Современные требования к менеджеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций (ТНК) в мирохозяйственных связях.

     Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

     Менеджмент уже давно стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики.

В широком смысле менеджмент-это  управление организациями любой  формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества.

     Сами же  термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность","руководитель","директор".Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова.

     Рассматривая суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые положения, которые входят в его определение.

Как профессиональный вид деятельности менеджмент, что  менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их.

Труд  менеджера — это производительный труд, который возникает в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

     Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены  увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

     Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.

Под хозяйственной деятельностью  в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

 

  • в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
  • в  любой  сфере  деятельности  фирмы:   НИОКР,  производство,  сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного.

 

Таким образом, "менеджмент" относится  только к тем категориям фирм или  предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

     Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

     Самой большой  ценностью в любой организации,  на любом предприятии являются  люди, поведение которых непредсказуемо  для управления. Все это актуально  по отношению к не только  промышленным и торговым организациям, но и к любой оперативной  деятельности, вне зависимости от  конечной цели этой деятельности - получение прибыли или другого  результата, относится она к производству  или к работе в правительстве.  Только люди являются фактором, который определяет целостность  и непоследовательность в характере  любого вида деятельности. Только  убежденными людьми, действующими  в определенном культурном и  историческом контексте, их поведением  деятельность организаций приводиться  в движение. Они управляются не  системами и технологиями, а человеком,  который следует своим путем,  преследуя свои цели, применяя  умственные способности, инстинкты  и эмоции, таким человеком и  является менеджер.

     Менеджер —  это человек, занимающий постоянную  управленческую должность и наделенный  полномочиями принимать решения  по определенным видам деятельности  организации, функционирующей в  рыночных условиях.

     Термин "менеджер" может употребляться применительно:  к администратору любого уровня  управления, если администрирование  осуществляется современными методами; руководителю предприятия в целом  или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка); организатору  конкретного вида работ; руководителю  по отношению к подчиненным. 

     К менеджеру,  в первую очередь, предъявляются  требования высокого профессионализма  и компетентности. В нем должны  соединяться качества высококвалифицированного  специалиста, обладающего техническими  и экономическими знаниями, и  организатора производства, выполняющего  административные функции. В условиях  перехода к рыночной экономике  необходимо изменять взгляд на  природу, роль, сущность и значение  труда руководителя. Сейчас на  первое место выдвигаются самостоятельность,  инициативность, предприимчивость, творческое  мышление, готовность к разумному  риску.

 

 

 

 

Глава 1.

 

1.1 Основные задачи менеджера и современные требования к нему. Типы менеджеров.

     Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Мне очень нравится структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их  на 5 групп:

     1.Обеспечение процесса выполнения работы

- постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных

- организация работы и определение методов выполнения работы

- контроль и оценка деятельности работников

- обеспечение необходимого уровня трудовой и исполнительской дисциплины

- создание условий, необходимых для работы

     2.Развитие работников

- решение вопросов, связанных с адаптацией и закреплением новых работников

- обучение, повышение квалификации работников

- оказание подчиненным необходимой помощи

- содействие должностному и профессиональному росту работников

- распределение работы с учетом возможностей подчиненных

     3.Управление мотивацией

- поощрение, похвала наиболее отличившихся работников

- наказания, санкции по отношению к нарушителям трудовой и исполнительской дисциплины

- учет и нейтрализация факторов, негативно влияющих на мотивацию подчиненных

- воодушевление подчиненных как в ходе личного общения, так и при взаимодействии со всем коллективом

     4.Более полная реализация потенциальных возможностей подчиненных

- своевременное выявление и устранение проблем, снижающих отдачу от работы подчиненных

- привлечение работников к принятию решений

- делегирование полномочий

- развитие инициативы и творческой активности работников

- своевременной оказание работникам психологической поддержки

     5.Межличностные отношения

- разрешение конфликтных ситуаций

- создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

- внимание к удовлетворенности работников своим трудом

- внимание к личным проблемам подчиненных

- поддержание собственного авторитета

     Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

     Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

-к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

-к руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

-к руководителю по отношению к подчиненным;

- к администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой труда менеджера  является конечный результат его  деятельности - принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод  об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

     Конечный результат  деятельности менеджера в разных  странах специалистами по управлению  оценивается по-разному (табл.1 в  приложении).

     Основные задачи  менеджера на предприятии сводятся  к управлению объектом с целью  достижения целей организации  (разработка организационной структуры  управления объектом в соответствии  с его целями):

- обеспечение функционирования  подсистемы снабжения;

- обеспечение функционирования  производственной системы;

- обеспечение функционирования  подсистемы сбыта продукции;

- обеспечение функционирования  финансовой подсистемы;

-  обеспечение функционирования  инновационной подсистемы;

-  обеспечение функционирования  социальной подсистемы;

     Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (табл.2 в приложении).

     Менеджеры  среднего уровня координируют  работу менеджеров нижнего уровня  и выступают связующим звеном  между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии  с содержанием задач внутренней  среды организации (предприятия).

     Менеджеры  низового уровня организуют работу  непосредственно подчиняющихся  им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения  в соответствии с конкретными  задачами возглавляемого объекта.

     Горизонтальное  деление труда в менеджменте  позволяет выделить линейных  и функциональных руководителей.

Линейные руководители —  это менеджеры, осуществляющие координацию  деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре  организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными  руководителями соответствующего иерархического уровня.

Уровень функционального  руководителя определяется иерархическим  уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Информация о работе Современные требования к менеджеру