Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Определить современные требования к организации рабочих мест персонала; Выявить и проанализировать факторы, определяющие требования к организации рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта; Проанализировать существующее состояние организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала; обоснование требований к рабочему месту персонала отдела маркетинга и сбыта; Предложить и обосновать рекомендации по совершенствованию организации рабочих мест персонала.
Введение 3
1 Теоретические основы организации рабочих мест на предприятии 5
1.1 Сущность организации рабочих мест 5
1.2 Современные требования к организации рабочих мест персонала 8
2 Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии 14
2.1 Краткая характеристика РУПП «Витязь» 14
2.2 Анализ существующего состояния организации рабочих мест и его влияние на эффективность использования персонала 16
3 Предложения по совершенствованию рабочих мест персонала отдела маркетинга и сбыта 24
Заключение 26
Список использованных литературных источников 27
Каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения. [6, с. 236]
Продолжительность работы на ПК не должна превышать 6 часов в день.
Для обеспечения оптимальной работоспособности на протяжении рабочей смены устанавливается регламентированные перерывы. При 8-ми часовой рабочей смене при работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый. [2]
Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПК осуществляется системой общего равномерного освещения. Естественное освещение должно осуществляться через свето-проемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%. В производственных и административных помещениях в случаях преимущественной работы с документами применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). [3]
В качестве источников
света при искусственном
При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп рекомендуется не менее 50-70 Вт. [7, с. 191]
Свет не должен
слепить глаза и не вызывать направленных
на работника бликов. Крепление светильника
должно предусматривать возможность
его перемещения в соответствии
с индивидуальными
Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхность экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
Освещенность рабочих помещений с дисплеями рекомендуется в пределах 300-500 лк. В поле зрения работающего с дисплеем не должны находиться окна и осветительные приборы. Светильники должны быть с рассеивателями, отражение на экране от источника света снимается установкой защитных экранов. Яркость свечения не должна быть меньше освещенности рабочей поверхности с документами, поскольку скачки яркости при смене полей зрения (с документа на экран и наоборот) должно быть минимальными. [5, с. 192]
Оконные проемы в помещениях с ПК должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др. [1]
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ПК необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп. [3]
В тесной связи с установлением рациональной освещенности должно решаться цветооформление помещений, так как существует определенная зависимость между цветом и возникновением зрительного утомления.
При однообразной работе оправдана окраска стен помещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета. В такие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выходят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в комнатах, выходящих на север или северо-восток. В служебных помещениях центральных и северных районов потолки рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных – в светло-голубой. [5, с. 192-193]
Предельно допустимый уровень шума - 80 дБ, рекомендуемая температура для нормальных условий труда - 18-22°С, относительная влажность - 60-80 %, скорость движения воздуха - 0,5-1,5 м/сек, освещенность - 300 люкс на 1 м2. [7, с. 72]
Важным элементом рабочего места является рабочая мебель. Рациональная ее конструкция способствует экономии движений, уменьшению напряжения организма, и, следовательно, снижению утомляемости и повышению работоспособности человека. Она должна учитывать положение исполнителя на рабочем месте, то есть рабочую позу, и нагрузки, которые работник испытывает в процессе труда. [6, с. 232-233]
Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. [1]
При длительной работе в положении сидя должны использоваться стулья и кресла с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников, при необходимости — подголовники.
Высота сиденья в оптимальном варианте должна быть регулируемой в пределах 350-500 мм от пола в зависимости от роста работника и высоты рабочей поверхности. Рекомендуемая ширина сидений рабочей мебели 330-400 мм, глубина 380-420 мм. Конструкция стула должна предусматривать упор для ног (подножку).
Для кратковременного пользования (5-10 мин.) рекомендуются жесткие стулья и табуретки.
Сиденья-опоры
применяются, когда работник не имеет
возможности
присесть даже на короткое время, но может
опереться на сиденье-опору, не-
сколько сняв напряжение мышц. [6, с. 233]
2 Анализ и оценка организации рабочих мест на предприятии
РУПП «Витязь» является крупным многопрофильным предприятием.
Способно удовлетворить, при заключении договоров, потребность Министерств и ведомств республики в противопожарной технике.
Вырабатывает теплоэнергию, 89% которой идет на отопление жилого фонда города. Завод обеспечивает теплом и горячей водой 1/3 часть городского населения.
В тепличном хозяйстве предприятия выращиваются овощи. Хозяйство является рентабельным.
РУПП «Витязь»
имеет собственную ремонтно-
Работая в условиях продолжающегося роста цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоносители, хронического недостатка оборотных средств, все усилия коллектива в 2007 и 2008 годах были направлены как на изыскание внутренних резервов путем жесткого режима экономии материальных ресурсов, так и на выбор оптимального поставщика сырья, материалов и комплектующих изделий.
Наряду с мероприятиями по экономии материальных ресурсов, совершенствованию учета затрат на производство, предприятием проделаны работы по освоению выпуска новых изделий, удешевлению конструкции выпускаемых изделий, совершенствованию структуры управления и внутризаводского хозяйственного расчета.
РУПП «Витязь» - одно из крупнейших отечественных производителей телевизионной техники. Предприятие специализируется на выпуске телевизионных приемников цветного и черно-белого изображения. За 33 года существования предприятие «Витязь» поставлял на рынок самые различные товары народного потребления длительного пользования: мебели, медицинского оборудования (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических, стерилизаторов), наземных станций приема. Продукция, предлагаемая предприятием, предназначена для потребителей, как со средним уровнем дохода, так и с уровнем доходов ниже и выше среднего.
Предприятие в данный момент производит: цветные и черно-белые телевизоры, системы спутникового телевидения, пылесосы, ДВД, чайники, медтехнику, мебель, спецтехнологическое оборудование и оснастку, строительную продукцию и другую продукцию.
Организационно-экономические показатели предприятия за 2006-2008 гг. представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Организационно-экономические показатели предприятия за 2006-2008 гг.
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008г. |
Абсолютное изменение 2008г. | |
к 2006 г. |
к 2007 г. | ||||
Среднесписочная численность работников предприятия, чел. |
4012 |
4110 |
3320 |
-692 |
-790 |
Среднесписочная числен-ность персонала отдела маркетинга и сбыта, чел |
305 |
298 |
243 |
-62 |
-55 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
193911 |
228312 |
204807 |
10896 |
-23505 |
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. |
167954 |
204756 |
185213 |
17259 |
-19543 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн. руб. |
25957 |
23556 |
19594 |
-6363 |
-3962 |
Балансовая прибыль (убыток), млн.руб. |
31239 |
27864 |
27999 |
-3240 |
135 |
Рентабельность производственной деятельности, % |
0,15 |
0,12 |
0,11 |
-0,04 |
-0,01 |
Рентабельность продаж, % |
0,13 |
0,10 |
0,09 |
-0,04 |
-0,01 |
Источник: бизнес-план предприятия за 2008 год.
В данной курсовой работе рассмотрено рабочее место менеджера по продажам маркетинга и сбыта.
Данный специалист занимается приемом заявок клиентов, их документальным оформлением и контролем загрузки автомобиля и доставки продукции до пункта выгрузки.
От деятельности менеджера по продажам зависит сбыт продукции и поступление за нее денежных средств на предприятие.
РУПП «Витязь» по численности работников является крупным предприятием, которое имеет в своем составе 40 менеджеров по продажам отдела маркетинга и сбыта, которые располагаются по 4-9 человек в кабинете.
Каждый кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако, также в помещениях с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данных кабинетах нет.
Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь на одно рабочее место составляет 7 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.
Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.
Помещение имеет естественное и искусственное освещение. Естественное – за счет больших широких окон, которые выходят на запад, а искусственное – за счет люминесцентных ламп.
Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.
В помещении стоят специальные шкафы для хранения документов и шкаф для верхней одежды.
На окнах весят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом.
На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые не отвлекают от работы. В каждом кабинете растут живые цветы в горшках. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.
Температура воздуха в теплый период времени составляет 21-26оС, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо. Что неблагоприятно отражается на работе менеджеров. В холодный период времени температура воздуха составляет 14-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.