Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 01:36, курсовая работа
На протяжении длительного исторического периода в экономической теории управления сосуществовали две противоположные тенденции. Одна из них исходила из того, что наибольшая эффективность производства достигается, когда каждому из его участников предоставляется достаточная экономическая свобода. Сторонники противоположного подхода считали, что действия контрагентов производства должны подчиняться жесткой регламентации и внеэкономическому принуждению. Сторонники первого и второго направлений олицетворяют крайности в экономике и управлении: при первом неизбежны производственные кризисы, а при втором объективно отрицается рынок, который предполагает экономическую самостоятельность производителей.
Введение 3
1. Современные подходы к менеджменту («новая управленческая парадигма») 5
2. Принципы японского, американского, российского менеджмента. Теория организации «Z» Оучи 12
3. Требования к современному менеджеру. Менеджер и предприниматель 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Сегодня необходим качественно иной уровень человеческой субъективности, можно сказать, что назрел ее взрыв, когда каждая личность, защищая свои жизненные силы, станет субъектом управления, ответственной за все происходящее вокруг. Каждый человек, являясь носителем идеальных сил жизни, коллективного интеллекта, социальных идей, чувств, настроений в своей жизненной программе, «я-концепции», способен активизировать их обратное воздействие на гармонизацию катастрофической ситуации, вносить свой вклад в ее прогнозирование и способствовать преодолению состояния экокатастрофы на основе утверждения социальной гармонии, состоящей в конечном итоге из «я-гармоний» многих [6]. Словом, потребность в осмысленной самореализации своих жизненных сил является коренной потребностью каждого человека.
Возможно,
решение проблем
Поэтому
современная парадигма
ХХ век подготовил для этого необходимые предпосылки:
а) ноосферное мировоззрение стало достоянием многих;
б) интеллектуально-творческий потенциал общества неизмеримо вырос;
в) силы гражданского общества, которые во многом определяют прохождение передовых идей в сферу политики и управления, серьезно окрепли.
Для становления
новой парадигмы управления складываются
благоприятные научные
И, наконец, идея самоуправления и саморазвития должна получить в ХХI веке свою полную реализацию. Можно сказать, что если ХХ век был эпохой управленческой революции, то ХХI должен стать следующим этапом ее развертывания, а возможно, и ее нового качества – самоуправленческой революции, которую российское общество не должно просмотреть, как оно просмотрело управленческую в ХХ веке. Мир идет к новой практике раскрытия жизненных сил человека через местные сообщества. Их эволюция развивается от естественных границ, традиционных общин к открытым производственным сообществам как нового типа организации жизни граждан, которые способны обеспечить каждому проживающему в пределах микротерритории полную свободу личной инициативы, доступ к современным знаниям, удовлетворение основных человеческих потребностей.
Сегодня
появление территориальных
2. Принципы
японского, американского,
Причина ведущей роли Японии в области производительности и ключ к ее повышению на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К. Мацусита, глава компании «Мацусита дэнки» осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля.
По мере
продвижения японских предприятий
на внешние рынки японский стиль
управления, а именно, изменения
в оценках японского стиля
управления в стране и за рубежом,
становится все более и более
привлекательным. Возникла необходимость
выделения универсальных и
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления [4, c. 102].
Гарантия
занятости и создание обстановки
доверительности. Такие гарантии ведут
к стабильности трудовых ресурсов и
уменьшают текучесть кадров. Стабильность
способствует улучшению взаимоотношений
между работниками
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.
Управление,
основанное на информации. Сбору данных
и их систематическому использованию
для повышения экономической
эффективности производства и качественных
характеристик продукции
Управление, ориентированное на качество. При управлении производственным процессом на японском предприятии главная забота управляющих - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю над качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание
чистоты и порядка. Одним из существенных
факторов высокого качества японских
товаров являются чистота и порядок
на производстве. Руководители японских
предприятий стараются
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Мэйо, который показал, что работа есть групповая деятельность.
Другой
немаловажной особенностью японского
менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены,
что непрерывное обучение приводит
к постоянному
Таким образом,
современное японское управление приобрело
дух открытости, который позволил
подчинить технологическое
Во всем
многообразии теорий и явлений живой
практики
американский менеджмент был и остается
наиболее мощной
«управленческой цивилизацией». Его
ведущее значение в мире сегодня
неоспоримо, а влияние на развитие
теории, практики, а тем более
обучения управлению наиболее велико.
Нет нужды слепо следовать
В качестве
вывода наиболее предпочтительным является
выделение двух основных школ:
школа “научного менеджмента”,
основоположником
которой был Ф. Тейлор, и школа
“человеческих отношений”,
Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению – партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления [2, c. 77].
Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.
классическая западная теория менеджмента является неадекватной современным задачам российских компаний и российской экономики. Поскольку две другие известные теории менеджмента – исламская и дальневосточная – являются еще менее подходящими для России (в силу совершенно непреодолимых культурных различий), то становится совершенно очевидной необходимость разработки и реализации уникальной российской теории менеджмента.
При этом вполне очевидно, что в основе российской теории менеджмента будут лежать следующие важнейшие элементы («краеугольный камни»):
1. Традиционные ценности, идеи и принципы российской культуры.
2. Отдельные ценности, идеи и принципы советского периода российской истории.
3. Практический опыт предпринимателей периода «становления капитализма в России».
4. Отдельные элементы успешных радикальных экономических скачков в других странах (Германии, Японии, Китае, странах Юго-Восточной Азии и т.д.).
5. Отдельные элементы классической западной теории менеджмента, применимые для российских компаний на современном этапе их развития.
В 1974 г. Ричард Джонсон и Уильям Оучи из Graduate School (аспирантура) of Business Стенфордского университета опубликовали статью "Made in America (under Japanese management)" ("Сделано в Америке (под руководством японцев)") в журнале Наrvard Business Review. Статья начиналась с констатации растущего разрыва производительности труда в японских и американских компаниях и следующего примера [11, c. 152]:
На сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием этих линий была их различная производительность: японские работницы производили на 15% больше панелей, чем американки, находившиеся в 7000 миль от них.
Этот
факт должен был шокировать американскую
аудиторию, ибо он подтверждал их
опасения относительно возможного снижения
конкурентоспособности