Совершенствование процесса управления конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

В связи с важностью и значимостью обеспечения нормального социально-психологического климата в коллективе функция предотвращения и управления конфликтами вошла в систему управления организацией, и является важным функциональным звеном всей системы менеджмента. Таким образом, тема исследования актуальна и требует дальнейшей разработки.
Основной целью работы является разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами.
Задачами моей работы являются:
проанализировать научную литературу по исследуемой проблематики;
изучить информацию о методах и инструментах управления конфликтами в ведущих и зарубежных компаниях;

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что деление конфликтов на виды достаточно условно. Жесткой границы между различными видами конфликтов не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и другие[9].

 

1.4 Модель процесса  конфликта

Рисунок 1 представляет модель конфликта как процесса. Из нее  видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».

Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что «вот почему он не прав, а моя-то точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

 

 

Рисунок 1 -  Модель конфликта как процесса

 

Следующая стадия конфликта  как процесса — это управление им. Далее мы обсудим несколько способов управления конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

Функциональные последствия  конфликта. Имеется семь функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.

1. Неудовлетворенность,  плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

2. Меньшая степень  сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность  своей группе и больше непродуктивной  конкуренции с другими группами  организации.

4. Представление о  другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия  и общения между конфликтующими  сторонами.

6. Увеличение враждебности  между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

7. Смещение акцента:  придание большего значения «победе»  в конфликте, чем решению реальной  проблемы.

 

Глава 2 Механизм управления конфликтами в организации

 

2.1 Способы предупреждения конфликтов

  Управление конфликтом  предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций.

  Вся деятельность  по предупреждения конфликтов  представляет собой одно из  конкретных выражений человеческой  способности обобщать имеющиеся  теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности.

  Профилактика конфликта  представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

  • знанием общих принципов управления социальными организациями, формулируемых современной теорий менеджмента, и умением использовать их для анализа конфликтных ситуаций;
  • уровнем общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией;
  • глубиной анализа на этой общей теоретической основе конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;
  • степенью соответствия избранных методов корректировки сложившейся ситуации ее конкретному содержанию;

эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит  не только от глубины теоретических  знаний возможных участника конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.

  Из этого следует,  что деятельность по предупреждению  конфликтов является весьма непростым  делом. Поэтому возможности профилактической  деятельности нельзя переоценивать,  хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

  Существует ряд  препятствий, снижающих возможность  предупреждения конфликтов, направление  их развития в конструктивное  русло. Одно из основных препятствий такого рода имеет психологическую природу и связано с таким родовым качеством человеческой психологии, которое характеризуется как непреодолимое стремление человека к свободе и независимости. В связи с этим люди воспринимают, как привило, негативно всякие попытки вмешательства в их взаимоотношения, оценивая подобные действия как выражение стремления ограничить их независимость и свободу.

  Не менее важное  препятствие – некоторые общепринятые  нравственные нормы, регулирующие  человеческие взаимоотношения. Исходя из них люди считают свое поведение сугубо личным делом, а вмешательство третьего лица рассматривают как нарушение общепринятых норм нравственности, одной из которых является неприкосновенность личной жизни.

  Следующее препятствие имеет правовой характер и связано с тем, что в странах с развитыми демократическими традициями некоторые общечеловеческие нормы нравственности приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и свободы личности. Их нарушение в той или иной форме может быть квалифицировано не только как не вполне нравственное, но и как противоправное. Тем более что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников.

  Поэтому успешная  деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию человеческих взаимоотношений. Причем такая деятельность становится целесообразной только в том случае, если возникла реальная опасность перерастания личных или групповых взаимоотношений в разрушительные, деструктивные формы, такие, например, как разрыв личных взаимоотношений, распад семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные столкновения.

  Профилактика конфликта  представляет собой по своей  сути воздействие на те социально-психологические  явления, которые могут стать  элементами структуры будущего  конфликта, на его участников  и на используемые ресурсы.  Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей, как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

  Все многообразные  причины конфликтов могут быть  представлены как имеющие два  уровня: объективный, или социальный, и субъективный, или психологический.

  Объективные, или  социальные, причины – это экономические,  политические, духовные противоречия социальной жизни. Это различного рода перекосы в экономике, резкие контрасты в уровне жизни социальных групп, неэффективное управление, духовная нетерпимость, фанатизм. Методами предупреждения причин конфликтов этого уровня являются:

  • проведение экономической и культурной политики, основанной на принципах равенства и социальной справедливости;
  • укрепление во всех сферах жизни общества принципов законности и правопорядка;
  • повышение культурного уровня населения, существенным элементом которого выступает конфликтологическая грамотность.

  Реализация этих  социальных программ является  самым надежным средством исключения  из социальной жизни разрушительных  конфликтов, как и многих других  негативных явлений.

  Важнейшую роль среди этих  программ играет воздействие,  прежде всего с помощью средств массовой информации, на духовный мир людей, изжитие из массового сознания «субкультуры» насилия и агрессии, изменение ценностных ориентаций в направлении уважения к правам личности, доброжелательности во взаимоотношениях, укрепление взаимного доверия, преодоление нетерпимости и насилия. Современное общество, в том числе и российское, еще весьма далеко от решения этих задач. Так, по данным отечественных психологов, около 40% процентов женщин подвергаются систематическому насилию в семье. Полностью избежать проявлений насилия нельзя, поскольку оно является одной из естественных поведенческих реакций человека.

  Знание и учет в практической  деятельности общих причин разнообразных  конфликтов помогает на основе  применения дедуктивного метода, движения от общего к частному разобраться в источниках не только межличностных конфликтов, но и в конфликтах внутри малых групп, а также в тех масштабных противоборствах, которые порою охватывают все общество. С помощью дедуктивного метода можно прогнозировать, предсказывать возможность возникновения самых разнообразных социальных коллизий и своевременно их предупреждать.

  У любого социально обусловленного  конфликта всегда есть своя  психологическая составляющая. Ведь  развитая психика является неотъемлемым качеством человека, которое так или иначе проявляется во всех формах его деятельности. Но эта особенность человеческой психики, ее высокий уровень развития обусловливает и ее относительную самостоятельность, независимость от той природной и социальной среды, с которой она связана. Причем эта самостоятельность и независимость приводят иногда к созданию людьми различного рода мифов, весьма далеких от реальной природной и социальной действительности, но выступающих тем не менее в качестве руководства к действию как в личной, так и в общественной жизни.

  Поэтому и существуют формы  человеческой активности, в том  числе и конфликтного характера,  порожденные чисто психологическими  моментами, в которых трудно  усмотреть тот или иной социальный  подтекст. Таковы конфликты, порожденные чувствами обманутого доверия, взаимной неприязни, ущемленного самолюбия, сомнениями в правильности избранного жизненного пути и другими сугубо психологическими причинами. Причем, несмотря на свою эфемерную, идеальную природу, эти мотивы могут обретать весьма зримые, драматические формы агрессивных действий участников конфликта.

  Предупредить или ослабить  конфликт психологического уровня  можно, только нейтрализовать  агрессивные чувства и устремления  людей, что является весьма  и весьма сложной задачей. Добиться трансформации сложившихся агрессивных установок, мыслей и чувств можно только на основе глубокого анализа психологической ситуации по возможности на самых ранних этапах возникновения соответствующих мотивов у противоборствующих сторон. Только на этой основе возможно добиться блокирования развития конфликта в деструктивную фазу с применением насилия и других разрушительных средств.

  Однако в работе по предупреждению  конфликта любого вида нельзя  надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Эта работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежный способ профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня – создание в семье, в организации, в коллективе, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает саму возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Информация о работе Совершенствование процесса управления конфликтами