- обеспечение социальной защиты
населения в области занятости
на основе координации деятельности
государственных органов, профсоюзов,
предпринимателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения.
Вопросами регулирования занятости населения
занимаются различные органы государственной
власти и общественные организации.
Например, государственная служба занятости
Российской Федерации была сформирована
в 1991 году после принятия закона «О занятости
населения в Российской Федерации». Правовыми
актами, регулирующими основную деятельность
государственной службы занятости являются
Закон «О занятости населения», «Положение
о Государственном фонде занятости населения»,
Указы президента. Основные задачи - учитывать
свободные рабочие места и граждан нуждающихся
в трудоустройстве, содействовать выбору
подходящей работы гражданами и подбору
необходимых работников работодателями,
сохранять и организовывать новые рабочие
места путем прямого инвестирования и
кредитования, организовывать общественные
работы, организовывать профессиональное
обучение и профессиональное консультирование
незанятых граждан, оплачивать обучение,
включая содержание (аренду) помещений
и выплату стипендий, регистрировать безработных,
выплачивать пособия по безработице и
другие виды материальной помощи, оформлять
досрочный выход на пенсию, разрабатывать
программы занятости, мероприятия по социальной
защите различных групп населения.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЫНКА ТРУДА
(на примере Западной Европы)
Одной из
принципиальных особенностей современного
западного рынка труда является значительная
распространенность предпринимательской
деятельности. Примерно каждый десятый
работающий в США, Франции, Великобритании,
каждый седьмой в Японии, каждый пятый
в Италии является предпринимателем. Почти
2/3 из них возглавляют средние и мелкие
предприятия, а каждый четвертый ведет
дело, в котором занято 20 и менее человек.
Труд в условиях
частной собственности, когда она является
не враждебным и противостоящим человеку
понятием, а полным или частичным личным
достоянием, формирует особо важные качества
рабочей силы, которые высоко ценятся
на рынке труда и быстрее всего закрепляются
в людях, облаченных ответственностью
предпринимателя. Личное владение утверждает
в человеке сознание и чувство ответственности
за принадлежащую ему частицу национального
богатства, развивает в нем социальный
инстинкт сбережения материальных и духовных
ценностей, желание их развивать и укреплять.
Около 80 % занятых в западных странах
в той или иной форме выступают владельцами
или совладельцами семейного дела, мелких,
средних и крупных предприятий, обладателями
акций фирм и корпораций.
Общий уровень
квалификации трудовых ресурсов сегодня
таков, что предпринимательством успешно
занимаются представители практически
всех профессий, причем рабочие в данном
отношении держат пальму первенства. В
1990 году в США 23 % предпринимателей имели
рабочие профессии, 18 % - обладали опытом
управленческой работы, 18 % - были связаны
с торговлей, 15 % - с услугами, 16% - имели
высшее или научное образование различного
профиля, 10 % - были фермерами.
Реальные
основания для участия в развитии производства,
независимо от профессионального статуса,
имеют прежде всего получившие современное
среднее специальное, высшее и научное
образование, которое во всех своих звеньях
обычно в первую очередь направлено на
выявление и развитие творческих способностей
учащихся. Указанное образование, не считая
подавляющего большинства специалистов
с высшим и средним специальным образованием
и административно - управленческого персонала,
в США в 1987г. имели 50% торговых служащих-
мужчин (30% -женщин), 40% административно
- вспомогательного персонала (конторских
служащих), 33% - работников услуг (не считая
специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации,
17% - рабочих средней квалификации.
Черезвычайно
благоприятно на рынке труда сказывается
развитие другого важного процесса - увеличение
предприятий с коллективной формой собственности.
В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких
предприятиях, в материальном производстве
и услугах было занято 8-10% трудящихся.
Практика показывает, что предприятия
с коллективной формой собственности
имеют выше среднеотраслевых показатели
качества продукции и производительности
труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением
участвуют в совершенствовании производства
и, вместе с тем, в случае необходимости,
легче соглашаются на компромиссы в области
зарплаты и временного увеличения длительности
рабочей недели. Подобные производственные
коллективы успешнее участвуют в конкурентной
борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных
рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее
решаются проблемы переквалификации,
повышения профессионального уровня,
сокращения штатов. С целью социальной
защиты рабочих и служащих создаются дополнительные
цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Для современного
интеллектуального рынка труда не характерно
авантюрно - эксплуатационное минутно
- потребительское отношение к человеку,
его возможностям, как совершенно не оправдавшее
себя на практике. В масштабе экономики
господствует многократно проверенный
международной практикой, поощряемый
во всех странах передовыми процветающими
корпорациями принцип: «прежде чем с человека
спрашивать, ему многое нужно дать». И
потому современный рынок труда имеет
мощную корневую систему. Он опирается
на гигантские организационные структуры,
охватывающие не только экономику, но
и многочисленные государственные, общественные
и частные институты, включая национальную
систему образования, в том числе принадлежащую
фирмам, учреждения культуры, здравоохранения,
различные некоммерческие социальные
организации, институт семьи.
3.1. Международная миграция рабочей
силы
Для стимулирования
стабилизации численности населения в
рамках национальных границ его проживания
требуется сочетание трех главных факторов:
динамичного развития экономики, улучшения
ее социальных условий жизни и обеспечения
безопасности жизни, гражданских прав
и политических с бод в странах исхода
мигрантов. Однако, недостаточная результативность
используемых инструментов помощи и развития
зачастую связана с тем, они воздействуют
лишь на отдельные параметры, а не на весь
комплекс причин миграционной мобильности
населения; применяются раздельно изолированно
друг от друга, не дополняются, когда это
необходимо, политическими средствам
и не увязываются с ними.8
Миграция из России
в последнее десятилетие была в основном
обусловлена, на наш взгляд, как бедностью
населения, так и нарушениями прав
человека, во многом обусловленными внутрироссийскими
конфликтами.
Нам не удалось
собрать статистический материал по миграции
рабочей силы из России в страны ЕС и обратно.
Тем не менее, в изученной литературе отмечается,
что в основе миграционной политики стран
Евросоюза стоят инициативы по урегулированию
конфликтов на территории России в сочетании
с мерами по предотвращению нарушений
прав человека: поддержкой демократических
форм правления, политических преобразований
общества, правовых реформ и т.п. Также
предусматривается оказание целевой помощи
всему населению страны и районов, находящихся
в чрезвычайном положении. Кроме того,
предполагается содействие в реконструкции
и социально-экономическом развитии России,
и в особенности ее основных регионов
исхода населения, а также в репатриации
мигрантов, их реабилитации и реинтеграции.9
Анализ
миграции из ЕС в Россию и обратно показывает,
что, вероятно, не стоит скоро ожидать
от нее впечатляющих результатов. Внешним
мерам зачастую сопутствуют, с одной стороны,
такие процессы, как переселение сельских
жителей в города и обострение проблем
рынка труда, а с другой - увеличение доходов,
необходимых для переезда за границу и
расширение связей с европейскими странами.
И в краткосрочном плане стимулирование
развития трудоизбыточных стран, даже
если проводимые в его рамках меры отвечают
требованиям социальной справедливости,
защиты окружающей среды, соблюдения прав
человека и т.п., может привести к росту
миграционной подвижности населения.
Поэтому ближайшие десятилетия, по всей
видимости, обещают западным странам двойную
нагрузку: финансового бремени внешних
мер и возрастающего миграционного пресса.
Однако в среднесрочной и долгосрочной
перспективе при условии взаимного учета
интересов, потребностей и возможностей
России как страны исхода и приема мигрантов
и кооперации между государствами ЕС и
нашей страной управление миграционными
процессами может начать приносить ощутимый
позитивный эффект.
3.2. Тенденции развития рынка труда
Глобализация экономики,
обострение международной конкуренции
по-новому поставили с конца 90-х годы в
Западной Европе проблемы регионального
и национальных рынков труда, политику
международных и страновых институтов,
связанных с регулированием занятости
рабочей силы и коллективно-договорных
отношений. На первый план выдвинулся
вопрос гибкости труда, его большего приспособления
к ускоренному изменению структуры и технологической
базы производства. Решение этой задачи
тесно сопряжено с необходимостью поддержания
занятости, ограничения безработицы, расширения
переподготовки рабочей силы, а также
обеспечения ее социальной защищенности.
По этой причине поиск путей для создания
благоприятных условий функционирования
единого рынка труда становится одним
из основных в деятельности Европейского
союза.
Очевидно,
что решением данной проблемы заинтересованы
самые широкие слои общества. Особо возрастает
значение адекватной реакции социальных
партнеров на политику государства в области
занятости, как на национальном уровне,
так и в рамках ЕС. Важны также и конкретные
действия социальных партнеров в рамках
коллективных договоров.
В условиях
развития интеграционных процессов, усиления
международной конкуренции и ускорения
темпов структурных преобразований в
экономике возрастает роль комплексной
организации рынка труда. В 1970-90-е годы
научно-технический прогресс, а главное
- внедрение микроэлектроники, привели
к серьезным изменениям в структуре экономики
развитых стран: произошли свертывание
и реструктуризация отраслей обрабатывающей
промышленности, быстро возросла сфера
услуг и появилось множество мелких и
средних предприятий. Широкое распространение
последние получили в 90-е годы в высокотехнологичных
секторах, где они часто действуют как
субподрядные предприятия больших фирм.
Модернизация
старых и создание новых отраслей экономики
привели к качественному изменению структуры
занятости. Начиная с 1970-х годов, основная
тенденция трансформации ее отраслей
была общей для всех развитых стран, но
она проявлялась в зависимости от ряда
факторов: экономическая политика, стратегия
фирм, а также сложившаяся к началу 1970-х
годов отраслевая структура занятости10.
В результате в рамках общей тенденции
перелива рабочей силы из производственных
отраслей в сферу услуг образовались различные
страновые типы структуры занятости. В
англосаксонских странах сформировалась
так называемая «информационная» модель
структуры занятости, в которой сфера
услуг стала ключевым элементом. Вторая
модель, получившая в научной литературе
название «информационно-индустриальной»,
представлена Японией и рядом стран Западной
Европы (Германией, Францией и др.). Хотя
здесь также сокращалась занятость в обрабатывающей
промышленности, она, однако, оставалась
на довольно высоком уровне. В Японии в
середине 1990-х в сфере услуг было занято
58,4%, в Германии - 63%, во Франции - 69%, в Италии
- 62%, при этом большой процент (более четверти)
относится к категории самостоятельных
занятых11.
Одно из
основных различий между этими моделями
занятости проявляется в структуре организации
ведущего сектора сферы услуг информатики:
там во всех развитых странах отмечены
наиболее высокие темпы прироста занятости.
В США, Канаде и Великобритании информатика
представляет в основном самостоятельный
сектор, в котором сосредоточено соответственно
48.3, 45.7, 45.8% всех занятых в сфере услуг.
В Японии и Германии, в странах с динамично
развивающейся экономикой, показатель
значительно ниже (32,2 и 28,4%). Это объясняется
главным образом тем, что в этих странах
обработка информации интегрирована непосредственно
в производственный процесс. Рост занятости
в сфере информатики связан с превращением
знания и информации в основной источник
повышения производительности труда и
экономического роста. Именно поэтому
область информационных услуг считается
стратегической в новой экономике12.
Развитие
информационных и коммуникационных технологий
позволяет широко использовать нетрадиционные
формы занятости - частичную, временную,
краткосрочную, контрактную, субподрядную,
надомничество. Эти формы усиливают разделение
на рынке труда - на кадровых рабочих и
маргинальные группы.
В развитых
странах, где достигнут достаточно высокий
жизненный уровень, происходит переоценка
отношения к труду и досугу, различным
формам организации рабочего времени.
Так, по оценке ОЭСР, от 60 до 85% женщин, работающих
по гибкой системе организации рабочего
времени, предпочитают этот вид занятости.
Технический
прогресс, сопровождающийся реформой
организации производственного процесса,
потребовал роста численности квалифицированной,
технически грамотной рабочей силы, способной
осваивать новую сложную технику. Это
привело к изменению профессионально-квалификационной
рабочей силы - в ее составе увеличивалась
доля управленческих кадров, научных сотрудников
и инженерно-технического персонала. В
конце 90-х годов эти категории работников
составили более 1/3 экономически активного
населения в Великобритании. Во Франции
и Германии - немногим свыше 1/4.
Технологическая
и структурная перестройка отраслей экономики,
как правило, с одной стороны, ведет к исчезновению
рабочих мест, а с другой - к появлению
новых вакансий. Проблемы возникают в
том случае, если эти изменения не сопровождаются
адекватными изменениями качества рабочей
силы, что является одной из причин структурной
безработицы.
В 1990-е годы
уровень безработицы в мире сравним только
с показателями 1930-х годов. Наиболее серьезное
положение с безработицей сложилось в
Европейском союзе, где с 1975 года шел процесс
непрерывного роста ее показателей, в
результате чего число безработных к середине
1990-х годов почти утроилось. В течение
последнего десятилетия безработица в
ЕС не опускается ниже 10%.