Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста.
Содержание
Введение
Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций (ТНК) в мирохозяйственных связях.
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент уже давно стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики.
В широком смысле менеджмент-это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества.
Сами же
термины "менеджмент", "менеджер" быстро
и прочно вошли в наш словарный обиход,
заменив используемые нами ранее термины
"управление", "управленческая
деятельность","руководитель","
Рассматривая суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые положения, которые входят в его определение.
Как профессиональный вид деятельности менеджмент, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их.
Труд
менеджера — это
Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта — хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.
Под хозяйственной деятельностью
в определении менеджмента
Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.
Самой большой
ценностью в любой организации,
Менеджер —
это человек, занимающий
Термин "менеджер"
может употребляться
К менеджеру,
в первую очередь,
Глава 1.
1.1 Основные задачи менеджера и современные требования к нему. Типы менеджеров.
Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Мне очень нравится структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
1.Обеспечение процесса выполнения работы
- постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных
- организация работы и определение методов выполнения работы
- контроль и оценка деятельности работников
- обеспечение необходимого уровня трудовой и исполнительской дисциплины
- создание условий, необходимых для работы
2.Развитие работников
- решение вопросов, связанных с адаптацией и закреплением новых работников
- обучение, повышение квалификации работников
- оказание подчиненным необходимой помощи
- содействие должностному и профессиональному росту работников
- распределение работы с учетом возможностей подчиненных
3.Управление мотивацией
- поощрение, похвала наиболее отличившихся работников
- наказания, санкции по отношению к нарушителям трудовой и исполнительской дисциплины
- учет и нейтрализация факторов, негативно влияющих на мотивацию подчиненных
- воодушевление подчиненных как в ходе личного общения, так и при взаимодействии со всем коллективом
4.Более полная реализация потенциальных возможностей подчиненных
- своевременное выявление и устранение проблем, снижающих отдачу от работы подчиненных
- привлечение работников к принятию решений
- делегирование полномочий
- развитие инициативы и творческой активности работников
- своевременной оказание работникам психологической поддержки
5.Межличностные отношения
- разрешение конфликтных ситуаций
- создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе
- внимание к удовлетворенности работников своим трудом
- внимание к личным проблемам подчиненных
- поддержание собственного авторитета
Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
-к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
-к руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
-к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности - принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат
деятельности менеджера в
Основные задачи
менеджера на предприятии
- обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
- обеспечение функционирования производственной системы;
- обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
- обеспечение функционирования финансовой подсистемы;
- обеспечение функционирования инновационной подсистемы;
- обеспечение функционирования социальной подсистемы;
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (табл.2 в приложении).
Менеджеры
среднего уровня координируют
работу менеджеров нижнего
Менеджеры
низового уровня организуют
Горизонтальное
деление труда в менеджменте
позволяет выделить линейных
и функциональных
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.
Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.