Современные тенденции развития логистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Логистика - это часть цепи поставок, которая планирует, осуществляет и контролирует эффективное продвижение товара (услуг, информации) от производителя к потребителю с целью удовлетворения последнего.
Функции логистики:
Обеспечить наличие товара:
Нужного качества
В нужном количестве
В нужное время
В нужном месте

Содержание работы

Что такое логистика? Значение логистики в экономике 3
Современные тенденции развития логистики 5
Основные элементы логистического рынка 8
Особенности логистических провайдеров в России 12
Современное состояние логистики и управления цепями поставок в России 13
Трудности которые имеются на пути развития логистической концепции в России 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoftj Office Word.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Сдерживает  развитие логистических услуг фактическое  отсутствие объектов логистической  инфраструктуры. Этим объясняются и  высокие темпы ее строительства.

Ниже приводится сопоставление российского и западного рынков логистических услуг:  

 

Параметр

Россия

Мировые тенденции

Темп роста

Выше среднемировых  –  
6–7 %

ЕС – 3-4 %, США,

Китай – более 7 %

Структура

Преобладание  транспортно-экспедиторских услуг (97 %), ускоренное развитие складских услуг

Ускоренный  рост комплексных услуг (30 %)

Тенденции

укрупнения

Средние, в основном

за счет закрытия нерентабельных компаний

Высокие, за счет

слияния и поглощений

Технологии

Низкий уровень

использования IT

Высокий уровень  инвестиций в IT решение


Современное состояние  логистики и управления цепями поставок в России

Несмотря  ни на что, наше время характеризуется  динамичным развитием экономики  России, стран СНГ и Балтии. При  этом будущее в значительной степени  зависит от конкурентоспособности  предприятий различных хозяйственных  отраслей. Эта цель не может быть достигнута без применения современных логистических методов и технологий в практике бизнеса. 

Логистика решает вопросы  эффективного продвижения товаров  как на внутреннем, так и на внешнем  рынках, охватывая по горизонтали  всю цепочку товародвижения –  от закупок до конечных покупателей. Особый интерес представляют такие стороны деятельности, как бизнес, торговля, дистрибуция, организация производства, инфраструктура, сервис, работа с кадрами и логистические технологии.

Бизнес в России характеризуется ростом объемов и расширением ассортимента товаров, повышением затрат на оплату труда персонала, ужесточением требований к сокращению общих расходов, ростом значимости оптимизации затрат, экономией ресурсов и повышением эффективности их использования, сокращением себестоимости логистических операций. Растет значимость аутсорсинга, логистики и управления цепями поставок как ключевых факторов развития бизнеса. Имеет место тенденция перехода к использованиюуправления цепями поставок. Топ-менеджера компании «Юнилевер» заявил: «Мы фокусируемся на рынках и брендах, но без эффективных цепей поставок мы не сможем конкурировать».

Нарастает конкурентное давление на организацию цепей поставок (со стороны собственников, возрастания скорости технологических изменений, сокращения жизненного цикла изделий, агрессивной глобальной конкуренции, производственной консолидации и альянсов). Растут требования к логистическим системам и цепям поставок и в связи с увеличением степени открытости экономики РФ и стран СНГ, и в связи с интеграцией в ЕС и предстоящим вхождением в ВТО. Растут потребности в логистических методах достижения целей бизнеса. Все это обусловливает рост значимости логистики в обеспечении конкурентного преимущества компании.

С точки  зрения торговли следует отметить влияние на нее глобализации экономики, резкого расширения ассортимента товаров, роста числа потребителей, появления больших сетей розничной продажи со сложными логистическими системами (например, IKEA, Рамстор, Ашан, Маркткауф). Рост прямых контактов производителей с розничными сетевыми организациями обусловливают необходимость сокращения операционных затрат. Повышение спроса увеличивает затраты на транспортировку и, как следствие, на логистическое обеспечение розничной торговли.

С позиций дистрибуции можно подчеркнуть следующие особенности: усложнение применяемых технологий, внедрение средств автоматизации, сокращение времени на поставку товара, рост объемов физического оборота склада, числа заказов на единицу логистического персонала, сокращение сроков распределения на этапе от производства до потребления.

В производственных отраслях отмечается нарастающая тенденция переноса зарубежных мощностей на территорию РФ и стран СНГ с целью сокращения затрат, в том числе и на логистику. При выборе месторасположения производственных предприятий ключевую роль играет степень развития в данном регионе транспортно-складской инфраструктуры. Этот факт подтверждается растущим спросом со стороны различных групп иностранных и отечественных арендаторов:

  1. логистических компаний (таких как: НЛК, ФМ Ложистик Восток, Tablogix);
  2. производителей (Пепси-Кола, Данон, Нестле);
  3. торговых компаний («Пятерочка», Ашан, IKEA).
  4. Это ставит насущную задачу роста производительности данной инфраструктуры.
  5. В решении задач развития транспортно-складской и логистической инфраструктуры значима роль государства. Сегодня наблюдается повышение заинтересованности федеральных и региональных властей в создании и развитии института логистических центров и объектов логистической инфраструктуры как элемента бизнеса. Основными задачами здесь являются:

сокращение административных барьеров в решении вопросов, связанных с бизнесом в сфере логистики;

содействие  в получении инвестиций в строительство  объектов логистической инфраструктуры;

координация программ и проектов в области  логистической поддержки внутренней и международной торговли;

разработка  и реализация основополагающих документов (концепций, политик, стратегий и  др.) в области логистики;

выработка и реализация сбалансированной государственной  политики в области транспорта и  логистики, направленной на повышение конкурентной способности РФ в целом и субъектов Федерации в частности; создание благоприятных условий для развития профессиональных объединений в сфере логистики;

разработка  законодательных актов, регламентирующих деятельность в сфере транспорта и логистики;

предоставление  налоговых льгот для ускоренного  развития объектов логистической инфраструктуры, в том числе введение режима льготного  налогообложения на период создания и окупаемости объектов логистической  инфраструктуры; поддержка развития логистической инфраструктуры в системе международных транспортных коридоров.

Можно отметить, что в развитии складского рынка основным препятствием является земельный фактор. Необходима разработка и реализация ясных, прозрачных процедур выделения земельных участков под строительство объектов логистической инфраструктуры. Необходимо сокращать сроки административного согласования решений о выделении земельных участков и строительства данных объектов, регламентировать сроки аренды земельных площадей под их строительство.

Логистический сервис характеризуется:

  • ростом потребности в данном виде сервиса, соответствующим мировым стандартам;
  • повышением требований к качеству и комплексности сервиса (созданием максимальной добавленной стоимости), появлением института логистических провайдеров как профессиональных поставщиков логистических услуг;
  • оперативностью выполнения заказов клиентов;
  • ценами на услуги;
  • качеством оказания услуг;
  • комплексностью предоставляемых услуг;
  • ростом объема продаж за счет логистического сервиса;
  • повышением лояльности клиентов к компании;

ускорением  доставки;

  • повышением качества сервиса;
  • определением уровня логистического сервиса (временем, доступностью, объемами, условиями оплаты).

Важность использования логистических технологий характеризует фраза: «Логистические цепочки требуют управления сквозными процессами». В числе насущных задач отмечаются следующие: выделение ключевых бизнес-процессов компании, разработка стандартов реализации бизнес-процессов, применение ключевых показателей результативности (KPI) логистики и бенчмаркинг.

В настоящее  время формируется значительный кадровый потенциал квалифицированных  экспертов и специалистов в области  логистики и управления цепями поставок. Отмечается тенденция роста потребности  в высококвалифицированных специалистах в области логистики. В этой связи необходимо решать задачи разработки систем контроля над компетентностью специалистов, аттестации и тестирования персонала, сертификации специалистов. Необходимо разрабатывать процедуры и стандарты сертификации. При этом следует выделять уровни сертификации (стратегический, средний, операционный). Важным представляется оптимальная сбалансированность знаний, навыков и умений.

Самыми  же важными факторами успеха в  сотрудничестве предприятий в цепочке  поставок являются все же не только тщательный подбор партнеров, но и наличие базы взаимного доверия, прозрачности затрат при выполнении работ, четкое разграничение задач, регулярные переговоры по вопросам согласования, интегрированное использование компьютерных сетей, однозначное оформление договоров, взаимное дополнение сфер деятельности, создание системы контроллинга, повышение квалификации сотрудников и т.д.

 

 

 

 

Трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России

 

  • тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
  • недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
  • отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
  • низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
  • слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

 

Это в общем  случае, а в частности самое  важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов организации. что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.

Отсутствие  единого описания бизнес-процесса влечет несогласовабывших советских предприятий характерны ситуации, когда функции не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие <общие> цели, как оно их понимает.

Следствием этого может стать примитивный сговор снабженцев и сбытовиков с поставщиками и заказчиками (сегодня это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.

Здесь можно  остановиться на конкретном примере. У  российских дистрибьюторов, торгующих  замороженными продуктами, в свое время возникли трудности с российскими  хладокомбинатами. Дело в том, что  у каждых были свои ключевые моменты, поступаться которыми не хотели ни одни, ни другие.

Российские дистрибьюторы, раскрутившись в свое время на мороженом "Mars", все более явно стали ощущать присутствие друг друга на рынке. Возникла необходимость  расширения ассортимента: сначала за счет других сортов мороженого, потом - прочей "заморозки" западного производства (овощные, мясные и рыбные полуфабрикаты). Наконец, маркетинговая стратегия привела их на отечественные хладокомбинаты. Там их ждал поистине прохладный прием. Правда, после многомесячных переговоров восемь московских дистрибьюторов и два хладокомбината создали ассоциацию под названием "Столичное мороженое": одни получили гарантии постоянных поставок, другие - постоянного сбыта. Но дело в том, что производители сдались только тогда, когда у них на складах в разгар сезона скопилось по нескольку сотен тонн мороженого, а впереди замаячил зимний спад продаж, в последние годы кончавшийся остановкой производства.

Что же касается прочих всесезонных продуктов, то тут  оборона хладокомбинатов еще крепка. Жесткость наших производителей замороженных продуктов кажется необъяснимой. Возникает ощущение, что пути отечественной логистики никому не ведомы, и это не слишком большое преувеличение. Так что же происходит на самом деле? Отказываясь от предложений фирм-дистрибьюторов, хладокомбинаты предпочитают многочисленных мелких посредников, а накопившиеся остатки в критический момент, например в конце года, почти даром отдают подвернувшемуся крупному покупателю. Явление парадоксальное.

Однако, продолжая  разговор о российской логистике, отметим, что, несмотря на перечисленные негативные моменты ее развития, к началу 90-х гг., т. е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

Информация о работе Современные тенденции развития логистики в России