Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:31, реферат
В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внутренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. Коротко расскажем о современных методах решения этих проблем.
Введение
В условиях рыночной экономики
предприятие нуждается в
Зачем нужна эта информация?
Во-первых, она представляет практический
интерес и без непосредственной
связи с автоматизацией управления,
во-вторых, рассмотренные здесь понятия
могут встречаться в
Охарактеризуем основные черты управления предприятием как процесса с точки зрения теории управления.
В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность по реализации планов – учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рис. 1.1).
Процесс управления имеет
иерархическую структуру и
Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (согласитесь, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.
Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. Кстати, не стоит путать это понятие с автоматизированной системой управления, о которой речь пойдет ниже. Система управления существует на любом предприятии независимо от того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».
На первый взгляд, может показаться, что приведенные рассуждения выглядят чересчур теоретизированно. Однако мы хотим подчеркнуть, что эти положения проверены практикой и лежат в основе методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности, которые мы будем рассматривать.
Что же касается практических
аспектов, то попробуйте, например, сформулировать
количественно цель процесса управления
вашим предприятием в прошлом
году и оценить ее выполнение. А
в текущем году? Теперь попробуйте
прямо сейчас нарисовать структуру
системы управления на вашем предприятии
с явным определением правил, на
основе которых она функционирует.
Вполне возможно, что у многих возникнут
определенные затруднения. Практика показывает,
что эти затруднения могут
свидетельствовать о
Общие проблемы эффективной организации управленческой деятельности или, как теперь принято говорить на западный манер – менеджмента, достаточно подробно рассмотрены в литературе (см., например, [1, 2]). Поскольку наша книга посвящена проблемам автоматизации управления, далее мы рассмотрим вопросы повышения эффективности управленческой деятельности именно в этом ключе.
Прежде всего нам представляется целесообразным дать общую характеристику предприятий, применительно к которым далее будет идти речь об автоматизации управления и кратко остановиться на особенностях задач управления этими предприятиями. Об этом мы поговорим далее.
Существуют различные
способы классификации
Мы не будем приводить здесь формальные характеристики предприятий, об автоматизации управления которыми пойдет речь в этой книге, а постараемся определить их на понятийном уровне, основываясь на анализе жизненного цикла предприятия.
Если предприятие развивается с нуля, то оно проходит несколько стадий развития, начальной из которых обычно является следующая. Работают несколько человек, зачастую хороших знакомых или родственников. Руководство замыкает процесс управления на себя, управляет всеми процессами сразу, при этом механизмы управления кустарны и сводятся к выдаче устных или письменных распоряжений. При удачном стечении обстоятельств компания разрастается, увеличивается число сотрудников, появляются структурные подразделения и, соответственно, их руководители. Однако стиль управления остается прежним. При отсутствии четкой системы управления часто возникает боязнь руководства делегировать полномочия другим сотрудникам, стремление делать всё самому, недоверие к людям. В результате оперативное получение точной количественной информации о реальном состоянии дел становится практически невозможным, поскольку сведения, предоставляемые руководителями структурных подразделений обычно разрозненны, возможно тенденциозны и зачастую противоречивы.
В компании начинают появляться
толпы экономистов и
Качественная система управления проста и прозрачна, информация едина и достоверна, причём очень важно, что достоверность информации гарантируется собственно системой управления в целом, а не отдельными людьми. В результате достигается возможность простого и эффективного контроля за работой компании в целом, контроля отдельных процессов и даже контроля деятельности отдельных сотрудников.
Проведем простейший тест. Часто ли вам, входя в одно из помещений офиса, приходилось в последнее время задавать себе вопрос «Вроде бы все сидят, корпят над работой, но почему не видно особого толка? А вот того, в клетчатом пиджаке, я что-то вообще не припоминаю. Он-то здесь чем занимается?». Если да, то это косвенный признак того, что вам необходимо задуматься над внедрением новых технологий управления. Как показывает практика, если такое решение не принимается вовремя, то компании, разрастаясь в объеме и не имея четкой системы управления, лопаются как мыльные пузыри.
На сегодняшний день подобные
предприятия составляют подавляющее
большинство в общем числе
предприятий, нуждающихся в комплексной
автоматизации процесса управления.
Объективная необходимость
Область деятельности рассматриваемых
в книге предприятий
В процессе управления предприятиями, относящимися к выделенной в предыдущем разделе группе, необходимо эффективное решение комплекса задач, основные виды которых в общем случае могут быть определены следующим образом
В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов может включать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные задачи возникают и при управлении малым предприятием, однако их реальный объем позволяет обеспечить удовлетворительное решение традиционными средствами бухгалтерского учета.
Напомним, кстати, что в общем случае на предприятии можно выделить как минимум три вида учета:
Особенностью решения задач управления на средних и крупных предприятиях является необходимость использования в качестве одной из основ для принятия решений данных управленческого учета.
Управленческий учет представляет
собой систему сбора, обработки
и предоставления информации высшему
менеджменту для принятия последним
различных управленческих решений.
В этом его главное отличие
от традиционного финансового (бухгалтерского)
учета, ориентированного главным образом
на внешних пользователей –
Отметим, что для рассматриваемых
типов предприятий особенно важна
комплексность при решении
В настоящее время в
России резко возрос интерес к
общепринятым на Западе стандартам менеджмента,
однако многих руководителей до сих
пор поставит в тупик вопрос об
организационной структуре
Вполне возможно, что и
вы, уважаемый читатель уже ощутили
сложности при попытках оптимизировать
затраты, чтобы продукция оставалась
одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной.
Как раз в этот момент четко
проявляется необходимость
Отметим, что совершенно
не обязательно каждый раз самим
придумывать решения для этих,
ставших уже стандартными, задач.
В настоящее время при
Информация о работе Современные методы управления предприятием