Совершенствование обучения и развития персонала на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:24, реферат

Описание работы

Семинары могут быть организованы внутри организации специально для ее сотрудников организованы внутри организации специально для ее сотрудников. Они называются иногда закрытыми или внутрифирменными и проводятся как специалистами организации, так и внешними специалистами. Полезным может оказаться семинар, организованный какой-либо учебной или консультативной фирмой для сотрудников различных предприятий. Такой семинар называют открытым или сборным [3].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
Понятие и цели совершенствования обучения и развития персонала……………………………………………………………..
Методы и технологии профессионального совершенствования……..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по управлению.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

Если  сосчитать время отсутствия каждого  сотрудника на работе по вполне уважительными причинам, то оно составит в среднем от 8 до 10% годового объема рабочего времени. Это означает, что каждый день на работе отсутствует каждый десятый - двенадцатый сотрудник. Работу отсутствующих сотрудников неизбежно выполняют оставшиеся. И если не обучить их этому заранее, она будет сделана плохо или не сделана вовсе. Нередко на практике приходится имеет дело с неравномерной загрузкой отдельных работников и целых подразделений, когда приходится подключать на «перегруженные» направления сотрудников родственных профессий [21]. Поэтому, для успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег.

- Готовить  работников к перемещению или  продвижению по службе.

Среди массы  сотрудников любой фирмы есть определенный процент людей с  высоким потенциалом. Эти люди являются «золотыми фондом» организации  и обеспечивают ее успешное поступательное развитие. Но прежде чем продвигать сотрудников. Их надо обучать. Ведь, просто выполняя обязанности на своем месте, они не могут освоить навыки, необходимые для работы в новой должности. Особенность этой группы. В том, что обычно руководителями назначают высококвалифицированных специалистов. Но после назначения их должностные обязанности резко меняются: им необходимы прежде всего навыки управления. В том числе и руководства людьми. В организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки их к возможному продвижению.

- Создавать  и поддерживать у персонала  чувство причастности к деятельности  организации, знакомить сотрудников  со стратегией, структурой. Услугами, технологией деятельности.

Процесс коммуникации, который ограничен  обеспечением информации о непосредственно  выполняемых обязанностях и не дает никаких сведений о качестве работы и общих направлениях и целях  компании, оказывает отрицательно воздействие  на эффективность деятельности сотрудников  предприятия. Правильно построенная  передача информации о смысле выполняемой  сотрудников работы, ее идейной связи  с общими целями организации и  качестве труда работников принесет компании и существенную пользу. Актуальные сообщения о жизни фирмы могут  передаваться во время плановых семинаров  для специалистов и руководителей. С этой целью в программы семинаров  включают встречи. Беседы с высшими  руководителями компании. Любому работнику  необходимы не только соответствующие  знания и умения. Но и постоянное получение информации от руководства  для лучшего понимания процессов, происходящих в компании [14].

- Поддерживать  в сотрудниках позитивное отношение  к работе.

Сам факт обучения сотрудника, которое проводится в организации, как правило, способствует улучшению его настроения и повышению  мотивации по отношению к работе. Такой подход означает, что компания заботится о своих кадрах и  надеется на долгосрочное сотрудничество с ними. Если обучение сопровождается встречей с руководителями фирмы. А в ходе его устраиваются кофе - паузы, обеды, проявляются другие знаки внимания к обучаемым сотрудникам, т.е. появляется возможность неформального общения. Это положительный эффект оказывается еще более ощутимым, результативность обучения повышается [33]. Таким образом для успешной работы в организации обучение должно проводиться при активной поддержке и заинтересованности руководства, в хороших условиях и его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей фирмы.

- Цели  обучения, определяемые действующим  законодательством.

Действующий Трудовой кодекс [1]. и другие федеральные законы[2] предусматривают обязательно обучение ряда категорий работников правилам техники безопасности и охраны труда. Выпущены и соответствующие подзаконные ведомственные нормативные документы, за нарушение которых руководители и ответственный сотрудники любой организации могут быть подвергнуты материальным и иным санкциям.

 

  1. Методы и технологии профессионального совершенствования

 

Существует  огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены  на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте  и обучение вне рабочего места.

Обучение  на рабочем месте осуществляется в процессе работы.

Эта форма  подготовки является более дешевой  и оперативной, характеризуется  тесной связью с повседневной работой  и облегчает вхождение в учебный  процесс работников, не привыкших  к обучению в аудиториях.

Важнейшие методы обучения на рабочем месте[10]:

1.  Метод усложняющихся заданий.

2.  Смена рабочего места (ротация).

3.  Направленное приобретение опыта.

4.  Производственный инструктаж.

5.  Использование работников в качестве ассистентов.

6.  Метод делегирования (передачи) части функций и ответственности и другие (см. Приложение 2).

Обучение  на рабочем месте, как правило, подразумевает  наблюдение за опытным начальником  или коллегой, когда они выполняют  определенную работу или решают какую-либо задачу. После этого работник пытается выполнить работу самостоятельно. Такие  отношения "тренер - обучаемый" продолжаются на основе "наблюдай и делай" до тех пор, пока работник не будет способен хорошо работать самостоятельно.

Инструктаж  представляет собой систематический  четырехступенчатый план. Инструктаж используется, в основном, для обучения ручному труду, но может применяться  для обучения процессам и организационным  системам.

Инструктаж  является, как правило, непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в  круг профессиональных обязанностей обучающегося. Это недорогое и эффективное средство развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

План  инструктажа:

1.  Подготовить обучаемого, то есть дать ему почувствовать себя непринужденно; вызвать интерес к обучению; проверить имеющиеся знания.

2.  Показать, рассказать, объяснить надлежащим образом каждую операцию отдельно, подчеркнуть «ключевые моменты», не торопиться, чтобы обучаемый смог усвоить все.

3.  На этапе практики и проверки необходимо дать стажеру выполнить работу или объяснить предмет. Затем исправить ошибки и проверить его понимание.

4.  Следующие действия – поручение работы, проверка по мере необходимости.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, когда сотрудник временно перемещается на другую должность с  целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной  квалификации, то есть владения несколькими  профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное  влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолеть стресс, вызываемый однообразными производственными  функциями[11].

Ученичество и наставничество (коачинг) – это способ, при котором менеджеры могут систематически развивать способности и опыт своих подчиненных путем предоставления им тщательно спланированных заданий, подкрепленных оценкой и рекомендациями руководства. Это сравнительно недорогой метод совершенствования работы отдельных людей и эффективности подразделений.

Таким образом, преимущества обучения на рабочем месте  состоят в том, что:

1.  Оно дешево, хотя учтите "стоимость" отвлечения инструктора от других задач;

2.  Может легко удовлетворить потребности обучаемого, инструктор может подстраиваться под ученика;

3.  Работник получает опыт "из рук в руки".

Однако  этот метод обучения имеет недостатки:

1.  Вы или ваши коллеги могут не обладать достаточным опытом в обучении, особенно если оно предназначено для того, чтобы держать работников в курсе новых разработок или технологии;

2.  Ваше обучающее оборудование и возможности могут не соответствовать задаче обучения;

3.  Вы или ваши коллеги могут иметь недостаточно свободного времени, чтобы обучать персонал лично;

4.  Работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточного авторитета и ответственности;

5.  Работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.

Необязательно проводить обучение под вашим  наблюдением или в вашем собственном  офисе. Существует много различных  курсов, организуемых вузами или организациями, занимающимися бизнесом в области  подготовки персонала.

Обучение  вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

Методы  профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических  знаний и для обучения решению  проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения см. в приложении 3.

Лекция  – это прямая беседа без участия  группы. В виде лекции можно представить  новую информацию, резюмировать какой-то дополнительный пункт инструкции, приводить  примеры для обсуждения.

Лекция  является непревзойдённым средством  изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет  развить множество новых идей в течение одного занятия и  сделать определенные акценты. Эффективны и с экономической точки зрения (поскольку инструктор одновременно работает с несколькими десятками  и сотнями человек).

Ролевые игры – это «форма обучения через  действие» в ситуации, приближенной к реальной. Этот метод помогает обучаемым выявить свои сильные и слабые стороны, оценить позиции и реакции других людей, развить навык общения и обучиться новым методикам. Его можно использовать при обучении навыкам проведения собеседования при отборе персонала, его аттестации, проведения переговоров и многого другого. Подходит для группового обучения.

В последнее  время активно используется метод  рабочих групп, которые во время  регулярных встреч (до 10 человек) вне  рабочего места обсуждают рабочую  ситуацию и возможности ее улучшения. Речь идет о японской концепции кружка качества, который между тем обосновался  в США и Европе, а также о  германской концепции "вместо учебы". Обе концепции имеют ряд аналогичных  особенностей: группы хотят управлять  самостоятельно, производственная иерархия в работе группы не имеет никакого значения; результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели: кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть цель подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на результат, то есть экономическую эффективность, в то время как группа "вместо учебы" на передний план выставляет элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированные на личность, то есть на выработку манеры поведения, подготовку к учебе.

Есть  организации типа "открытый колледж" или "открытый университет", которые  предлагают курсы по широкому спектру  тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается  пакет книг и аудио- или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.

Обучение  вне рабочего места имеет следующие  преимущества:

1.  Занятия проводятся опытными экспертами.

2.  Используются современное оборудование и информация.

3.  Работники получают заряд свежих идей и информации.

Однако  этот тип обучения имеет ограничения:

1.  Курсы обычно дороги, особенно когда вы добавляете стоимость расходов на проезд, суммы, выплачиваемые за обед, стоимость потерянной продукции.

2.  Чаще изучается теория, нежели практика, и ее может быть сложно применить в обычной работе.

3.  Имеющиеся курсы могут не соответствовать вашим требованиям; ваш бизнес может пострадать, если ключевые работники будут отсутствовать на работе.

Таким образом, стоит обобщить, что не существует универсального метода обучения, ведь каждый имеет свои недостатки и достоинства.

Поэтому большинство современных программ развития, а значит обучения и подготовки персонала, сочетают в себе несколько  различных приемов для подачи материала – лекции, видеофильмы, деловые игры, моделирование и  многое другое.

 

 

  1. Заключение

 

  1. Список литературы

 

  1. Приложения

Приложение 3

Методы  обучения, используемые вне рабочего места

Методы подготовки, используемые вне  рабочего места

Характерные особенности

Чтение лекций

Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи

Конференции и семинары

Активный метод обучения, участие  в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение  в различных ситуациях (конференция  по решению проблем)

Метод обучения или повышения квалификации руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач.

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели  группы). Соединение теоретических  знаний и практических навыков; причем такие способности, как видение  проблемы, обработка информации, конструктивно-критическое  мышление, творчество, в процессах  принятия решений развиваются и  значительно улучшаются

Ролевое обучение

Обучение манере вести себя в конфликтных  ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения

Методы решения производственно-экономических  проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели  распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между  собой фиктивных организаций. С  помощью заданных данных слушатели  должны принять соответствующие  решения для нескольких этапов производства важных.

Общее управление

Молодые специалисты занимаются принятием  реальных решений по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих  группах предложения решений  передаются в управление (правление) организации. Правление рассматривает  предложение, принимает по этому  предложению решение и информирует  рабочую группу о принятии или  отклонении ее предложения

Информация о работе Совершенствование обучения и развития персонала на предприятии