Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Управление производством на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:
- предпринимателя;
- бизнесмена;
- коммерсанта.
Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.
К основным качествам , необходимым менеджеру относятся:
мировоззренческая позиция:
- наличие выработанной управленческой концепции;
- желание обеспечить
достижение хозяйственных и
- умение позитивно
воздействовать на людей,
деловая компетенция:
- обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
- обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
- владеть современными методами менеджмента;
административный талант:
- проявлять предприимчивость
в расширении сферы
- обладать опытом административной работы;
- иметь высокий уровень
культуры профессионального
- уметь осуществлять корпоративную поддержку;
личностные качества:
- генетическая
- обладать чувством
внутренней свободы и
- критически оценивать свои достижения;
- уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая
позиция - это социальное качество
личности, обладающей нравственными
установками, характерными для
определенного вида
Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные
качества - это свойства личности,
обеспечивающие деловую и
В соответствии с выделенными ранее уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена
занимаются решением поставленных
задач, низшего звена — устранением
проблем, связанных с достижением
целей, а высшего звена — постановкой
общих целей. Таким образом, хотя
и кажется, что ответственность
распределена равномерно, больше всего
ее лежит на руководителях высшего
порядка. Так уж заведено, что если
какое-то предприятие не удается, то
винят во всем руководителя, а если
фирма достигает успеха, то этот
успех принадлежит
Однако можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- знание технологии
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
- знание общей экономической теории;
- знание теории маркетинга;
- а также общая эрудиция по специальности;
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
- умение быть в форме;
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
- выдержка в любой конфликтной ситуации;
- коммуникативность;
- умение слушать;
- интуиция;
- приспособляемость к ситуации;
- восприимчивость критики, самокритичность;
- уверенность в себе;
- авторитетность;
- стремление к успеху и готовность работать для этого;
- возраст и внешние данные;
- сила воли;
3. Личные способности:
- умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
- умение распределять обязанности и давать четкие указания;
- умение стимулировать и мотивировать работников;
- легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
4. Интеллектуальные способности:
- ум и рассудительность;
- творческий потенциал;
- умение принять нужное решение;
- логическое, структурное, системное мышление;
- интуиция;
5. Рабочие приемы:
- рациональность и системность в работе;
- умение максимально
- умение принятия решений и снятия проблем;
- самоменеджмент;
- умение выражать свои мысли, вести переговоры;
6. Физические возможности:
- активность и подвижность;
- энергичность;
- сила и здоровье.
Менеджмент |
Конечный результат |
Американский |
Уровень прибыли предприятия
или социальная эффективность |
Японский |
Совершенствование межличностных отношений |
Европейский |
Формирование качества продукта |
Российский |
Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике |
Табл.1 Конечный результат деятельности менеджера в разных странах
Стратегический менеджмент |
Распорядительный (тактичный) менеджмент |
Оперативный менеджмент |
Табл.2. Три иерархических уровня управления