Специфика менеджмента в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

На протяжении длительного исторического периода в экономической теории управления сосуществовали две противоположные тенденции. Одна из них исходила из того, что наибольшая эффективность производства достигается, когда каждому из его участников предоставляется достаточная экономическая свобода. Сторонники противоположного подхода считали, что действия контрагентов производства должны подчиняться жесткой регламентации и внеэкономическому принуждению. Сторонники первого и второго направлений олицетворяют крайности в экономике и управлении: при первом неизбежны производственные кризисы, а при втором объективно отрицается рынок, который предполагает экономическую самостоятельность производителей.

Содержание работы

Введение 3
1. Современные подходы к менеджменту («новая управленческая парадигма») 5
2. Принципы японского, американского, российского менеджмента. Теория организации «Z» Оучи 12
3. Требования к современному менеджеру. Менеджер и предприниматель 20
Заключение 23
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

Специфика менеджмента в ХХI веке.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

 

9499 Специфика  менеджмента в ХХI веке

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение 3

1. Современные подходы к менеджменту («новая управленческая парадигма») 5

2. Принципы японского, американского, российского менеджмента. Теория организации «Z» Оучи 12

3. Требования к современному менеджеру. Менеджер и предприниматель 20

Заключение 23

Список использованных источников 25

 

 

 

 

Введение

 

 

На протяжении длительного исторического периода  в экономической теории управления сосуществовали две противоположные  тенденции. Одна из них исходила из того, что наибольшая эффективность  производства достигается, когда каждому  из его участников предоставляется  достаточная экономическая свобода. Сторонники противоположного подхода  считали, что действия контрагентов производства должны подчиняться жесткой  регламентации и внеэкономическому  принуждению. Сторонники первого и  второго направлений олицетворяют крайности в экономике и управлении: при первом неизбежны производственные кризисы, а при втором объективно отрицается рынок, который предполагает экономическую самостоятельность  производителей.

Современное развитие рыночных процессов в экономике  и системе менеджмента доказало необходимость поиска оптимальных  решений, связанных с регулированием экономических и управленческих процессов, при которых абсолютная экономическая самостоятельность  производителей сменяется относительной, а директивная регламентация  –  ориентирующим воздействием государства. Этот тезис лежит в основе новой  системы управления как одного из механизмов экономического регулирования  развития общественного производства на макро- и микроуровне.

На данном этапе развития управление должно быть нацелено прежде всего на реформирование предприятий, обеспечивающее их выживание, всемерную экономию энергоресурсов на основе применения новейших технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В этой связи важно создать и обеспечить эффективную работу маркетинговой и информационно-консультационных служб.

Объектом  исследования является менеджмент.

Предметом исследования являются тенденции и  специфика развития менеджмента  на современном этапе.

Целью исследования является изучить специфику менеджмента  в теоретических аспектах и рассмотреть  его концепцию на современном  предприятии, для сего ставятся следующие  задачи:

1. Определить  современные подходы к менеджменту;

2. Изучить  принципы японского, американского, российского менеджмента, теорию организации «Z» Оучи;

3. Рассмотреть  требования к современному менеджеру;

4. Изучить  специфику менеджмента на РУП  «МТЗ».

При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные  методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.

 

 

1. Современные подходы  к менеджменту («новая управленческая  парадигма»)

 

 

Термин  «менеджмент» (управление) появился в  США, но в настоящее время стал известен практически каждому образованному  человеку во всем мире. В общедоступном  понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя  труд, интеллект, мотивы поведения других людей; поэтому часто под менеджментом понимают функцию управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности, индустрии гостеприимства и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется  в различных значениях, но только применительно к хозяйственной  деятельности. Содержание менеджмента  можно рассматривать в различных  направлениях: функция или вид  профессиональной деятельности, организация  управления предприятием, процесс разработки и принятия управленческих решений, орган или аппарат управления, категория людей, наука и искусство  управления [3, c. 89].

1. Менеджмент  — это функция или вид профессиональной  деятельности, направленной на достижение  определенной цели. Сущность и  содержание этого вида деятельности  проявляется в его функциях: организация,  планирование, координация, мотивация  и контроль. Поэтому менеджмент  — это умение добиваться поставленных  целей, направляя труд, интеллект,  мотивы поведения людей, работающих  в организации, на достижение  этих целей.

2. Менеджмент  — это организация управления  предприятием, т. е. установление  постоянных и временных взаимосвязей  между подразделениями предприятия,  определение порядка и условий  его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация преобразует ресурсы (капитал, сырье, материалы, технологии, информацию, живой труд), для чего осуществляет различные виды деятельности, т. е. выполняет определенные функции.

Функции закрепляются за конкретными подразделениями  предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения  представляют собой организованные группы людей, чья деятельность осознанно  направляется для достижения общей  цели предприятия, т. е. управляется. В  этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте  как организационной деятельности.

Организация может рассматриваться и как  орган управления, его субъект, т. е. тот, кто управляет. И эта же организация способна рассматриваться  как объект управления, поскольку  ею управляет вышестоящая организация. Во всех этих случаях возможно применение термина «менеджмент».

Менеджмент  может трактоваться как наиболее рациональная организация людей  в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности  могли бы раскрыться наилучшим образом, что помогло бы повышению эффективности  производства.

3. Менеджмент  — это процесс принятия управленческих  решений. Поддержанию непрерывности  процесса производства сопутствует  множество ситуаций, проблем, которые  требуют от менеджера принятия  решений. Проблемные ситуации  возникают на всех уровнях  управления. Они затрагивают как  внутреннюю, так внешнюю среду  управляемого объекта. Предприятие  (фирма, акционерное общество) приспосабливается  к внешней среде на основе  обратной связи. Получая информацию  о рыночных отношениях, менеджер  при-нимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и другие элементы внешней среды.

На основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением  устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются  методы его реализации. Менеджер несет  моральную и материальную ответственность  за принятое решение. Это побуждает  его подходить к принятию решения  творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации [1, c. 90].

Анализ  информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия  и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе  управления позволяет делегировать полномочия, а следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

4. Менеджмент  — это орган или аппарат  управления. Действительно, аппарат  управления является составной  частью любой организации и  ассоциируется с понятием «менеджмент». Без аппарата управления организация  как целостное образование не  может существовать и работать  эффективно. Аппарат управления  имеет свою иерархию, которая  находит конкретное отражение  в структуре управления тем  или иным предприятием.

5. Менеджмент  — это категория людей. Управление  фирмами в организационном отношении  осуществляется на трех уровнях,  к которым также применяется  термин «менеджмент»: top management — высшее руководство, middle management — среднее звено управления, sole management — низовое звено управления. Менеджеры — это особая категория людей, разрабатывающая и реализующая управленческие решения. Профессиональные менеджеры — это специалисты, знающие теоретические основы науки управления и имеющие практические навыки управления тем или иным объектом.

6. Менеджмент  — это наука и искусство  управления. Менеджмент как наука  — область человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию  управления. Он составляет теоретическую  базу практики управления, обеспечивает  практическую деятельность по  внедрению научных рекомендаций. Наука предложила методологию  управления путем анализа содержания  работы и определения ее основных  компонентов. Составляющая научного  управления — необходимость систематического  стимулирования работников с  целью повышения их заинтересованности  в увеличении производительности  труда. В настоящее время менеджмент  можно рассматривать как быстро  развивающуюся науку.

Вместе  с тем широко распространенно  и обоснованно мнение о том, что  менеджмент — это искусство. Управление различными видами ресурсов — трудовыми, материальными, финансовыми, информационными  и т. п. — требует особых личных способностей и таланта. Многое из того, что менеджер знает об управлении отдельным человеком или группой, вынесено им из собственного опыта  работы или от других лиц, занимающихся управленческо деятельностью. Следовательно, определение менеджмента как области деятельности, которая сочетает искусство и науку, вполне обоснованно.

Подводя итог всему сказанному, можно дать следующее определение менеджмента. Во-первых, менеджмент — это профессионально  осуществляемое управление любой хозяйственной  деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рационального использования ресурсов. Во-вторых, менеджмент — это особый тип системы управления, возможный только в условиях рыночной экономики, поскольку лишь в этих условиях появляется свобо-да предпринимательской деятельности, которая позволяет менеджерам, использующим современные методы и принципы управления, передовой зарубежный опыт, добиваться конкурентоспособности продукции и услуг фирмы и эффективности ее деятельности.

Профессиональный  менеджмент является самостоятельным  видом деятельности, для которой  требуется наличие субъекта —  профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйственную  деятельность организации в целом  или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Взаимосвязь  между объектом и субъектом управления осуществляется посредством управляющих  воздействий и организации обратной связи [5, c. 81].

Какой бы характер ни носила хозяйственная деятельность, но если она направлена на получение  прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она  осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целого ряда других хозяйственных  организаций, которые выступают  в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических  субъектов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его  деятельности. Но общим для всех сфер являются обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами  и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся  такие виды деятельности, как внедрение  в производство результатов научных  исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уров-ня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.

В процессе своей деятельности менеджер выполняет  различные функции и выступает  в разных ролях.

Одной из главных задач менеджмента является определение Целей деятельности организации. Цели в организации  — это конкретные конечные состояния  или искомые результаты, которых  хочет добиться коллектив при  совместной работе.

В мировом  сознании все в большей мере утверждается простая истина – человек высшая ценность, «мера всех вещей». Но тогда  каждый должен стать не объектом воздействия, а субъектом управления. Человек  на Земле сам создал себе среду  обитания и сам должен преобразовать  ее и себя в пределах возможностей жизненных сил своего вида. Усиливающемуся росту социального и психологического напряжения, прессу конкуренции, страху безработицы и другим внешним  факторам разрушения личности каждый должен противопоставить огромные внутренние силы своей личности. При каких  условиях это возможно?

В современных  условиях утраты многими людьми социально  значимых целей необходим иной уровень  самоорганизации личности, которая  является во многом самодостаточной и способна противостоять разрушающим внешним воздействиям. Речь идет о том, что человек может рационально использовать свои физические и духовные силы (энергетические, двигательные, чувства, разум, волю) в условиях саморегуляции для достижения высших целей: творческого развития, духовного самосовершенствования, укрепления здоровья и т. п.

Информация о работе Специфика менеджмента в 21 веке