Тем, что сказано выше, не исчерпываются
характеристики развитости рынка рабочей
силы. Среди его других аспектов - обеспечение
стабильности трудовых отношений (недопустимость
длительных перерывов в работе, частой
смены производственных функций работника,
давления на него внепроизводственных
факторов); развитие специальных мер защиты
и социальных институтов по борьбе с безработицей
и ее длительными последствиями и другие.
Понятие развитого рынка рабочей силы
включает в себя как определенные качественные
требования к состоянию трудовых отношений
в обществе, так и механизм, который
мог бы
реализовать
эти требования.
Социальные
институты, обслуживающие рынок рабочей
силы, включают:
- сложившуюся
систему оплаты труда (чем и
кем она определяется, какие факторы
участвуют в ее формировании, какие организационные
структуры соразмеряют трудовой вклад
и вознаграждение работника и т.д.);
- систему регулирования
рынка рабочей силы (структуры, выполняющие
посреднические функции между
работниками и работодателем, обеспечивающие
в общенациональном или региональном
масштабе соответствие между работой
и работником, помощь в подготовке и переподготовке
рабочей силы, в разрешении серьезных
трудовых конфликтов);
- иерархию
организационных форм, обеспечивающих
прямые и обратные связи между
общенациональными и региональными
(местными) рынками труда;
- систему
образования и подготовки кадров;
- социальное
страхование (вопросы пенсионного
обеспечения, пособия по случаю
производственного травматизма
и потери работы и др.).
Рыночные
отношения есть форма экономической
организации функционирования общества,
при которой продавцы и покупатели взаимодействуют
и вступают в связи с друг с другом на рынке
стихийно. Всякое функционирование системы
как известно, предполагает наличие соответствующего
механизма, то есть своей организации.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ РЫНКА
ТРУДА
2.1. Структура рынка труда
Функционально
- организационная структура рынка труда
включает в себя в условиях развитой
рыночной экономики следующие элементы:
принципы государственной политики в
области занятости и безработицы; систему
подготовки кадров; систему найма, контрактную
систему; фонд поддержки безработных;
систему переподготовки и переквалификации;
биржи труда; правовое регулирование занятости5.
На рынке труда встречаются
продавец и покупатель, как при любой сделке
купли - продажи. Продавцы - это работники,
предлагающие свою рабочую силу (способность
к труду), а покупатели - это трудовые коллективы
или отдельные предприниматели, которые
могут самостоятельно решать, сколько
и каких работников им требуется.
На рынке
труда действует закон спроса и предложения
на рабочую силу, который влияет на заработную
плату. Закон спроса и предложения на рабочую
силу отражает несоответствие свободных
рабочих мест составу приходящих на рынок
труда работников по количественным и
качественным параметрам.
На рынке
труда происходит жестокий, беспощадный
отбор наиболее способных и предприимчивых.
Слабых и неспособных рынок не щадит. Но
вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный
труд, способствует созданию жесткой
взаимосвязи между вкладом каждого и полученным
конкретным результатом.
Существовавшая
ранее в нашей стране административно
- командная система управления, при которой
государство как собственник основных
средств производства централизованно
планировало необходимое для полной занятости
число рабочих мест, распределяло и перераспределяло
трудовые ресурсы, полностью разрушило
мотивацию к труду.
Международный
опыт свидетельствует, что рынок труда
не может существовать вне конкурентной,
основанной на частной собственности
экономики и демократических общественных
институтов. Тоталитарное общество даже
теоретически исключает возможность существования
такого рынка, ибо не считает человека
равноправным, юридически и экономически
независимым от государства субъектом.
Такому государству не столь важно, используется
ли людской потенциал эффективно и согласно
с личными интересами человека или нет.
Для него значимо другое - иметь человека
в полном и безоговорочном подчинении
для любых нужд, а личные интересы удовлетворять
по минимуму, что исключает экономическую
и социальную независимость человека.
Это обеспечивает хотя и малоэффективную,
но почти полную управляемость людскими
массами. Свободный рынок труда в таких
условиях просто не нужен, более того,
он был бы серьезной помехой, хотя его
антипод - распределение рабочей силы,
обслуживающее дефицитную по своей природе,
принадлежащую государству экономику
тоже называется рынком труда.
Национальный
рынок труда охватывает все общественное
производство - через него каждая отрасль
получает необходимые ей кадры не только
заданного профессионально - квалификационного
состава, но и определенных культурных
и этико-трудовых достоинств, адекватных
требованиям экономики.
На рынке
труда реализуется возможность:
- свободного
выбора профессии, отрасли и места
деятельности, поощряемого приоритетными
предложениями (уровень оплаты труда,
возможности реализации творческих замыслов
и т. д.);
- найма
и увольнения при соблюдении
норм трудового законодательства,
защищающего интересы граждан
в плане гарантий занятости, условий
труда, его оплаты;
- независимой
и вместе с тем экономически
поощряемой миграции трудовых ресурсов
между регионами, отраслями и профессионально
- квалификационными группами, которой
обычно сопутствует улучшение условий
жизни и трудовой деятельности, чему способствует
наличие высокоразвитых, повсеместно
доступных населению рынков высококачественного
жилья, потребительских товаров культурных
и духовных ценностей;
- свободного
движения заработной платы и
других доходов при сохранении
приоритета квалификации и образования,
соблюдении установленного законом гарантированного
минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный
минимум, и регулировании верхнего предела
доходов через налоговую систему, основанную
на прогрессивной шкале.
В конкурентно-рыночных отношениях
отражаются глубокие процессы, постоянно
происходящие в обществе и определяющие
его движение вперед. Через рынок труда
проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных
эволюционных потока - развитие экономики
(материально-технических элементов и
структур), развитие человека (общей и
профессиональной культуры, творческих
возможностей, нравственных качеств),
развитие общественных отношений (государственных
и классовых структур, отношений собственности,
производственных связей). Они образуют
основу прогресса в обществе, его главное
содержание.
Рабочая
сила представляет собой товар особого
рода, производственные созидательные
качества которого целиком определяют
эффективность конкурентной экономики,
ее возможности создания высокосортных
товаров и комфортных услуг, масштабы
и темпы научно-технических и организационных
преобразований. Поэтому подготовка и
выпуск на рынок труда образованной и
творчески активной рабочей силы, обеспечение
ее квалификационной и территориальной
мобильности является одной из первооснов
жизнедеятельности народного хозяйства.
И чем выше общий уровень развития экономики,
чем более сложные задачи ей приходится
решать, тем значительнее потребность
в рабочей силе высшей квалификации. Подобной
рабочей силе в развитых странах мира
в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей
и государственные органы стремятся создать
наилучшие производственные и жизненные
условия, гарантируя по возможности и
социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая
сила - товар особого рода еще и потому,
что она сама в первую очередь является,
как правило, наиболее заинтересованной
стороной в развитии своих созидательных
возможностей, реализуемых в народном
хозяйстве и выражающих индивидуальные,
особенно творческие, способности личности.
Преобладающая
общность интересов «товара» рабочей
силы и ее потребителей - экономики и государства
- является важнейшей социально-экономической
чертой рыночной экономики, создающей
прочную гуманистическую основу развития
народного хозяйства и всего общества.
Несомненно, что организованный, во многом
управляемый государством и поддерживаемый
предприятиями товарной экономики, постоянно
совершенствуемый по мере развития народного
хозяйства рынок рабочей силы является
одним из ключевых, жизненно важных звеньев
социально - экономической системы любой
страны.
Конечной
целью рынка труда является, во-первых,
удовлетворение профессионально - трудовых
и жизненных интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту,
и обеспечение народного хозяйства нужными
ему кадрами; во-вторых, достижение максимально
полной и минимально прерывной занятости,
с учетом потребности в частичной рабочей
неделе, скользящем графике рабочего дня
и т.п.
2.2. Сущность категории «занятость»
Рабочая
сила, будучи товаром, реализует себя на
рынке труда, представляющем собой социально-
экономические отношения по поводу найма
рабочей силы и ее использования между
работодателем и рабочей силой.
Величина рынка рабочей силы определяется
как трудовыми ресурсами, так и масштабами
развития производительных сил. Для любого
товарного рынка присущи свои характерные
особенности. Характерной чертой рынка
рабочей силы, отличающей его от любого
товарного рынка, является то, что наем
и использование рабочей силы, с одной
стороны, происходит на основе добровольности,
как работника, так и работодателя, и, с
другой стороны, - обеспечения социальных
гарантий со стороны государства6.
На рынке труда
фиксируются ставки заработной платы
и условия занятости. Все это происходит
с учетом профессии, работы и занятости.
Занятость представляет собой деятельность
граждан, связанной с удовлетворением
личных и общественных потребностей на
основе получения ими заработка (трудовой
доход). Она имеет несколько видов: полная,
неполная, временная, совместительская
и другие виды.
Из определения сущности категории «занятости»
следует, что она является естественным
условием существования каждого человека.
Но для рыночной экономики неприемлема
категория полной занятости по следующим
причинам7:
Во-первых,
значительная часть работников в течение
своей трудовой активности по различным
причинам (переезд на новое место жительства,
получение новой квалификации, учеба,
уход за детьми и т.д.), меняет место работы
по собственному желанию. При этом его
поступление на другое место работы может
пройти тот или иной промежуток времени,
в течение которого указанные лица относятся
к категории «незанятых». Данная категория
составляет фрикционную безработицу.
Во-вторых,
научно-технический прогресс постоянно
перестраивает структуру производства,
и в этой связи возникает проблема несоответствия
квалификационной структуры рабочей силы
потребностям производства. В результате
на каждого незанятого вследствие закрытия
”старых “ отраслей может приходиться
лишь несколько вакантных мест в “новых”
отраслях. Это структурная или технологическая
безработица. Для ее преодоления необходимо
государству и частным фирмам создавать
центры по переподготовке кадров.
В-третьих,
цикличность развития рыночной экономики
приводит к сокращению спроса на рабочую
силу в период депрессии и кризиса. Возникает
циклическая безработица. Ликвидировать
этот вид безработицы невозможно, так
как нельзя отменить цикличность экономического
роста. Антикризисные мероприятия могут
лишь «сгладить» экономический спад и,
несколько уменьшить число временно высвобождаемых
работников.
В-четвертых,
существует скрытая безработица, которая
возникает, прежде всего, за счет сезонных
работ, в строительстве и сельском хозяйстве.
В-пятых, есть застойная безработица,
основу которой составляют лица, не имеющие
и не ищущие работу, по крайней мере, в
сфере легальной экономики.
Структурная
и фрикционная безработица определяют
ее естественный уровень. Сумма структурной
и фрикционной безработицы равна естественной
безработице. Эти формы безработицы не
могут быть вообще устранены, они естественны
для динамично развивающегося хозяйства.
Таким образом полной занятости не существует,
есть эффективная занятость, при которой
каждый желающий получить работу тратит
разумное время на ее поиск или имеет возможность
соответствующей переквалификации.
Борьба
с инфляцией, снижающей реальный доход
населения, ведет к уменьшению инвестиций
в экономику, так как требует ограничения
денежной массы путем сокращения государственных
инвестиций и повышение ставки ссудного
процента. В свою очередь, сокращение инвестиций
приводит к сокращению спроса на рабочую
силу и, соответственно, к росту циклической
безработицы. Попытки же уменьшения массы
безработных за счет увеличения количества
рабочих мест требуют увеличения инвестиций
путем расширения государственных инвестиционных
программ и политики низкой ставки ссудного
процента. Это неизбежно повышает темпы
инфляции. Тот же результат получается
и при попытках смягчения безработицы
через систему пособий безработным. Таким
образом, социальная политика должна постоянно
соотносить мероприятия по удержанию
под контролем инфляции с мероприятиями
в области эффективной занятости.
2.3. Регулирования занятости
населения
Государственная политика в области
занятости населения направлена на:
- обеспечение равных возможностей всем
гражданам в реализации права на труд
и свободный выбор формы занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан. Содействие развитию
их способностей к производительному
труду путем координации деятельности
в области занятости с другими направлениями
экономики и социальной политики;
- соблюдение принципа добровольности
труда, свободного выбора вида
занятости путем поощрения работодателей,
создающих новые рабочие места;