Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 21:00, курсовая работа
Определенная организация наблюдалась еще на стадии индивидуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т. е. его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.
В составе функционального блока перспективного развития необходимо создать отдел стратегических исследований и развития, главной задачей которого является проведение последовательной политики стратегического развития предприятия.
В производственном блоке (оперативно-технологического управления) усиливается роль планирования на уровне цехов, подразделений и взаимодействие с другими блоками, главным образом, коммерческим.
Поскольку в рыночных условиях человеческий фактор в значительной мере определяет эффективность деятельности персонала, предусматривается выделение отдельного функционального блока по управлению персоналом, выполняющего помимо функций традиционных подразделений по труду и кадрам новые функции — по разработке социальных программ, планированию карьеры, разработке и внедрению новых форм и методов оплаты и стимулирования труда, повышение квалификации.
Основные направления совершенствования действующих оргструктур предприятий:
1) создание автономных блоков управления, наиболее адаптируемых к изменяющимся
экономическим условиям функционирования предприятий;
2) разработка технологий новых функций управления в названных выше блоках;
3) разработка прогрессивной
системы стимулирования
4) создание организационно-
Проведенная работа по созданию оргструктур позволяет рекомендовать следующий процесс совершенствования управления на системной основе, включающий в себя этапы, показанные на рис. 4.
В качестве одного из дальнейших направлений развития управленческой практики предлагается структуризация уровней
управления предприятием, где можно выделить следующие основные уровни: стратегический, тактический, оперативный, исполнительский (рис. 5.).
Стратегические задачи, включающие постановку целей, разработку и утверждение стратегических, перспективных планов, определение основных критериев оценки эффективности и приоритетности долгосрочных программ, должны входить в компетенцию исполнительных директоров, руководителей крупных подразделений предприятия.
Решение тактических задач управления, в том числе по распределению ресурсов на реализацию конкретных целей и программ производственно-хозяйственной деятельности является основной сферой деятельности менеджеров.
Оперативные вопросы, решаемые работниками аппарата управления, включают расчеты потребности в материально-технических ресурсах на выполнение конкретных производственных задач, осуществление постоянного контроля за потреблением этих ресурсов и ходом реализации производственной программы.
Исполнительская функция реализуется конечными исполнителями производственных планов и практических задач — рабочими и служащими предприятия в соответствии с их специфическими обязанностями и квалификацией.
Построение оргструктур с четкой структуризацией по указанным функциям обеспечит гибкое и оперативное реагирование предприятия на изменения внешней среды, исключит дублирование, повысит ответственность работников служб управления.
Алгоритм формирования организационной структуры компании: системно-синергетический подход
Тема эта старая, но актуальна, потому что современные управленческие технологии дают рекомендации, которые, во-первых, не являются однозначными, а во-вторых, не очень успешно реализуются на практике. На мой взгляд, такая ситуация нормальна для практически всех управленческих технологий, поскольку они a priori не самодостаточны ни по объёму учитываемой информации, ни по возможностям прогноза или анализа [1]. В качестве методологической помощи при организационном строительстве и организационных изменениях предлагается использовать принципы и требования синергетики и теории систем, которые пока редко привлекаются к решению таких задач.
1. Проблемы и решения
Типичные проблемы организации:
1. Работа подразделений (структурных единиц — СЕ) «на себя», а не только на корпоративные цели.
2. Собственный микромир СЕ (микросреда) не соответствует макромиру (компании в целом) или тенденциям его развития.
3. Общение (взаимодействия) между подразделениями затруднено, плоха проводимость каналов связей.
4. Ограничение корпоративного влияния на СЕ, как горизонтального («рыночного»), так и вертикального (управленческого).
5. Монополия и монопсония внутренних партнёров.
6. Неудачное разделение (смешение)
ролей управления, обеспечения и
производства, в результате которого
искажается суть
7. Трудности с проведением оргструктурных изменений (сопротивление изменениям, уход ключевых сотрудников).
Последствия:
1. Большие прямые затраты обеспечивающих подразделений.
2. Большие затраты на взаимодействие и координацию, на объединение СЕ в единое целое.
3. Сложное и неэффективное
регулирование (управление) СЕ, искажение
управленческих функций и
4. Потеря элементами
5. Интриги, «перетягивание одеяла полномочий», оргструктурные кризисы.
6. Снижение эффективности деятельности всей компании.
Причины проблем:
1. Системная: при принудительном
разделении целого на части
что-то всегда искажается, что-то
рвётся; особенно плохо, когда режут
неразрывное и не
2. Психологическая: предприятию
присуще формирование
3.Синергетическая: довольно
быстро самоорганизуются
Решения:
1. Должно соблюдать чёткую методологию выделения (обособления) СЕ3. Нужно внимательно налаживать связи между образованными СЕ, восстанавливая из них единое целое.
2. Задачи подразделений
должны быть чётко определены,
взаимоувязаны и направлены на
осуществление миссии
3. Оргструктурные изменения
необходимо осуществлять, учтя законы
развития сложных
2. Применения предлагаемых техник
Смысл выделения (обособления) СЕ — повысить эффективность деятельности всей компании организационными методами. Увеличить производительность можно с помощью повышения специализации и стандартизации деятельности, оптимизации технологического и бизнес-процесса, повышения мотивации персонала, создания
сплоченной команды. Улучшение управляемости выделенных СЕ достигается созданием условий, при которых на СЕ (её руководство) можно возложить и полномочия, и ответственность достижения целей.
Методология выделения СЕ.
Для повышения специализации труда и оптимизации .процессов необходимо разделение по видам деятельности. Можно сформулировать критерии, неповторимый набор которых определяет специфический вид деятельности. Разумными представляются следующие:
* продукт (рыночный или внутренний);
* потребитель (внешний или внутренний, в том числе по местоположению);
* способ (специализация, спецификация) производства продукта;
* способ взаимодействия с потребителем.
Возможность разделения видов деятельности важна для повышения управляемости и общей эффективности бизнеса. Следует терминологически различать внутреннее выделение видов деятельности в рамках подразделения (что желательно делать всякий раз для лучшей организации работ) и обособление вида деятельности в отдельную СЕ. Поэтому дополнительными критериями в пользу обособления СЕ являются особицы управления ею и масштаб её деятельности.
Для создания полноценной команды и повышения мотивации персонала необходима возможность формирования миссии СЕ, тесно связанной с миссией корпорации и разделяемой сотрудниками СЕ. Нужно формировать единую культуру компании и СЕ, набор ценностей и убеждений, совместимых профессиональных подходов и личностных качеств руководителей и специалистов. Другим важным условием целесообразности выделения СЕ является практическая возможность задать СЕ долгосрочные стратегические (лучше рыночные) цели, делегировать руководителю СЕ полномочия и ответственность за их достижение.
Выделение СЕ экономически целесообразно, если стоимость компании вырастет после отделения СЕ. Однако практически рассчитать изменение стоимости бизнеса на основе полноты выполнения приведенных выше критериев или же другим путём трудно. Зато post factum сравнить стоимость компании до реорганизации и после неё вполне возможно.
3. Технология выделения структурных единиц холдинга
1. Сформировать структуру
бизнеса и стратегические
а) сформулировать корпоративную миссию;
б) сформировать полный перечень товаров и услуг предприятия, целевых потребителей его продукции, классифицировать бизнесы предприятия по отраслям и рынкам, в которых оно имеет стратегические интересы (используя указанные выше критерии). Исходя из этих данных, необходимо сформировать и структурировать существующий бизнес-портфель — набор стратегических бизнес-единиц (СБЕ) ;
в)сформировать концепцию и стратегию развития бизнес-портфеля (сформировать будущий бизнес-портфель и цели его развития);
2. Сформировать структуру систем управления, обеспечения и развития холдинга:
а) определить миссию и роли штаб-квартиры (ШК) холдинга;
б)определить виды деятельности ШК: систем управления, обеспечения и развития (СУ, СО, СР);
в) сформировать структуру систем управления, обеспечения и развития;
г) сформировать стратегические цели систем управления, обеспечения и развития.
3.Сформировать
а) выделить подразделения (СЕ), отвечающие за выполнение специфических видов деятельности в ШК и СБЕ;
б) определить миссию, продукты и цели деятельности СЕ;
в) определить способы взаимодействия СЕ в общих производственных и управленческих процессах ШК и СБЕ.
4. Психологическое
1.Сформулировать миссию
единицы организационной
2.Создать и формализовать
«общехолдинговое пространство»
3.Сформулировать миссию
СЕ — её роль в осуществлении
миссии компании. Миссия должна
быть сформулирована в
4.Сформулировать правила
поведения, ценности и убеждения
СЕ, формирующие её
5. Изменения организационной структуры
Изменения — вынужденная мера. Меняется рынок, меняется компания, появляются новые цели и задачи, новые виды деятельности. К тому же созревают такие проблемы, которые можно решить только организационными методами. Задача проведения структурных изменений включает проектирование новой структуры и осуществление перехода к ней. Принципы проектирования изложены выше. Формально этого достаточно, однако на практике идеальной структуры трудно достичь быстро, а поспешность может оказаться разрушительна. Из сложившихся личностей и подразделений невозможно «лепить» что угодно, пренебрегая их желаниями и планами, убеждениями и ценностями, корневыми компетенциями и профессиональными амбициями.
Дело это обычно оказывается непростым, опасным (можно сломать действующую структуру, а новой не построить). Поэтому принципиально важно, как проводить изменения организационной структуры, чтобы они были успешны. На помощь приходит современная практическая психология. Технология состоит в том, что изменения надо проводить не на сознательно-логическом уровне, а на подсознательном (на нём обычно происходит сильное сопротивление изменениям, которое часто не
поддаётся проявлению и разумному пониманию). Лучше не апеллировать сразу к сознательному мышлению, а менять миссии, ценности и убеждения, опыт и умения. Психотехнология предлагает два способа проведения изменений:
* «шоковое» изменение (подсознание
изменяется за счёт перегрузки
эмоционально-психологических
* «подстройки» и «ведения»
(подсознание изменяется за
Информация о работе Современные тенденции развития организационных структур управления