Совершенствование оперативного планирования на предприятии общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Оперативное планирование производства, как свидетельствует передовой опыт, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Оперативное планирование производства продукции в рыночных условиях является ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. При внедрении того или иного метода оперативного планирования необходимо принимать во внимание характер выпускаемой продукции, тип производства, особенности технологии, парка оборудования, производственную структуру. Особое внимание при применении методов следует уделять человеческому фактору, так как от него в конечном итоге зависит жизнеспособность и эффективность системы.

Файлы: 1 файл

Совершенствование оперативного планирования на предприятии питания.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


Меньшикова  М.А.

гр. 3СКСиТ

89126182003

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Оперативное планирование производства, как свидетельствует  передовой опыт, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска  и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Оперативное планирование производства продукции в рыночных условиях является ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. При внедрении того или иного метода оперативного планирования необходимо принимать во внимание характер выпускаемой продукции, тип производства, особенности технологии, парка оборудования, производственную структуру. Особое внимание при применении методов следует уделять человеческому фактору, так как от него в конечном итоге зависит жизнеспособность и эффективность системы.

Главная задача оперативно-производственного  планирования состоит в обеспечении  на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.

Оперативное планирование производства играет главную роль в  обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Дальнейшее развитие оперативного планирования на отечественных предприятиях будет способствовать решению следующих организационно-экономических задач:

  • достижение согласованной работы всех звеньев производства на основе единой рыночной цели, предусматривающей равномерный выпуск и сбыт товаров;
  • ·        совершенствование всей системы внутрифирменного планирования за счет повышения надежности календарно-плановых расчетов и снижения трудоемкости;
  • ·        повышение гибкости и оперативности внутрихозяйственного планирования на основе более полного учета требований потребителей и последующей корректировки годовых планов;
  • ·        обеспечение непрерывности в процессе производственного планирования и достижение более тесного взаимодействия стратегических, тактических и оперативных планов;

·        создание на каждом предприятии системы  оперативного планирования производства, соответствующей современным требованиям рынка и уровню развития конкретного предприятия.

Оперативное планирование ресторана «Белиссимо»

Оперативное планирование работы производства в ресторане  «Белиссимо» включает в себя следующие  элементы:

•  Составление планового меню на месяц. На его основе разрабатывается план-меню, отражающий дневную производственную программу предприятия; составление и утверждение меню;

•  Расчет потребности  в продуктах для приготовления  блюд, предусмотренных планом меню, и составление требования на сырье;

•  Оформление требований накладной на отпуск продуктов из кладовой на производстве и получение  сырья;

•  Распределение сырья  между цехами и определение заданий  поварам в соответствии с планом меню.

Основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется заведующим производством накануне планируемого дня (не позднее 15 ч) и утверждается директором предприятия. В нем приводятся наименования, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления их отдельными партиями с учетом потребительского спроса. К основным факторам, которые учитываются при составлении меню относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для предприятий общественного питания в зависимости от типа и вида предоставляемого рациона, наличия сырья и его сезонность. Утверждая план-меню, директор и заведующий производством несут ответственность за  то, чтобы блюда, включаемые в меню, были в продаже в течение всего дня торговли предприятия. Сущность оперативного планирования заключается в составлении программы предприятия.

Вопросами планирования производственной программы занимается заведующий производством, работники  бухгалтерии. Для составления производственной программы заготовочного предприятия используются следующие данные: ассортимент выпускаемой продукции (полуфабрикатов, кулинарных изделий, мучных кондитерских изделий), техническая оснащенность предприятия,  ассортимент и количество продукции, необходимые для предприятий-поставщиков, объем полуфабрикатов, вырабатываемых предприятиями пищевой промышленности для доготовочных предприятий.

Оперативное планирование производства осуществляется в определенной последовательности, поэтому на каждой стадии создаются определенные организационные  условия, способствующие правильной организации технологического процесса, рациональной организации труда, четкому выполнению каждым работником своих обязанностей.

 В ресторане «Белиссимо»  утвержден план товарооборота  на месяц, на основании этого  плана составляется производственная программа на день.

 

Проведем анализ меню по методу АВС (метод В. Парето). Идея метода АВС анализа строится на основании  принципа Парето: «за большинство  возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности.

Изучая розничные продажи, мы выделяем группу «А» (позиции,   сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50% от общей суммы параметров), группу «B» (товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 от общей суммы параметров) и группу «C» (оставшиеся товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров). Для оценки динамики изменения структуры продаж можно также сравнить результаты АВС анализа за текущий период и за предыдущий. После проведения АВС анализа по группам продукции, тот же анализ проводится внутри групп, но не всех, а выборочно, например, только входящих в группы «А» и «В» или выборочно.

Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в  ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» – периодическим. Таким образом, в ходе АВС-анализа формируется АВС-рейтинг товаров.

Параметры анализа возьмем  три – количество проданного блюда, объем продаж блюда (в денежном выражении) и маржинальная прибыль по каждому блюду. Возьмем данные о количестве проданных блюд за определенный период времени, допустим квартал. Сортируем таблицу по количеству проданных блюд и вычисляем процент в общем объеме продаж.

% = кол-во проданного  блюда/общее кол-во продаж * 100%

 

Таблица 1 – Расчеты по методу АВС:

Количество проданных  блюд и процент в общем объеме продаж.

 

Наименование

Кол-во проданных порций

%

Салат «Цезарь»

460

11,26899

Помидоры фаршированные

380

9,309162

Салат мясной

360

8,819206

Шашлык из свинины

312

7,643312

Салат «Греческий»

294

7,202352

Солянка

240

5,879471

Королевский плов

234

5,732484

Судак в кляре

186

4,55659

Суп «Харчо»

176

4,311612

Лазанья

132

3,233709

Борщ

286

7,006369

Семга на гриле

201

4,924057

Салат «Неаполь»

194

4,752572

Котлета по-киевски

185

4,532092

Салат «Итальянский коктейль»

123

3,013229

Язык с картофелем

121

2,964233

Жульен грибной

92

2,253797

Паста с овощами

58

1,420872

Ризотто

48

1,175894

Итого

4082

100%


Рассчитываем долю блюд от общего количества проданных за квартал блюд с накопительным итогом. (Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления % проданного блюда к сумме предыдущих параметров)

Таблица 2 -

Наименование

Кол-во проданных  порций

%

% с накопит.итогом

Группа

Ризотто

460

11,269

11,26898579

А

Салат «Цезарь»

380

9,30916

20,57814797

А

Лазанья

360

8,81921

29,39735424

А

Семга на гриле

312

7,64331

37,04066634

А

Салат «Греческий»

294

7,20235

44,24301813

А

Паста с морепрод.

286

7,00637

51,24938756

А

Салат мясной

240

5,87947

57,1288584

А

Судак в кляре

234

5,73248

62,86134248

А

Солянка

201

4,92406

67,78539931

А

Королевский плов

194

4,75257

72,53797158

А

Харчо

186

4,55659

77,09456149

А

Салат «Итальянский коктейль»

185

4,53209

81,6266536

А

Борщ

176

4,31161

85,93826556

В

Котлета по-киевски

132

3,23371

89,17197452

В

Шашлык из свинины

123

3,01323

92,18520333

В

Жульен грибной

121

2,96423

95,14943655

В

Язык с картофелем

92

2,25380

97,40323371

С

Салат «Неаполь»

58

1,42087

98,82410583

С

Помидоры фаршир.курицей  и грибами

48

1,17589

100

С


 

Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.

Группа А – наиболее ценные позиции - 80% продаж

Группа В – промежуточные  – 15 % продаж

Группа С – наименее ценные – 5% продаж

Далее проводим ABC-анализ по объему продаж.

 

Таблица 3-

Наименование

Объем продаж, руб.

%

% с накопит.итогом

Группа

Ризотто

144400

26,29662005

26,29662005

А

Салат «Цезарь»

59800

10,89015152

37,18677156

А

Лазанья

42900

7,8125

44,99927156

А

Семга на гриле

31200

5,681818182

50,68108974

А

Салат «Греческий»

29400

5,354020979

56,03511072

А

Паста с морепрод.

27160

4,946095571

60,98120629

А

Салат мясной

25200

4,589160839

65,57036713

А

Судак в кляре

25110

4,572770979

70,14313811

А

Солянка

24000

4,370629371

74,51376748

А

Королевский плов

23400

4,261363636

78,77513112

А

Харчо

21120

3,846153846

82,62128497

А

Салат «Итальянский коктейль»

16080

2,928321678

85,54960664

В

Борщ

14800

2,695221445

88,24482809

В

Котлета по-киевски

14760

2,687937063

90,93276515

В

Шашлык из свинины

14520

2,644230769

93,57699592

В

Жульен грибной

10890

1,983173077

95,560169

В

Язык с картофелем

9860

1,795600233

97,35576923

С

Салат «Неаполь»

8280

1,507867133

98,86363636

С

Помидоры фаршир.курицей  и грибами

6240

1,136363636

100

С

Итого

549120

     

Информация о работе Совершенствование оперативного планирования на предприятии общественного питания