Совершенствование системы управления маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.
В данной курсовой работе рассматривается ряд задач таких как: изучение функций маркетинга; изучение реализации маркетинга деятельности предприятия ЗАО "Очаково".

Содержание работы

Введение 3
1.Функции маркетинга 4
2 Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 16
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 16
2.2 Организационная структура управления предприятием 17
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 17
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 19
2.5 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 21
2.6 Анализ сбытовой сети 37
2.7 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 40
2.8 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 41
2.9 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 42
3 Совершенствование системы управления маркетингом 45
Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 49
Заключение 53
Список использованных источников 54

Файлы: 1 файл

курсовая функции маркетинга.docx

— 99.85 Кб (Скачать файл)

Система товародвижения призвана, в конечном счете, обеспечивать передачу того, что произведено тем, кто будет потреблять произведенную товарную массу посредством обмена. Таким образом, система товародвижения как подфункция сбыта и продаж охватывает значительную сферу хозяйственной деятельности предприятия, начинающуюся от склада готовой продукции до мест продажи произведенных товаров. Система товародвижения - это обеспечение доставки товара в то место, где он нужен, в то время, когда он нужен, в таких количествах, в каких он будет востребован, и такого качества, которое вполне удовлетворит потребителя. Эта система включает в себя также и управление складским хозяйством с основными и промежуточными складами, которые играют роль своеобразного денфера в условиях динамично развивающейся конъюнктуры, особенно рынков потребительских товаров, значительных колебаний в спросе и предложении, сезонности продажи многих товаров.

2. Организация сервиса.

Сервис и гарантийное обслуживание являются неотъемлемыми элементами товарной политики. Они представляют собой услуги, которые предоставляются покупателям до и после приобретения того или иного товара. Сервис рассматривается как система обслуживания покупателей. Цель сервиса - предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара. Возрастающее значение сервисного обслуживания покупателей обусловлено следующими причинами: ростом конкуренции на все более насыщаемых товарных рынках; созданием и профилизацией сервисных центров; возрастанием желаний покупателей иметь возможности решения проблем, возникающих в процессе использования приобретенного товара; усложнением процесса эксплуатации товара.

Основными функциями сервиса как инструмента маркетинга являются: привлечение покупателей; поддержка и развитие продаж товара; информирование покупателя.

3. Организация системы  формирования спроса и стимулирование  сбыта.

4. Проведение целенаправленной  ценовой политики.

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встаёт задача - назначение цены на свои товары или услуги. Цена выступает во множестве разных отраслей. Например, за жильё мы вносим квартплату, в институте - плату за обучение. Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают с вас плату за проезд. С некоторой долей условности ценой руководящего работника можно назвать его жалованье; ценой продавца - получаемую им комиссию; ценой рабочего - его заработную плату. Как устанавливаются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Установление единой цены для всех показателей - идея сравнительно новая. Распространение она получила только с возникновением в конце XIX веке крупных предприятий розничной торговли. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющей выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов. Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются руководители подразделений. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль (железные дороги, нефтяные компании) фирмы часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чьё влияние также сказывается на политике цен, руководители отделов сбыта, заведующим производством, финансовое руководство, бухгалтеры.

5. Проведение целенаправленной  товарной политики.

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего, путём реализации товарной политики. Эта политика предопределяет осуществление таких мероприятий, как:

· Модификация изготовляемых товаров;

· Разработка новых видов продукции;

· Снятие с производства устаревших товаров;

· Установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;

· Обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;

· Установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;

· Создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;

· Организация сервисного обслуживания;

· Послепродажные контакты с покупателями и потребителями.

4. Функции управления  и контроля

1. Организация стратегического  и оперативного планирования  на предприятии.

Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее важные из которых заключаются в следующем.

2. Информационное обеспечение  маркетинга.

Многие российские предприятия сталкиваются с серьезной проблемой - отсутствием эффективной системы управления. Теоретическую основу предлагаемых решений этой проблемы, как правило, составляют управленческие технологии, базирующиеся на некорректных моделях. Поэтому прогноз скорого оздоровления таких предприятий пессимистичен.

3. Коммуникативная подфункция  маркетинга.

4. Формирование контроля  маркетинга.

Маркетинговый контроль бывает трех видов: стратегический, ежегодный плановый (тактический) и контроль прибыли. Первый - это периодическая, всесторонняя и объективная проверка маркетинговой деятельности предприятия с целью выявления соответствия выбранной стратегии реальным процессам, протекающим на рынке. Второй - текущий контроль достижения намеченных целей (объемов продаж, доли занимаемого рынка, отношения потребителей к товарам, и т.д.). Контроль прибыльности производится на основе баланса прибыл и убытков, соотношения затрат и полученных результатов. Он наиболее важен для крупных торговых компаний, реализующих свои товары по многим каналам сбыта и на многих целевых рынках. Контроль - завершающая стадия маркетинговой деятельности. И здесь совершенно необходим так называемый «ситуационный анализ», когда руководству предприятия предоставляют сведения о той ситуации, в которой предприятие находится в настоящий момент, чтобы оно могло оценить успехи и проанализировать недостатки, внести необходимые коррективы в тактические и стратегические планы.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

2   Характеристика  предприятия ЗАО "Очаково"

2.1  Общие сведения  о деятельности предприятия.

Адрес офиса и производственных подразделений: 662100 г. Красноярск, ул.

Свердлова 3.

Директор – Иванов Константин Николаевич

Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные

(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки  и пиво.

Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит

коллективу предприятия.

Организационная структура предприятия: эта информация является секретной.

Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.

На данный момент в Красноярске выпускается следующая продукция:

-     Лимонады серии "Ах" - 8 видов:

-      Колокольчик; экстро-ситро; дюшес; крем-сода; аромат абрикоса; байкал; саяны; кола; квас:

-         Очаковский

-         Окрашенный

-         Очаковский с хреном

-         Джин-тоник; сидр

-         Пиво:

-         Очаковское оригинальное

-         Очаковское специальное

-         Очаковское классическое

-         Очаковское светлое

-         Очаковское экстра

-         Очаковское темное

     2.2 Организационная структура управления предприятием "Очаково"

    

    

Склад готовой продукции

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления  ЗАО "Очаково"

 

     2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия

Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели

является секретной информацией.

Таблица 2.1  - Основные технико-экономические показатели деятельности

предприятия "Очаково"

    

Основные показатели

2008

2009

Откло-нения

Темп роста

Реализовано продукции, т.

- безалкогольные напитки

- пиво

7 241

957

8803

995

1 562

38

121,5

103,9

Себестоимость реализованной продукции, тыс.р.

20784

34984

14200

168,32

Товарная продукция, тыс.р.

12002

13566

1564

113

Себестоимость товарной пордукции, тыс.р.

11692

12516

824

107

Среднесписочная численность, чел.

450

450

0

100

Сумма материальных затрат, тыс.р.

10 712

20 972

10260

195,8

Затраты на 1 руб. товарной продукции

98,06

91,62

-6,44

93,4

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

95,82

96,23

0,41

101

Производительность труда, тыс.р.

77,68

159,45

81,77

205,2

Прибыль от реализации, тыс.р.

869

1049

180

120,7

Балансовая прибыль, тыс.р.

7 686

16 140

8454

209,9

Рентабельность продаж, %

4,37

8,3

3,93

189,9


     Из таблицы видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива   с 2008 г. по 2009 г. на 1562 т. повлияло значительное увеличение  количества новых  потребителей и потребности в данной продукции.. За отчетный период предприятие обновило ассортимент с учетом потребительского спроса.

Реализация  продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с

заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на   безалкогольную

продукцию и пиво выполняются полностью.

Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.

Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2008 г.

Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2009г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2008 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.

     2.4 Анализ  финансового состояния предприятия "Очаково"

Рассмотрим финансовое положение предприятия за два года.

Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.

    

Статья

На 01.01.08

На 01.01.09

АКТИВ

   

1. Оборотные активы

   

2. Денежные средства  и их эквиваленты

117,755

63,102

3.Расчеты с  дебиторами

0,298

61,371

1. Запасы и прочие  оборотные активы

-

-

2. Итого по разделу 1

118,053

124,473

3. 2. Внеоборотные  активы

   

4. Основные средства

31,792

30,067

5. Прочие внеоборотные  активы

-

-

6. Итого по разделу 2

31,792

30,067

7. Всего активов

1095,502

1374,536

ПАССИВ

   

8. 1. Привлеченный  капитал

   

9. Краткосрочные  пассивы 

721,769

857,160

10. Долгосрочные  пассивы 

-

-

11. Итого по  разделу 1

721,769

857,160

Собственный капитал

   

Уставной капитал

55,970

55,970

Фонды и резервы

-

-

Итого по разделу 2

55,970

55,970

Всего источников

1095,502

1374,536


Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:

Экономическую результативность управленческой деятельности предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:

КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6

(2.1)

КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4

(2.2)

Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 >

1, это означает то, что  предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.

Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности

промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК

показывает коэффициент КЭ:

КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4

(2.3)

Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.

2.5 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»

Проблема качества и  конкурентоспособности носит в современном мире

универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит

многое в экономической и социальной любой стране, практически любого

потребителя.

Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства  уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей

совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.

Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести

сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего  маркетинга.

Главными конкурентами Очаково по выпуску  слабоалкогольной и алкогольной продукции  являются  такие крупные кампании как:

Пивоваренная кампания «Балтика»

Кампания «Афанасий –Дон»

Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»

За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку» приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.

Сегодня, по оценкам  «Business Analytica», на каждого жителя в России

приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.

Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают  производителей не переоценивать свои возможности.

Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему

занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.

В этом году проводила исследование на улицах г. Красноярска на предмет

выявления потребностей на пивном рынке и в результате получилась

следующая картина.

Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки:

«Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник»,

«Арсенальное», «Афанасий».

    

Рисунок 2.2 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они

предпочитают

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если  товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые  представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.

     2.6 Анализ сбытовой сети

Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд самое важное решение руководства предприятия ЗАО "Очаково" определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем.

Анализируя каналы распределения  продукции ЗАО "Очаково"  можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров

Первый канал - это канал нулевого уровня.

Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна.

Основная часть всей продукции ЗАО «Очаково» осуществляется через продуктовые магазины.

Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ЗАО "Очаково»".

    

 
 


    

    

    

Рисунок 2.3 - Каналы распределения продукции фирмы ЗАО «Очаково»

Вторым нестандартным каналом распределения является бартер на материалы, энергоресурсы.

Его достоинство - это возможность оплаты, так как нет денежных средств.

Третий канал - торговая сеть города Краснодара при этом реализуется 70 %

продукции.

Четвертый канал - торговая сеть других городов, при этом реализуется 25 %

продукции.

     2.7 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка.

Сегментация рынка  продукции ЗАО «Очаково» представлена в следующем виде:

1)  40% - люди со средним  достатком, рабочие и служащие, с  доходом до 1000 рублей в месяц на члена семьи

2)  20% - «малоимущие» (рабочие  и служащие) с доходом до 500 рублей  в месяц на члена семьи

3)  5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители с  доходом от 3000 рублей

4)  3 % - бизнесмены –  от 5000 рублей

5)  10% - студенты

Рассмотрим  рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 2.3

Таблица 2.3-  Сегментирование рынка   пива г. Красноярска

    

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Популярные фирмы

Экономия (низкая цена)

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Активные пользователи

Ипохондрики, с консервативными вкусами

Те, производители у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

Качество

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные пользователи

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы, экспериментат.

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

«Клинское»,

импортные производители


     2.8 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления.

Реклама для продукции ЗАО «Очаково» является основным инструментом

продвижения их на рынке.

Реклама - неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции.

Рассмотрим средства массовой информации, используемые ЗАО "Очаково» - это:

Газеты: Оптовик.

Телевидение: ТРК "Екатеринодар", ТНТ "Пионер".

Радио: Русское радио, ГТРК "Край".

Реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на трамвай.

Наружная реклама

Информационный листок.

Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.

Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2008 и 2009 г.г. и количеством реализуемой продукции в рублях можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.

Таблица 2.4 - Соотношение   между затратами на рекламу и реализуемой продукции

    

Наименование

2000

2001

Реализовано продукции на тыс.р.

63155

74126

Затраты на рекламу

32

40


Основные цели рекламы - создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ЗАО «Очаково»  предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара продукция ЗАО «Очаково» находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы:

-         информировать о качестве товара, его экономичности;

-         формировать предпочтение к марке  и изменению восприятия

потребителем свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не

откладывая ее.

    2.9 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково»

В настоящее время без реализации функций маркетинга и системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга.

Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее

максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка.

Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс.

Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ЗАО «Очаково».

Основные задачи отдела маркетинга:

- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной  стратегии маркетинга

- исследование факторов, определяющих структуру и динамику  потребительского спроса на продукцию предприятия

- исследование потребительских  свойств производимой продукции  и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей

- ориентация разработчиков  и производства на выполнение  требований

потребителей к выпускаемой продукции

- исследование потребительских  свойств производимой продукции  и сбор

информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

- подготовка предложений  по привлечению сторонних организаций  по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию

- выявление системы взаимосвязи  между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж

сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия

разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании

- организация рекламы  при помощи СМИ

- обеспечение наружной  рекламы

- организация участия  предприятия в выставках

- разработка предложений  по формированию фирменного стиля.

3.Разработка предложений по совершенствованию  маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково"

Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил

достаточно точно определить направления совершенствования  маркетинговой деятельности ЗАО "Очаково": совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.

Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который

предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию  поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы – покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры.

1. Расширение сбытовой команды.

2. Подготовка и обучение сбытового персонала.

3.Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика.

4. Изучение и анализ потенциальных рынков.

5.Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений.

6. Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид

товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

7.Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров, поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию.

8.При затаривании складов выпущенной продукцией провести  1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно

используя информационную поддержку СМИ.

9. Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и

потребностей потенциальных клиентов.

10. Ежемесячно выделять  средства для проведения рекламных  мероприятий.

     Расширение сбытовой команды. Службу сбыта можно организовывать по-разному

– по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса

продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ЗАО "Очаково".

Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях:

1.  Организация нового подразделения

2.  Освоение новой продукции

Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково" может быть  - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е. это  - приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.

Чтобы изучение и анализ спроса на товары ЗАО «Очаково»  были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.

1. Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент

постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды,

мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.

Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок  мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.

Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:

¨     Возраст и пол

¨     Образование

¨     Уровень дохода

¨     Стиль, образ жизни

¨     Затраты на пиво: частота  покупок, средняя сумма разовой покупки

¨     Потребительские предпочтения:

(a)   Требования к  качеству, внешнему виду

(b)  ценовые предпочтения

(c)   место приобретения

2.   Одним из методов  определения приоритетности изделия  с точки зрения

интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить

степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить

следующие методы изучения спроса:

I. Опрос посетителей на выставках

– продажах и специализированных выставках, распродажах.  Эффективен для опроса покупателей по новым моделям для определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения спроса способствует увеличению продаж.

     КАК? Выставке-продаже, распродаже предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория  представляет новые модели для изучения спроса.

Непосредственно на самом мероприятии проводится опрос посетителей. Все

пожелания записываются в специально составленную таблицу:

II. Опрос населения каждые 8 – 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений.

     КАК?  Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс

анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации.

III. Метод регистрации заявок, возвратов

– эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для

планирования ассортимента.

     КАК? Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся предложения об уценки.

     Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод

изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук  реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы.

Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса

необходимо им  постоянно пользоваться.

Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, тем самым отслеживая изменения спроса и предпочтений

покупателей.

Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид

товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

Также для того, чтобы  улучшить маркетинговую деятельность на предприятии  я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную  программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований  учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию фирмы ЗАО «Очаково». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.

    

                                                 Заключение                         

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Для совершенствования  маркетинговой деятельности на предприятии необходимо выделить следующие мероприятия:

-  изменить организационную структуру;

-  произвести совершенствование коммуникаций маркетинга.

-   совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и сбыта с другими

службами

- реструктуризация системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников

В организационной структуре предприятия по отношению к центру маркетинга существуют недостатки: низкий уровень коммуникативности между высшими эшелонами управления и центром маркетинга, нет связи с сбытовым отделом. В организационной структуре также отсутствует отдел коммуникаций, что является минусом для большого и старейшего предприятия. Отдел коммуникаций позволит сократить расход времени на осуществление коммуникаций с различными видами клиентов на внешнем уровне и сокращения времени при получении указаний на внешнем уровне.

                             Список использованных источников

1. Котлер Ф. основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростингер", 2006 г.

2. Маркетинг: Учебник/А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2006.

3. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. - М.: Дело, 2005г.

4. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2005г.

5. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга:  Сер. "Практика

маркетинга". - М.: Фолиум, 2008 г.

6. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива

Гольцов А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии. //Маркетинг, № 6, 2006 г.

7.  Горовой А.А., Сорокин В.В. Российский директор в рыночной экономике:

практический маркетинг для руководителей промышленных  предприятий. - М.: Экономика, 2008 г.

8. Завьялов П.С. маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие.

М., ИНФРА-М,, 2004 г.

9.Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. М., ИНФРА-М., 2007 г.

10. Аесэль Генри. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник  для вузов. М.,

ИНФРА-М., 2007 г.

11. Ковалев А.И. Войленко  В.В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр  экономики и маркетинга,2008 г.

12.  Хлусов В.П. основы  маркетинга. М., "Издательство ПРИОР", 2006 г.

13. Маркетинг: Учебник для  ВУЗов. Н.Д.Эрмашвили.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 - 623 с.

14. Герчикова М.А. Практический менеджмент. - М.: - 2007 г.

    

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование системы управления маркетингом