Совершенствование социально-психологических методов управления предприятием
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 17:09, курсовая работа
Описание работы
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.
Особенности психологического
климата влияют на производственные, социальные
и социально-психологические процессы
во всей организации. С уверенностью можно
утверждать, что социально-психологический
во многом определяет производственные
успехи организации и ее положение на
рынке.
Социально-психологические
аспекты управления
Социально-психологические
методы - это способы осуществления управленческих
воздействий на персонал, базирующиеся
на использовании закономерностей социологии
и психологии. Объектом воздействия этих
методов являются группы людей и отдельные
личности. По масштабу и способам воздействия
эти методы можно разделить на две основные
группы: социологические методы, которые
направлены на группы людей и их взаимодействия
в процессе производства (внешний мир
человека); психологические методы, которые
направленно воздействуют на личность
конкретного человека (внутренний мир
человека).
Такое разделение достаточно
условно, т.к. в современном общественном
производстве человек всегда действует
не в изолированном мире, а в группе разных
по психологии людей. Однако эффективное
управление человеческими ресурсами,
состоящими из совокупности высокоразвитых
личностей, предполагает знание как социологических,
так и психологических методов.
Формирование коллективов
с учетом типологии личности и характера
работников, создание нормального психологического
климата, творческой атмосферы. Здесь
в целях эффективного управления персоналом
необходимо учитывать, что отношение к
труду у всех разное. Особое внимание руководители
должны обращать на такие параметры личности,
как интроверсия или экстраверсия.
Личный пример руководителя
своим подчиненным. Во-первых, это имидж
менеджера, который оказывает мотивационное
воздействие на сотрудников в плане их
самовыражения и причастности к работе
на фирме с эффективным руководителем.
Кроме этого, на личном примере часто основывается
власть руководителя, необходимая для
осуществления других функций по управлению
персоналом.
Ориентирующие условия
– то есть цели, стоящие перед организацией,
и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать
эти цели, поскольку, удовлетворяя личные
потребности, он в то же время работает
для того, чтобы решить задачи, стоящие
перед организацией в целом.
Участие работников
в управлении - участие в акционерном капитале,
в прибылях и убытках или участие представителей
трудового коллектива в управлении на
разных уровнях.
Удовлетворение культурных
и духовных потребностей работников -
это предоставление им возможности социального
общения. Многие руководители, делающие
ставку на персонал, особенно в организациях,
не занимающихся материальным производством,
а оказывающем социальные услуги , стараются
проводить корпоративные мероприятия,
организовывать досуг своих сотрудников
и членов их семей или отмечать знаменательные
события в жизни фирмы .Такие мероприятия
считаются гораздо более значимыми в плане
повышения мотивации труда, чем элементы
материального стимулирования, применяемые
к отдельным работникам.
Установление социальных
норм поведения и социальное стимулирование
развития коллектива. Любой работник придерживается
определенных этических норм поведения.
Такие нормы необходимы не только в быту,
но и в трудовой деятельности. Поэтому
если руководство определяет социальные
нормы поведения или они вырабатываются
на основе соглашения между членами коллектива
и руководством либо на основании выработанных
годами традиций, то такое положение вещей
способствует повышению социально-нравственного
климата в коллективе и является важным
мотивирующим фактором.
Установление моральных
санкций и поощрений – то есть разумное
сочетание позитивных и негативных стимулов.
Моральные санкции в виде строгих выговоров
имеют силу мотивационного воздействия
в тех организациях, где подобный подход
является многолетней традицией. В негосударственных
организациях моральные санкции не оказывают
должного действия, а такая форма материальной
санкции, как штраф за опоздание на работу
дает должный мотивационный эффект. Такие
меры морального поощрения, как благодарность,
почетная грамотная или фотография на
«Доске почета» оказывают свое мотивационное
воздействие в тех организациях, где существует
многолетняя традиция поощрений подобного
рода.
Социальная профилактика
и социальная защита работников - это бесплатная
медицинская помощь, профилактические
осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные
путевки, компенсации на проезд и другие
виды не денежного стимулирования. Однако
такие методы социальной защиты оказывают
свое мотивационное воздействие в тех
организациях, где стоимость рабочей силы
относительно низкая и требуются дополнительные
методы материального поощрения работников.
Гуманизация труда
- содержание рабочих помещений, повышение
творческого содержания рабочих операций,
устранение монотонности трудовых процессов
и др.
Социологические методы
играют важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение
и место сотрудников в коллективе, выявить
лидеров и обеспечить их поддержку, связать
мотивацию людей с конечными результатами
производства, обеспечить эффективные
коммуникации и разрешение конфликтов
в коллективе. Классификация элементов,
регулируемых с помощью социологических
методов, показаны в приложении А. Рассмотрим
их более подробно.
Социологические методы
исследования составляют научный инструментарий
в работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора, оценки,
расстановки и обучения персонала и позволяют
обоснованно принимать кадровые решения.
Личностные качества
характеризуют внешний образ сотрудника,
который достаточно стабильно проявляется
в коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности. Личностные
качества можно разделить на деловые (организационные),
которые необходимы для выполнения конкретных
функций и задач, и моральные (нравственные),
отражающие проявление личной морали
человека. В кадровой работе необходимо
также знать достоинства и недостатки
сотрудников, исходя из которых, им подбирается
рабочее место, намечается служебная карьера
и обеспечивается продвижение.
Мораль является особой
формой общественного сознания, регулирующего
действия и поведение человека в обществе
с помощью нравственных норм. В процессе
исторического развития человечества
нравственные нормы получили обыденное
выражение в виде народной мудрости и
идейное обоснование в религиозных учениях
на основе идеалов добра и зла, чести и
бесчестия, мудрости и глупости, одобрения
или осуждения и др.
Партнерство составляет
важный компонент любой социальной группы
и заключается в налаживании разнообразных
форм взаимоотношений, на базе которых
организуется общение людей. В партнерстве
люди выступают как равноправные члены
во взаимоотношениях между собой в отличие
от формальной связи руководителя с подчиненным,
где имеет место зависимость одного человека
от другого. Различают такие формы партнерства:
деловое, дружеское, по увлечениям (хобби),
семейное - между родственниками, сексуальные
- интимные взаимоотношения людей. В партнерстве
отношения строятся на основе взаимоприемлемых
психологических способов убеждения:
подражании, просьбах, советах, похвалах.
Когда на работе деловые отношения поддерживаются
в форме дружеского партнерства и общих
увлечений, это всегда способствует созданию
хорошего психологического климата в
коллективе.
Таким образом, партнерство
составляет один из ключевых компонентов
корпоративной культуры предприятия и
социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является
специфической формой общественных отношений
и характеризуется стремлением людей
к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.
Общение — это специфическая
форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией. Межличностное
общение возникает между различными людьми
в формах руководитель - подчиненный -
сотрудник - друг и других более сложных
формах общения нескольких людей. Личностное
общение имеет место в простых формах
взаимоотношений руководителя с подчиненным,
сотрудников между собой, когда существуют
два субъекта коммуникаций. Вербальное,
или словесное, общение возникает в процессе
устного или письменного обмена информацией.
Невербальное общение имеет место, когда
используются другие знаковые формы передачи
информации, например жесты, мимика, звуки,
поза и т.д. Управленческое общение включает
в себя три основных этапа: выдача распорядительной
информации, получение обратной информации,
выдача оценочной информации.
Переговоры - это специфическая
форма человеческого общения, когда две
или более сторон, имеющие различные цели
и задачи, пытаются увязать между собой
различные интересы на основе продуманной
схемы разговора (диалога) и, как правило,
избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения
противоборствующих сторон, имеющая свой
сюжет, композицию, энергию, которые по
ходу действия трансформируются в кульминацию
и развязку и заканчиваются положительным
или отрицательным решением проблемы.
Различают межличностные конфликты, личностный
конфликт между внешней средой и внутренней
моралью, конфликты по поводу распределения
ролей на работе, деловые конфликты из-за
столкновения интересов различных подразделений,
семейные конфликты по различным проблемам
и др.
Сигналами конфликта
являются социальный кризис, напряжение
в группе, недоразумения из-за поступков,
отклонений от норм, психологические и
этические инциденты на работе и в быту,
дискомфорт или интуитивное ощущение
неловкости в компании или на работе.
Итак, знание социологических
методов управления позволяет руководителю
коллектива объективно осуществлять социальное
планирование, регулировать социально-психологический
климат, обеспечивать эффективные коммуникации
и поддерживать на хорошем уровне корпоративную
культуру. Для этого целесообразно систематически
(не реже одного раза в год) проводить социологические
исследования в коллективе; особенно полезно
знать мнение членов коллектива о руководителе.
Психологические методы
играют очень важную роль в работе с персоналом,
т. к. направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач
предприятия.
Психологические методы
играют очень важную роль в работе с персоналом,
т. к. направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач
предприятия. Классификация элементов,
регулируемых с помощью психологических
методов, показана в приложении В. Дадим
их характеристику.
Психологическое планирование
составляет новое направление в работе
с персоналом по формированию эффективного
психологического состояния коллектива
предприятия. Оно исходит из необходимости
концепции всестороннего развития личности
человека, устранения негативных тенденций
деградации отсталой части трудового
коллектива. Психологическое планирование
предполагает постановку целей развития,
и критериев эффективности, разработку
психологических нормативов, методов
планирования психологического климата
и достижения конечных результатов.
Отрасли психологии
и знание их методов исследования позволяют
сделать правильный анализ душевного
состояния людей, построить их психологические
портреты, разработать способы устранения
психологического дискомфорта и формировать
хороший климат коллектива.
Типы личности характеризуют
внутренний потенциал человека и его общую
направленность к выполнению определенных
видов работ и сферам деятельности.
Темперамент является
очень важной психологической характеристикой
личности для определения назначения
и места каждого работника в коллективе,
распределения управленческих задач и
психологических приемов работы с конкретным
человеком. Известны четыре основных темперамента:
сангвинический, флегматический, холерический
и меланхолический.
Черты характера определяют
направленность мира человека, уровень
потребности в общении. По преобладанию
тех или иных черт характера людей разделяют
на экстравертов и интровертов. Экстраверт
- чрезвычайно общителен, откликается
на все новое, прерывает вид деятельности,
иногда не закончив работу, если возникает
новый собеседник, стимул. Интроверт -
замкнут, в поведении исходит только из
внутренних соображений, поэтому иногда
окружающим его действия кажутся вычурными
и чудаковатыми.
Направленность личности
является важной психологической характеристикой
человека и рассматривается сточки зрения
потребностей, интересов, мотивов, убеждений
и мировоззрений.
Интеллектуальные
способности характеризуют возможности
понимания, мышления, сознания человека
и важны для профессиональной ориентации,
оценки людей, планирования карьеры и
организации движения по служебной лестнице.
Главное внимание следует обратить на
уровень интеллекта работника, который
имеет три градации (высокий, средний,
низкий).
Методы познания представляют
собой инструменты, с помощью которых
человек изучает действительность, обрабатывает
информацию и готовит проекты решений.
Наиболее известными методами познания
являются анализ и синтез, индукция и дедукция.
Психологические образы
позволяют проводить обучение персонала
на основе типовых образцов поведения
исторических личностей, крупных руководителей
и новаторов производства.
Способы психологического
воздействия относят к числу важнейших
элементов психологических методов управления.
Они концентрируют все необходимые и разрешенные
законом приемы воздействия на людей для
координации в процессе совместной трудовой
деятельности.
Поведение - совокупность
взаимосвязанных реакций, осуществляемых
человеком для приспособления к внешней
среде. Поведение человека можно представить
в виде синусоиды колебаний или броуновского
движения внутри достаточно широкого
поля, образованного моральными нормами,
принятыми в той социальной группе (коллективе,
семье), к которой принадлежит человек.