Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа
В связи с важностью и значимостью обеспечения нормального социально-психологического климата в коллективе функция предотвращения и управления конфликтами вошла в систему управления организацией, и является важным функциональным звеном всей системы менеджмента. Таким образом, тема исследования актуальна и требует дальнейшей разработки.
Основной целью работы является разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами.
Задачами моей работы являются:
проанализировать научную литературу по исследуемой проблематики;
изучить информацию о методах и инструментах управления конфликтами в ведущих и зарубежных компаниях;
Введение
Общественная жизнь
немыслима без столкновения
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
Конфликт является естественным и неизбежным результатом деятельности любой группы. В любом трудовом коллективе всегда есть место недовольству, противоречивым мнениям и интересам. В некоторых случаях без таких конфликтов не может быть решена та или иная проблема. Если конфликт не под контролем, то он может причинить вред организации.
В связи с важностью
и значимостью обеспечения
нормального социально-
Основной целью
работы является разработать
практические рекомендации по
совершенствованию процесса
Задачами моей работы являются:
проанализировать научную литературу по исследуемой проблематики;
изучить информацию о
методах и инструментах управления
конфликтами в ведущих и
Глава 1 Теоретические аспекты конфликтологии
1.1 Понятие конфликта
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований.
Конфликт – это
столкновение взглядов, интересов,
отсутствие согласия между
Конфликт – это любая ситуация, в которой организм (человек или животное) испытывает противоречивые чувства или импульсы [2].
Конфликт – это
столкновение полярных
Конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере двух сторон [4].
Конфликт – это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [5].
Конфликт – это
важнейшая сторона
Конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [7].
Конфликт – вид
противостояния, при котором стороны
стремятся захватить
По рассмотренным
определениям можно сделать
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие
к школе «человеческих
Современная точка
зрения заключается в том, что
даже в организациях с
Таким образом,
конфликт может быть
1.2 Функции (последствия) конфликтов
Бытует мнение, что конфликт - это явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникает. В действительности конфликты могут быть функциональными, приводящими к повышению эффективности деятельности организации, или дисфункциональными, приводящими к снижению группового сотрудничества и эффективности их деятельности. Точнее, конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции, таблица 1. Преобладание тех или иных функций конфликтов зависит в основном от - управления ими.
Таблица 1 – Функции (последствия) конфликтов
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами. Большая расположенность сторон к сотрудничеству в будущем. Усиление чувства причастности людей к решению проблемы и облегчение его реализации. Выявление проблем до начала реализации решения. Расширение набора альтернативных вариантов решения проблемы. Получение новой информации об участниках и мотивах конфликта, о возможных оппонентах. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом. Стимулирование к изменению и развитию. Снижение синдрома покорности у подчиненных. |
Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте. Рост текучести кадров, снижение дисциплины, ухудшение морально-психологического климата в коллективе. Представление о другой группе как о враге. Чрезмерное увлечение конфликтом в ущерб работе. Придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы. Уменьшение или прекращение сотрудничества между участниками конфликта. Усиление враждебности между конфликтующими сторонами. Сложное восстановление деловых контактов ("шлейф конфликта"). Усиление непродуктивной
конкуренции с другими Представление о своих целях как положительных, а целях другой стороны - как отрицательных. |
1.3 Типы и причины конфликтов
Существует четыре основных типа конфликтов.
Первый тип - внутриличностный конфликт. Он может принимать разные формы. Одна из наиболее распространенных его форм - это ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией магазина требует, чтобы продавец все время находился в отделе, предоставлял покупателям информацию и оказывал услуги. Позже он высказывает недовольство тем, что продавец тратит много времени на обслуживание покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. Другая ситуация: непосредственный начальник - заведующий отделом дал указание товароведу ускорить проверку качества обуви, а руководитель по качеству настаивает на улучшении проверки качества обуви путем замедления технологического процесса. Оба примера свидетельствуют о том, что исполнителям давались противоречивые задания и от них требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возник в результате противоречивых требований, предъявляемых к подчиненному, во втором - из-за нарушения принципа единоначалия.
В ряде случаев внутриличностный конфликт, происходящий внутри индивида, по природе является конфликтом его целей или взглядов. Конфликтом целей он становится в том случае, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Конфликтом взглядов он становится, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, ценностей и поведения в целом.
Второй тип - межличностный конфликт (наиболее распространенный). Руководителям часто приходится отстаивать интересы коллектива (распределение ресурсов, время использования оборудования и т. д.). Причем каждый считает, что должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему. Также может быть столкновение двух специалистов за осуществление своих проектов. Возможен и конфликт между двумя кандидатами на одну вакансию (должность), а также между отдельными личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
Третий тип - конфликт между личностью и группой. Например, неформальная группа устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым в эту группу. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, в этом случае может возникнуть конфликт.
Конфликт может возникнуть и
на почве должностных
Четвертый тип - межгрупповой конфликт, т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзом и администрацией. Функциональные группы нередко конфликтуют друг с другом из-за различия целей. Например, в отделе сбыта, ориентированном на покупателя, всегда должны быть большие товарные запасы для выполнения заказов, что, в свою очередь, ведет к увеличению затрат и, как следствие, противоречит интересам финансового и других отделов.
Конфликты на практике имеют разную продолжительность -от нескольких дней до нескольких лет. Последние подчас имеют вялотекущий характер, временами усиливающийся.
Можно выделить несколько типов конфликтов в среде непосредственно менеджеров, а именно:
• между менеджерами различного уровня управления;
• между менеджерами и группами давления на предприятии;
• между менеджерами как отдельными личностями и как представителями старшего и младшего поколения управленцев -носителей различных идеологий менеджмента;
• между менеджерами и различными организациями в обществе (профсоюзы, объединения, пресс-группы, лоббисты и т. д.).
Информация о работе Совершенствование процесса управления конфликтами