Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации в целом. А также изучение и предложения мероприятий по закреплению персонала в организации.
Задачи, которые рассматриваются при написании работы:
1) Изучить активные и пассивные методы набора персонала;
2) рассмотреть внешние и внутренние источники найма персонала и проанализировать их слабые и сильные стороны;
3) Рассмотреть проблемы при найме персонала;
4) Рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров.
Введение
1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов
1.1 Методы набора персонала
1.2 Технология набора кадров
1.3 Источники привлечения персонала
1.4 Проблемы при найме персонала
2. Современные технологии отбора и приема как основные направления управления персоналом
2.1 Процесс отбора кадров
2.2 Принципы и критерии отбора
2.3 Этапы отбора
2.3.1 Психологический отбор
2.4 Мероприятия по закреплению персонала в организации
Заключение
Список использованных источников и литературы
техника общения;
техника перехвата и удержания управления;
Игротехнический метод.
Это достаточно сложная и разнообразная процедура. Известны 2 принципиальных игротехнических подхода. Первый - на основе менеджерской концепции Тарасова со строго структурированными игровыми имитационными процедурами, то есть в рамках персонал-технологии, второй – на базе организационно-деятельностных игр (ОДИ).
В соответствии с процедурами ОДИ разбивается на 4 фазы:
На первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуждаются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе – тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой будущего руководителя.
Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы: группа претендентов (которые в свою очередь разбиваются на подгруппы), группы экспертов и рабочая группа с функцией экспертной оценки.
На каждой фазе по 2 – 3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5- 10 минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обязательная процедура (1 час) – рефлексивный анализ ситуации, то есть разбор того, что происходит на игре.
После завершения ОДИ начинается «предвыборная кампания», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.
Метод ситуационного моделирования.
Это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях социально – экономической, политической нестабильности.
Процедуры конкурса конструируются применительно к задаче отбора.
Решение задачи по выбору процедур основываются на избранной парадигме конкурса. В зависимости от сочетания управленческих форм и их удельного веса в организационной культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам конкурса по использованию тех или иных процедур. Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм – экспертная оценка организационной культуры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и представляется в виде диаграммы – круга. Проще говоря, моделируется ситуация, в которой предстоит действовать будущему руководителю, и определяются требования к нему.
Целесообразность использования конкретных методов (или их сочетания) производится в соответствии с двумя принципами: адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ресурсам и целям организаторов конкурса; сочетаемостью конкурсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.
Блок 2. Задачи и ответственность менеджера по подбору персонала при найме:
грамотно принять заказ у руководителя подразделения, оценив, кто именно ему нужен;
обеспечить приток кандидатов;
отобрать из них именно тех, кто максимально подходит для работы на данном рабочем месте.
Блок 3. Пути повышения качества предварительного отбора:
что следует поручать менеджеру по найму персонала;
что не следует поручать менеджеру по найму персонала.
Блок 4. Подготовка к интервью:
Составление презентационного текста;
Постановка целей;
Выбор методов;
Качественная организация интервью.
Блок 6. Принятие решения:
Фиксирование результатов (принципы, методика);
Может ли быть решение кроме «да» и «нет»;
Формирование и согласование предложения.
Блок 7. Распределение ролей в рамках найма между линейными менеджерами и службой персонала.
1.3 Источники привлечения персонала
Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам; установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста; осуществление практических действий по привлечению персонала. В процессе набора и создания резерва работников для занятия вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах.
Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т. е. до того момента, когда новые сотрудники ограничено, впишутся в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак несвязанных с организацией).
Источники привлечения персонала делятся на внешние и внутренние, где приведены примеры внешних и внутренних источников привлечения персонала, а так же достоинства и недостатки использования этих источников.
В РФ наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; учебные заведения школы, колледжи, техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, службы по трудоустройству; частные агентства по найму; объявления по радио и телевидению; профсоюзы и др.
Источники привлечения персонала различаются по степени эффективности, как показывает практика, самым эффективным источником привлечения персонала являются рекомендации друзей и родственников, а также рекомендации кадровых агентств рисунок 1.
Рисунок 1.1. Эффективность источников привлечения персонала.
Шаги, которые следует предпринимать для привлечения потенциальных кандидатов:
1. Шаг. Проанализировать уровень заработной платы на рынке труда;
2. Шаг. Принять решение о том, какой уровень оплаты может предложить ваша организация;
3. Шаг. Принять решение о том, какие дополнительные льготы ваша организация может предложить для привлечения высококвалифицированных специалистов;
4. Шаг. Выбор наиболее подходящего канала распространения рекламного объявления в средствах массовой информации, специальные стенды;
5. Шаг. Составление текста рекламного объявления.
В тексте рекламного объявления должно быть указано:
Наименование вакантной должности;
Требования к потенциальным кандидатам (критерии отбора);
Информация, призванная заинтересовать, привлечь потенциальных кандидатов (уровень зарплаты, льготы, условия труда, сведения об организации).
Примеры из опыта США.
Опрос работников отделов кадров организаций промышленной сферы и сферы обслуживания США выявил следующие источники найма персонала (источники расположены по степени важности): справочники-списки ищущих работу; люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявление в газетах, местные школы, служба по трудоустройству, частные агентства по найму, специальные собрания-сборы заинтересованных лиц, колледжи, университеты; объявления в специальных изданиях, профессиональные общества, объявления по радио и телевидению; фирмы поиска, профсоюзы и др.
В США, источниками найма менеджеров на работу являются источники, представленные в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Источники найма на работу в США:
Наименование источника найма | Уд. Вес, % |
Рекомендации друзей и родственников; | 24 |
Рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; | 23 |
Объявление, реклама; | 21 |
Различные источники внутри компании; | 13 |
Инициативные письма-сообщения о приеме; | 7 |
Инициативные звонки по телефону в компании; | 7 |
Прочие. | 5 |
Всего: | 100 |
Исследование, проведенное консалтинговой фирмой Booz Allen Hamilton, обнаружило, что 51% всех вновь нанятых работников в США были найдены через Интернет, причем наиболее квалифицированные кандидаты - через собственные корпоративные узлы работодателей.
Так, 200 крупнейших работодателей США отметили, что в 2006 году больше всего сотрудников - 21% - было нанято посредством собственных корпоративных сайтов. Эта доля имеет тенденцию к росту, а значит, корпоративный сайт по мере увеличения количества пользователей Интернета в России будет становиться важнейшим источником поиска сотрудников. Из рисунка 2 видно, что другие онлайновые источники найма персонала в странах, где Интернет-коммуникации получили развитие намного раньше, чем в России, имеют значительно меньшую долю, чем собственные сайты компаний.
Рисунок 1.2. Источники найма персонала в США, 2006 год.
Распределение между различными способами найма выглядит следующим образом:
21% через корпоративные Web-узлы работодателей;
15% через общие доски объявлений о вакансиях;
6% через специализированные доски объявлений о вакансиях;
5% через узлы социальной поддержки;
4% через коммерческие базы данных;
5% объявления в печатных СМИ;
44% другие источники: кадровые агенства, рекомендации.
Специалисты по персоналу известных российских компаний, на сайтах которых существуют разделы «Вакансии», «Карьера», «Работа в компании» приводят следующую статистику:
раздел «Вакансии» является одним из наиболее посещаемых на сайте, до трети посетителей заходят в этот раздел;
ежедневно компании с собственного сайта получают 20-40 новых резюме, в течение месяца может быть отправлено в базу компании до 1500 резюме;
до 21% персонала подбирается через корпоративный сайт.
Кроме статистики можно привести еще следующие аргументы:
1. Публикация на сайте не только вакансий, но и рабочих мест (позиций) находящихся в статусах «стратегическая» «мониторинговая» (проектируется) или (собирается информация) позволит увеличить количество контента, что улучшит поисковые свойства сайта и его видимость в поисковых системах.
2. Раздел «Карьера», «Вакансии» создает позитивный имидж работодателя на рынке труда, делает компанию более открытой и привлекательной, как работодателя. В этом разделе работодатель может подробно описать условия работы в компании, социальную и кадровую политику. Это сэкономит время при ознакомлении кандидата с компанией. Кандидат осознанно примет решение об отправке резюме на вакансию или в базу резерва. Такие кандидаты, которые хотят работать именно в компании, имеют особую ценность.
Информация о работе Современные технологии отбора и приема на работу персонала