Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:10, дипломная работа
Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим
Введение
Особенности системы
управления промышленными предприятиями
на современном этапе тесно
Проводимая в стране
экономическая реформа
Главная отличительная черта функционирующих сегодня предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях.
Что касается экономики переходного периода, то здесь структура отрасли постоянно меняется. Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий, возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями.
Для того чтобы выжить в столь сложных условиях на базе многих предприятий были созданы холдинги, дочерние предприятия в которых начинали свою деятельность как новые предприятия, что давало им шанс выжить. Управление такими структурами очень сложная задача. Для обеспечения эффективного управления холдингом необходимо создать рациональную структуру управления. В данной ВКР речь пойдет о ОАО «Брянский Машиностроительный Завод», на примере которого видно как важно совершенствовать структуру управления в сложившейся экономической обстановке. Изменение организационно правовых основ предприятий, изменение специализации и переход на выпуск новой продукции неизбежно влечет за собой изменение организационной структуры управления. Этот процесс весьма сложный и болезненный. От того на сколько своевременно производится изменение оргструктуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления.
Для такого крупного
много профильного предприятия как
ОАО «БМЗ» структурные реорганизации
имеют огромное значение, поэтому вопросы
совершенствования организационной структуры
являются весьма актуальными, что и предопределило
выбор темы данной ВКР.
Глава 1. Роль структуры управления в
эффективной работе
предприятия.
1.1 Понятие и принципы
построения организационных структур.
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями
структур управления являются элементы,
связи (отношения), уровни и полномочия.
Элементами организационной структурой
управления могут быть как отдельные
работники (руководители, специалисты,
служащие), так и службы либо органы
аппарата управления, в которых занято
то или иное количество специалистов,
выполняющих определенные функциональные
обязанности. Есть два направления
специализации элементов
а) в зависимости
от состава структурных
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой
структуре создаются верхние
звенья управления (руководство организацией
в целом) и низовые звенья (менеджеры,
непосредственно руководящие
В структуре управления
организацией различаются линейные
и функциональные связи. Первые - суть
отношения по поводу принятия и реализации
управленческих решений и движения
информации между так называемыми
линейными руководителями, то есть
лицами, полностью отвечающими за
деятельность организации или ее
структурных подразделений. Функциональные
связи сопрягаются с теми или
иными функциями менеджмента. Соответственно
используется такое понятие, как
полномочия: линейного персонала, штабного
персонала и функциональные. Полномочия
линейных руководителей дают право
решать все вопросы развития вверенных
им организаций и подразделений,
а также отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами
организации (подразделений). Полномочия
штабного персонала ограничиваются
правом планировать, рекомендовать, советовать
или помогать, но не приказывать
другим членам организации выполнять
их распоряжения. Если тому или иному
работнику управленческого
Между всеми названными
выше составляющими организационной
структуры управления существуют
сложные отношения
Увеличение количества
элементов и уровней в
К структуре управления
предъявляется множество
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
5. Организационная
структура управления призвана
быть адекватной социально-
Реализация этих
принципов означает необходимость
учета при формировании (или перестройке)
структуры управления множества
различных факторов воздействия
на организационную структуру
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
Важно обратить внимание
на сопряжение структуры управления
с фазами жизненного цикла организации,
о чем, к сожалению, нередко забывают
проектанты и специалисты, решающие
задачу совершенствования
На формирование
структуры управления оказывают
влияние изменения
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится прежде всего к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Информация о работе Современные тенденции развития организационных структур управления