Специфика профессии менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Выбирая профессию, каждый человек должен, прежде всего, самому себе ответить на вопрос: “Почему я выбрал именно эту профессию?” Целью моего реферата является ответить на вопрос: ” Почему я выбрала профессию менеджера? ” Для того чтобы это сделать нужно, в первую очередь, определить, что такое «менеджмент» и каково значение профессии менеджера в числе многих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Определение менеджмента как наука…...........................................4
1.1 Менеджмент………………………………………………………......4
1.2 Особенности менеджмента…………………………………….........5
Специфика профессии менеджера………………………………......6
2.1 Профессия «Менеджер»…………………………………………….6
2.2 Особенности работы менеджера…………………………..………11
2.3 Структура работы менеджера………………………….……….....14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

реферат на тему Моя профессия менеджер.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если обучение является подготовкой к работе, то необходимо добиться понимания ее смысла, содержания, структуры, результата. Качество обучения в этом случае будет выражаться в знании технологии, владении инструментом и наличии намерений и проявляться  в полученном результате.

Развитие кадров управления является в настоящее время ключевым элементом, позволяющим организации  адаптироваться к изменениям и устойчиво  развиваться. Для осознания происходящих во внешней среде преобразований и проведения организационных изменений  нужны менеджеры, которые будут  в состоянии ставить собственные  цели и самостоятельно принимать  решения, а не ждать указаний свыше  или копировать действия других.

Содержание работы менеджера  можно представить как набор  задач и вопросов, которые находятся  на «повестке дня». Проанализировав  многообразие задач, можно выявить  ключевые задачи, свойственные только работе менеджера, и не зависящие  от уровня и стиля управления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы  в «живой и развивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в  изделие под названием организация  и добиться поставленной цели. Согласно П. Друкеру можно выделить общие  для всех менеджеров и характерные  только для их работы пять основных задач.

1. Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.

2. Организация  работы — это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.

3. Мотивация и  общение — это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.

4. Измерение показателей — заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.

5. Развитие своих  подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

Эти основные задачи — базовые  элементы содержания работы любого менеджера. Каждая из задач требует особых качеств  и квалификации. Умение решать одну из задач еще не делает человека менеджером. Знание основных задач  позволит оценить и с концентрированность направленность программ обучения и развить умение решать подобные задачи на практике, т.е. обеспечить готовность менеджера к работе. Каждый работник может улучшить свою деятельность в качестве менеджера, совершенствуя выполнение именно этих задач, поскольку при отсутствии умения решать одну из задач невозможно считать себя настоящим менеджером. Интересно отметить, что эти пять задач, слабо корреспондируются с 20—30 предметами, обычно представленными в программах обучения менеджменту. Таким образом, для эффективной работы в качестве менеджера необходимо концентрировать свое внимание на выполнении основных задач, а при выборе или составлении программ обучения уделять внимание возможности развития знаний и умений, способствующих решению этих задач. [3,с 101-104]

 

 

 

 

 

2.3 Структура работы менеджера

        Однако, помимо содержательной стороны  работы, знания того, что делать, чему учить и какие предметы  вводить в программу обучения, существует процессуальная сторона  обучения, которая не только показывает, как надо делать, но и является  основой для построения методики  обучения. Учитывая наличие содержательной  стороны деятельности — в виде  пяти основных задач и процессуальной  — в виде методов обучения  менеджменту, можно представить  работу менеджера в рамках  предложенной Т. Котарбинским  модели работы.

Что является инструментом менеджера: организация, теории, люди или  информация?

Организация не может быть инструментом, поскольку сама является изделием и создается в процессе деятельности менеджера. Теории и концепции  скорее являются ориентиром для действий менеджера, технологией использования  инструмента. Если же считать людей  инструментом, то получается, что человек  лишается самостоятельной активности, свободы действия, что может ввести менеджера в заблуждение. Одним  из важных умений менеджера является способность слушать и читать, говорить и излагать свои мысли на бумаге, умение доводить до людей свои мысли и идеи и понимать других людей. На этом основывается умение мотивировать работников, без которых менеджер не может рассчитывать на успех.

Таким образом, инструментом менеджера является информация в  виде написанного или произнесенного слова, с помощью которого он организует, направляет и мотивирует людей для  эффективного выполнения работы.

Материал в работе менеджера, в отличие от большинства других профессий, представляет собой человека, и менеджер решает, как лучше его  всего «использовать». Преобразование материала осуществляется при помощи информации, которая позволяет построить  отношения между людьми, что, в  конечном счете, приводит к созданию организации. Может показаться, что  это техническая задача, которая  предполагает каждому человеку свое место в «механизме» под названием  организация. Ограниченность такого технократического  подхода состоит в том, что  такие качества человека, как инициатива, творческая активность и предприимчивость остаются не востребованными при  создании организации и не используются в ее работе. Человек сам в состоянии  не только контролировать количество и качество проделанной работы, но и решать, что и как ему делать.

Технологией в работе менеджера  являются знания, следование которым  приводит к преобразованию материала  в изделие. Другими словами, многочисленные теории и концепции лишь показывают, что и как нужно сделать, для  того чтобы создать организацию  и добиться ее эффективной работы.

Способом и методом  в работе менеджера являются образцы  поведения, роли, которые позволяют  эффективно использовать имеющийся  инструмент и достичь поставленной цели. Многообразие поведения менеджера  заключается в трех направлениях: непосредственном действии, воздействии  на людей и управлении информацией. Ролевой аспект поведения менеджера  описан Г. Минцбергом в виде трех основных ролей — по принятию решений, межличностной  и информационной.

Результатом работы менеджера  является создаваемый организацией продукт, который служит основанием для получения соответствующего вознаграждения, что собственно, и  заложено в программах долевого участия  в прибылях, бонусах, опционах, которые  являются естественной оценкой работы менеджера.

Если посмотреть на структуру  работы менеджера, то можно выделить три характерные области, которые являются составляющими успешного выполнения работы и предметами обучения, освоение которых должно гарантировать владение работой, следовательно, и получение высоких результатов и соответствующего вознаграждения. К этим характерным областям можно отнести следующие. Первое, самое очевидное и наиболее часто встречаемое в учебных программах — область знаний, отражающая технологии, используемые в работе менеджера. Второе — область умений и навыков, которые заключаются во владении инструментом и способах его применения для достижения цели. Освоение умений требует методики, основанной на практических действиях со стороны слушателя. Третье — область намерений и поведения, которые меньше всего предоставлены программами и методами обучения, но играющие ключевую роль в получении результата, а значит и во всем обучении менеджменту. Наличие трех составляющих работы подтверждается разными ролями, присущими менеджерам, которые представляют собой владение менеджером разными составляющими работы: знанием концепций, умением пользоваться инструментом и собственными намерениями.

В подтверждение вышесказанному можно отметить три стиля управления по Г. Минцбергу, различающиеся способом выполнения работы. Первый, внешний, поддающийся  непосредственному наблюдению способ — это управление посредством  действий самого менеджера. В этом случае, содержание работы менеджера — это  анализ ситуации и принятие решений, участие в проектах и ведение  переговоров. Второй — управление людьми, посредством их побуждения к выполнению тех или иных действий. Третий —  управление информацией, через которую  оказывается воздействие на работников.

Преобладание того или  иного способа управленческого  воздействия определяет стиль управления. Практика показывает, что разные менеджеры  в разной степени владеют компонентами своей профессии. Можно выявить  административный, межличностный и  деятельный стили, каждый из которых  опирается соответственно на функцию  контроля, лидерские качества или  осязаемые действия. Так, менеджеров можно разделить на: деятелей, лидеров и администраторов.

Администратор — это менеджер, стиль управления которого основан на управлении с помощью информации, где она является основным инструментом, а управление заключается в построении организации и разделении информационных потоков. Для организации администратор является «нервным центром», а его работа в этом случае — это работа с информацией, организация процессов коммуникации и контроля, построение организации.

Лидер — это менеджер, стиль управления которого основан на управлении с помощью людей, не только в наделении их полномочиями и правами, но и мотивировании, обучении, воодушевлении и развитии. Работа в этом случае направлена на построение межличностных отношений и побуждение людей к определенным действиям. Менеджер мотивирует, вдохновляет, тренирует, воспитывает своих сотрудников, а также создает группы и формирует необходимую организационную культуру. Для организации лидер является энергетическим центром.

Деятель — это менеджер, стиль которого основан на непосредственных действиях, участии в публичных мероприятиях, представлении организации, принятии решений и ведении переговоров, т.е. менеджер действует сам, а не через других людей. Те действия, которые менеджеры продолжают выполнять, как привычную работу до того, как их перевели на руководящую должность, являются в равной мере и коммуникативным каналом, позволяя держать руку на пульсе и являясь способом воздействия личным примером на людей в организации.

Таким образом, можно получить представление о работе менеджера  как о совокупности всех компонентов: информации, людей и действий, причем эти части неразделимы. Любое  пренебрежение одной из слагаемых  работы менеджера приводит к дисбалансу и снижению эффективности других действий. Например, увлечение лидерскими функциями ведет к тому, что  деятельность руководителя становится бессодержательной и лишенной цели. Чрезмерное внимание к информации и  связям приводит к тому, что менеджер отрывается от внутренних корней. Ориентация только на дела приводит к потере их эффективности, отрыву от реальности. Поэтому обучение менеджменту, в  первую очередь, должно вырабатывать всестороннее и целостное представление о  предстоящей работе.[4,с 260]

Успешное функционирование организации является результатом  работы менеджера и осуществляется путем непосредственного воздействия  менеджера на людей и через  информацию, оказывающую влияние  на работников. Подобная многосторонность стилей и взглядов подчеркивает сложность  явления управления, которое представляется одним человеком. [3,с 106-110]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Совместная деятельность людей требует согласования усилий работников. Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

В управленческой деятельности можно выделить структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспекты. Структурно-содержательный аспект представляет собой выделение видов деятельности руководителя: предвидение, организация, активизация, координирование, регулирование, контроль.  Процессуально-содержательный аспект рассматривает последовательность действий руководителя: целеполагание, определение ситуации, определение проблем и необходимости их решения, принятие решения.

Управление осуществляется в виде каких-либо действий. Последовательность и комбинация действий, из которых состоит управление, представляет собой процесс управления. Воздействие осуществляется в системе управления. Система управления – это совокупность элементов и связей между ними. Для реализации управления необходим механизм управления, который представляет собой совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

Менеджмент является особым типом управления, который реализуется в условиях рыночной экономики, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска. Менеджмент имеет признаки, отличающие его от других типов управления. Среди них: опора на экономические средства воздействия использование мотивационных механизмов управления, современных информационных технологий, профессионализация управления.

Менеджмент имеет свою инфраструктуру. Он опирается на научное сознание, менталитет общества и искусство управления. Менеджмент требует профессионального управления.

В центре деятельности по управлению организацией стоит менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление.

Факторами успешной деятельности менеджера являются: комплекс научных знаний, опыт управленческой деятельности и искусство менеджера.

Менеджер в процессе своей  деятельности играет роли, определенные его должностным положением в организации.

Для успешного выполнения менеджером своих функций он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Необходимые качества личности менеджера могут целенаправленно формироваться и воспитываться. [5, с 210]

 

Список используемой литературы:

 

    1. Гавриленко В.М. / Менеджмент / М.: Приор, 2002 г.
    2. Друкер П. / Практика менеджмента / М.: Вильямс, 2000 г.
    3. Минцберг Г. / Профессия – менеджер / СПб: Питер, 2001 г.
    4. Резник С.Д / Введение в специальность
    5. Пономарёв И.П. / Менеджмент в России и за рубежом / 2001г.

Информация о работе Специфика профессии менеджера