Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 08:03, курсовая работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристики предприятия.
В данной курсовой работе рассматривается ряд задач таких как: изучение функций маркетинга; изучение реализации маркетинга деятельности предприятия ЗАО "Очаково".
Введение 3
1.Функции маркетинга 4
2 Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 16
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 16
2.2 Организационная структура управления предприятием 17
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 17
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 19
2.5 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 21
2.6 Анализ сбытовой сети 37
2.7 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 40
2.8 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 41
2.9 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 42
3 Совершенствование системы управления маркетингом 45
Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 49
Заключение 53
Список использованных источников 54
2 Характеристика предприятия ЗАО "Очаково" 2.1 Общие сведения о деятельности предприятия. Адрес офиса и производственных подразделений: 662100 г. Красноярск, ул. Свердлова 3. Директор – Иванов Константин Николаевич Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные (квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво. Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия. Организационная структура предприятия: эта информация является секретной. Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие. На данный момент в Красноярске выпускается следующая продукция: - Лимонады серии "Ах" - 8 видов: - Колокольчик; экстро-ситро; дюшес; крем-сода; аромат абрикоса; байкал; саяны; кола; квас: - Очаковский - Окрашенный - Очаковский с хреном - Джин-тоник; сидр - Пиво: - Очаковское оригинальное - Очаковское специальное - Очаковское классическое - Очаковское светлое - Очаковское экстра - Очаковское темное 2.2 Организационная структура управления предприятием "Очаково"
Склад готовой продукции Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ЗАО "Очаково"
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели является секретной информацией. Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"
Из таблицы видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива с 2008 г. по 2009 г. на 1562 т. повлияло значительное увеличение количества новых потребителей и потребности в данной продукции.. За отчетный период предприятие обновило ассортимент с учетом потребительского спроса. Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью. Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами. Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2008 г. Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2009г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2008 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью. 2.4 Анализ финансового состояния предприятия "Очаково" Рассмотрим финансовое положение предприятия за два года. Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности: Экономическую результативность управленческой деятельности предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР: КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6 (2.1) КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2) Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что
предприятие работает с Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ: КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3) Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров. 2.5 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары. Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга. Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как: Пивоваренная кампания «Балтика» Кампания «Афанасий –Дон» Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий» За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку» приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве. Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно. Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности. Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась. В этом году проводила исследование на улицах г. Красноярска на предмет выявления потребностей на пивном рынке и в результате получилась следующая картина. Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».
Рисунок 2.2 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности. 2.6 Анализ сбытовой сети Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд самое важное решение руководства предприятия ЗАО "Очаково" определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем. Анализируя каналы распределения продукции ЗАО "Очаково" можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров Первый канал - это канал нулевого уровня. Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна. Основная часть всей продукции ЗАО «Очаково» осуществляется через продуктовые магазины. Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ЗАО "Очаково»".
Рисунок 2.3 - Каналы распределения продукции фирмы ЗАО «Очаково» Вторым нестандартным каналом распределения является бартер на материалы, энергоресурсы. Его достоинство - это возможность оплаты, так как нет денежных средств. Третий канал - торговая сеть города Краснодара при этом реализуется 70 % продукции. Четвертый канал - торговая сеть других городов, при этом реализуется 25 % продукции. 2.7 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. Сегментация рынка продукции ЗАО «Очаково» представлена в следующем виде: 1) 40% - люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 1000 рублей в месяц на члена семьи 2) 20% - «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 500 рублей в месяц на члена семьи 3) 5% - «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 3000 рублей 4) 3 % - бизнесмены – от 5000 рублей 5) 10% - студенты Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 2.3 Таблица 2.3- Сегментирование рынка пива г. Красноярска
2.8 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. Реклама для продукции ЗАО «Очаково» является основным инструментом продвижения их на рынке. Реклама - неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции. Рассмотрим средства массовой информации, используемые ЗАО "Очаково» - это: Газеты: Оптовик. Телевидение: ТРК "Екатеринодар", ТНТ "Пионер". Радио: Русское радио, ГТРК "Край". Реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на трамвай. Наружная реклама Информационный листок. Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию. Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2008 и 2009 г.г. и количеством реализуемой продукции в рублях можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции. Таблица 2.4 - Соотношение между затратами на рекламу и реализуемой продукции
Основные цели рекламы - создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ЗАО «Очаково» предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара продукция ЗАО «Очаково» находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы: -
информировать о качестве -
формировать предпочтение к потребителем свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не откладывая ее. 2.9 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» В настоящее время без реализации функций маркетинга и системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга. Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка. Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс. Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ЗАО «Очаково». Основные задачи отдела маркетинга: - разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга - исследование факторов,
определяющих структуру и - исследование потребительских
свойств производимой - ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции - исследование потребительских
свойств производимой информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей; - подготовка предложений
по привлечению сторонних - выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании - организация рекламы при помощи СМИ - обеспечение наружной рекламы - организация участия предприятия в выставках - разработка предложений
по формированию фирменного 3.Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково" Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности ЗАО "Очаково": совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия. Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы – покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры. 1. Расширение сбытовой команды. 2. Подготовка и обучение сбытового персонала. 3.Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика. 4. Изучение и анализ потенциальных рынков. 5.Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений. 6. Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику. 7.Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров, поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию. 8.При затаривании складов выпущенной продукцией провести 1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ. 9. Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов. 10. Ежемесячно выделять
средства для проведения Расширение сбытовой команды. Службу сбыта можно организовывать по-разному – по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ЗАО "Очаково". Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях: 1. Организация нового подразделения 2. Освоение новой продукции Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково" может быть - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е. это - приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков. Чтобы изучение и анализ спроса на товары ЗАО «Очаково» были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса. 1. Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента. Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей. Сегментирование желательно проводить по следующим критериям: ¨ Возраст и пол ¨ Образование ¨ Уровень дохода ¨ Стиль, образ жизни ¨ Затраты на пиво: частота покупок, средняя сумма разовой покупки ¨ Потребительские предпочтения: (a) Требования к качеству, внешнему виду (b) ценовые предпочтения (c) место приобретения 2. Одним из методов
определения приоритетности интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить следующие методы изучения спроса: I. Опрос посетителей на выставках – продажах и специализированных выставках, распродажах. Эффективен для опроса покупателей по новым моделям для определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения спроса способствует увеличению продаж. КАК? Выставке-продаже, распродаже предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория представляет новые модели для изучения спроса. Непосредственно на самом мероприятии проводится опрос посетителей. Все пожелания записываются в специально составленную таблицу: II. Опрос населения каждые 8 – 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений. КАК? Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации. III. Метод регистрации заявок, возвратов – эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента. КАК? Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся предложения об уценки. Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы. Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса необходимо им постоянно пользоваться. Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, тем самым отслеживая изменения спроса и предпочтений покупателей. Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику. Также для того, чтобы улучшить маркетинговую деятельность на предприятии я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию фирмы ЗАО «Очаково». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и реагировать на изменения происходящие на рынке.
По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы: Для совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии необходимо выделить следующие мероприятия: - изменить организационную структуру; - произвести совершенствование коммуникаций маркетинга. - совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и сбыта с другими службами - реструктуризация системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников В организационной структуре предприятия по отношению к центру маркетинга существуют недостатки: низкий уровень коммуникативности между высшими эшелонами управления и центром маркетинга, нет связи с сбытовым отделом. В организационной структуре также отсутствует отдел коммуникаций, что является минусом для большого и старейшего предприятия. Отдел коммуникаций позволит сократить расход времени на осуществление коммуникаций с различными видами клиентов на внешнем уровне и сокращения времени при получении указаний на внешнем уровне. Список использованных источников 1. Котлер Ф. основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростингер", 2006 г. 2. Маркетинг: Учебник/А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др.; Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 2006. 3. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. - М.: Дело, 2005г. 4. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2005г. 5. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. "Практика маркетинга". - М.: Фолиум, 2008 г. 6. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Гольцов А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии. //Маркетинг, № 6, 2006 г. 7. Горовой А.А., Сорокин В.В. Российский директор в рыночной экономике: практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий. - М.: Экономика, 2008 г. 8. Завьялов П.С. маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М., ИНФРА-М,, 2004 г. 9.Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. Учебное пособие. М., ИНФРА-М., 2007 г. 10. Аесэль Генри. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М., 2007 г. 11. Ковалев А.И. Войленко В.В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр экономики и маркетинга,2008 г. 12. Хлусов В.П. основы маркетинга. М., "Издательство ПРИОР", 2006 г. 13. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. Н.Д.Эрмашвили.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 - 623 с. 14. Герчикова М.А. Практический менеджмент. - М.: - 2007 г.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о работе Совершенствование системы управления маркетингом