов. Но после назначения их должностные обязанности резко меняются: им необходимы прежде всего навыки управления. В том числе и руководства людьми. В организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки их к возможному продвижению.
- Создавать
и поддерживать у персонала
чувство причастности к
Процесс
коммуникации, который ограничен
обеспечением информации о непосредственно
выполняемых обязанностях и не дает
никаких сведений о качестве работы
и общих направлениях и целях
компании, оказывает отрицательно воздействие
на эффективность деятельности сотрудников
предприятия. Правильно построенная
передача информации о смысле выполняемой
сотрудников работы, ее идейной связи
с общими целями организации и
качестве труда работников принесет
компании и существенную пользу. Актуальные
сообщения о жизни фирмы могут
передаваться во время плановых семинаров
для специалистов и руководителей.
С этой целью в программы семинаров
включают встречи. Беседы с высшими
руководителями компании. Любому работнику
необходимы не только соответствующие
знания и умения. Но и постоянное
получение информации от руководства
для лучшего понимания
- Поддерживать
в сотрудниках позитивное
Сам факт обучения сотрудника, которое проводится в организации, как правило, способствует улучшению его настроения и повышению мотивации по отношению к работе. Такой подход означает, что компания заботится о своих кадрах и надеется на долгосрочное сотрудничество с ними. Если обучение сопровождается встречей с руководителями фирмы. А в ходе его устраиваются кофе - паузы, обеды, проявляются другие знаки внимания к обучаемым сотрудникам, т.е. появляется возможность неформального общения. Это положительный эффект оказывается еще более ощутимым, результативность обучения повышается [33]. Таким образом для успешной работы в организации обучение должно проводиться при активной поддержке и заинтересованности руководства, в хороших условиях и его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей фирмы.
- Цели обучения, определяемые действующим законодательством.
Действующий Трудовой кодекс [1]. и другие федеральные законы[2] предусматривают обязательно обучение ряда категорий работников правилам техники безопасности и охраны труда. Выпущены и соответствующие подзаконные ведомственные нормативные документы, за нарушение которых руководители и ответственный сотрудники любой организации могут быть подвергнуты материальным и иным санкциям.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.
Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы.
Эта форма
подготовки является более дешевой
и оперативной, характеризуется
тесной связью с повседневной работой
и облегчает вхождение в
Важнейшие методы обучения на рабочем месте[10]:
1. Метод усложняющихся заданий.
2. Смена рабочего места (ротация).
3. Направленное приобретение опыта.
4. Производственный инструктаж.
5. Использование работников в качестве ассистентов.
6. Метод делегирования (передачи) части функций и ответственности и другие (см. Приложение 2).
Обучение на рабочем месте, как правило, подразумевает наблюдение за опытным начальником или коллегой, когда они выполняют определенную работу или решают какую-либо задачу. После этого работник пытается выполнить работу самостоятельно. Такие отношения "тренер - обучаемый" продолжаются на основе "наблюдай и делай" до тех пор, пока работник не будет способен хорошо работать самостоятельно.
Инструктаж представляет собой систематический четырехступенчатый план. Инструктаж используется, в основном, для обучения ручному труду, но может применяться для обучения процессам и организационным системам.
Инструктаж является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Это недорогое и эффективное средство развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
План инструктажа:
1. Подготовить обучаемого, то есть дать ему почувствовать себя непринужденно; вызвать интерес к обучению; проверить имеющиеся знания.
2. Показать, рассказать, объяснить надлежащим образом каждую операцию отдельно, подчеркнуть «ключевые моменты», не торопиться, чтобы обучаемый смог усвоить все.
3. На этапе практики и проверки необходимо дать стажеру выполнить работу или объяснить предмет. Затем исправить ошибки и проверить его понимание.
4. Следующие действия – поручение работы, проверка по мере необходимости.
Ротация
представляет собой метод самостоятельного
обучения, когда сотрудник временно
перемещается на другую должность с
целью приобретения новых навыков.
Ротация широко применяется предприятиями,
требующими от работников поливалентной
квалификации, то есть владения несколькими
профессиями. Помимо чисто обучающего
эффекта ротация оказывает
Ученичество и наставничество (коачинг) – это способ, при котором менеджеры могут систематически развивать способности и опыт своих подчиненных путем предоставления им тщательно спланированных заданий, подкрепленных оценкой и рекомендациями руководства. Это сравнительно недорогой метод совершенствования работы отдельных людей и эффективности подразделений.
Таким образом, преимущества обучения на рабочем месте состоят в том, что:
1. Оно дешево, хотя учтите "стоимость" отвлечения инструктора от других задач;
2. Может легко удовлетворить потребности обучаемого, инструктор может подстраиваться под ученика;
3. Работник получает опыт "из рук в руки".
Однако этот метод обучения имеет недостатки:
1. Вы или ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении, особенно если оно предназначено для того, чтобы держать работников в курсе новых разработок или технологии;
2. Ваше обучающее оборудование и возможности могут не соответствовать задаче обучения;
3. Вы или ваши коллеги могут иметь недостаточно свободного времени, чтобы обучать персонал лично;
4. Работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточного авторитета и ответственности;
5. Работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.
Необязательно
проводить обучение под вашим
наблюдением или в вашем
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.
Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения см. в приложении 3.
Лекция – это прямая беседа без участия группы. В виде лекции можно представить новую информацию, резюмировать какой-то дополнительный пункт инструкции, приводить примеры для обсуждения.
Лекция является непревзойдённым средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия и сделать определенные акценты. Эффективны и с экономической точки зрения (поскольку инструктор одновременно работает с несколькими десятками и сотнями человек).
Ролевые игры – это «форма обучения через действие» в ситуации, приближенной к реальной. Этот метод помогает обучаемым выявить свои сильные и слабые стороны, оценить позиции и реакции других людей, развить навык общения и обучиться новым методикам. Его можно использовать при обучении навыкам проведения собеседования при отборе персонала, его аттестации, проведения переговоров и многого другого. Подходит для группового обучения.
В последнее
время активно используется метод
рабочих групп, которые во время
регулярных встреч (до 10 человек) вне
рабочего места обсуждают рабочую
ситуацию и возможности ее улучшения.
Речь идет о японской концепции кружка
качества, который между тем обосновался
в США и Европе, а также о
германской концепции "вместо учебы".
Обе концепции имеют ряд
Есть организации типа "открытый колледж" или "открытый университет", которые предлагают курсы по широкому спектру тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается пакет книг и аудио- или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.
Обучение вне рабочего места имеет следующие преимущества:
1. Занятия проводятся опытными экспертами.
2. Используются современное оборудование и информация.
3. Работники получают заряд свежих идей и информации.
Однако этот тип обучения имеет ограничения:
1. Курсы обычно дороги, особенно когда вы добавляете стоимость расходов на проезд, суммы, выплачиваемые за обед, стоимость потерянной продукции.
2. Чаще изучается теория, нежели практика, и ее может быть сложно применить в обычной работе.
3. Имеющиеся курсы могут не соответствовать вашим требованиям; ваш бизнес может пострадать, если ключевые работники будут отсутствовать на работе.
Таким образом, стоит обобщить, что не существует универсального метода обучения, ведь каждый имеет свои недостатки и достоинства.
Поэтому
большинство современных
Приложение 3
Методы обучения, используемые вне рабочего места
Методы подготовки, используемые вне рабочего места |
Характерные особенности |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи |
Конференции и семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем) |
Метод обучения или повышения квалификации
руководящих кадров, основанный на
самостоятельном решении |
Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели группы). Соединение теоретических знаний и практических навыков; причем такие способности, как видение проблемы, обработка информации, конструктивно-критическое мышление, творчество, в процессах принятия решений развиваются и значительно улучшаются |
Ролевое обучение |
Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения |
Методы решения |
Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства важных. |
Общее управление |
Молодые специалисты занимаются принятием
реальных решений по проблемам управления
организации. Разработанные в рабочих
группах предложения решений
передаются в управление (правление)
организации. Правление рассматривает
предложение, принимает по этому
предложению решение и |
Информация о работе Совершенствование обучения и развития персонала на предприятии