Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:05, контрольная работа
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности. Другими словами – это некий стимул, движущий человеком во время работы.
Введение 3
Теории мотивации 4
Виды мотиваций. Нематериальные мотивации ………………………………10
Заключение 15
Библиографический список 16
Оглавление:
Теории мотивации 4
Виды мотиваций. Нематериальные мотивации ………………………………10
Библиографический список 16
Сегодня, когда в Российской Федерации успешно развивается рыночная экономика, задачей каждой организации, рассчитывающей на рентабельность и прибыль, должен стать эффективный, современный менеджмент. Людские ресурсы – важнейшая составляющая любого предприятия, и, следовательно, управление ими играет большую роль в развитии фирмы. Безусловно, грамотно управлять персоналом, невозможно, не учитывая их интересов и потребностей, особенно в условиях нарастающей конкурентной борьбы за квалифицированные кадры. Таким образом, мотивация труда – немаловажный фактор менеджмента организации.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности. Другими словами – это некий стимул, движущий человеком во время работы.
Теории мотивации
Система мотиваций тесно
связана с потребностями
Психологический подход к мотивации труда, главным тезисом которого является то, что работник – это, прежде всего, личность, представлен школой поведенческих наук. Школа поведенческих наук в управлении наибольшее внимание из всех его проблем уделила мотивации труда. Основные идеи этой школы представлены двумя большими группами теорий.
Первая группа теорий концентрируется на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторая группа теорий основное внимание уделила динамике взаимодействия различных мотивов, то есть тому, как имитируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется теориями содержания мотивации, вторая группа – теорией процесса мотивации.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
- теория иерархии потребностей (А. Маслоу),
- теория ERG (К. Альдерфер),
- теория приобретенных потребностей (Д. Макклелланд),
- теория двух факторов (Ф. Герцберг).
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей.
1. Физиологические потребности.
К данной группе потребностей
относится потребности в пище,
воде, воздухе, убежище и т.д.
то есть те, которые человек
должен удовлетворять, чтобы
2. Потребности безопасности
связаны со стремлением и
3. Потребности принадлежности
и причастности. Человек стремится
к участию в совместных
4. Потребности признания
и самоутверждения отражают
5. Потребности самовыражения выявляются в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний. Способностей, умений и навыков. Эти потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с такой потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы.
Основная задача теории потребностей Маслоу состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на него, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три.
1. Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности.
2. Потребности связи
аналогичны потребностям
3. Потребности роста
сходны с потребностями
Широко распространенная концепция потребностей Дэвида Макклелланда делает основной акцент на потребностях высшего уровня. Макклелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Макклелланд придавал особое значение потребностям властвования второго типа. Поэтому он считал, что с одной стороны необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.
В отличие от концепций Маслоу и Альдерфера потребности по Макклелланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения, а также при выработке методов управления человеком.
Одним из столпов содержательной теории мотивации считается Фредерик Герцберг. В 1959 году под его руководством были проведены исследования по установлению различий в факторах, которые ведут к удовлетворенности или неудовлетворенности работой. На основании опросов 200 инженеров и бухгалтеров Герцберг сделал вывод о том, что удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду. Им была сформулирована двухфакторная модель мотивации. Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов.
Как установил Герцберг,
на удовлетворенность работой
- гигиенические факторы
или факторы «здоровья»: заработная
плата, безопасность на
- мотивирующие факторы или «
Герцберг считал, что гигиенические факторы не оказывают заметного влияния на поведение человека, особенно когда они удовлетворены. Работник начинает обращать на них внимание в случае, если они отклоняются от привычного для работника уровня. Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.
В рамках процессуальных теорий анализируется влияние на удовлетворенность работника различных факторов, и в первую очередь – результатов деятельности. При этом исследуется сам процесс влияния с выделением его этапов (особенно наглядно - теории ожидания); учитывается, что на мотивацию конкретного работника оказывает влияние мотивация других работников (теория справедливости); обосновывается положение о том, что высокие результаты деятельности ведут к удовлетворению потребностей (теория Портера и Лоулера).
Ценность любой организации – прежде всего, люди работающие в ней. Эффективная деятельность специалистов может способствовать процветанию предприятия и реализации, стоящих перед компанией целей. Мотивация персонала на предприятии, мотивация труда персонала является ключевым из направлений кадровой политики любого предприятия.
Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле лучше работает. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании. Существует огромное количество способов повышения мотивации и улучшения качества работы сотрудников, которые используются на практике. Некоторые способы применимы ко всем видам организаций, компаний, некоторые же являются специфическими. Некоторые способы мотивации персонала:
1. Деньги.
2. Предоставление работнику определенной доли акций.
3. Выдача нуждающимся работникам в долг.
4. Гарантирование фиксированного процента прибыли.
5. Предоставление работнику
кредита на строительство
6. Предоставление работникам лизинговых услуг.
7. Предоставление служебной квартиры.
8. Возможность пользоваться
кредитными карточками на
9. Изменение продолжительности рабочего дня.
10. Изменение продолжительности отпуска.
11. Возможность иметь
дополнительный оплачиваемый
12. Оплата проезда к месту проведения отпуска.
13. Возможность взять отпуск летом.
14. Возможность смены условий работы.
15. Возможность выполнения различных функций в рамках одной должности.
16. Предоставление права
участия в управлении
17. Должностной рост.
18. Значимое название должности и соответствующие аксессуары (отдельный кабинет "с табличкой", визитки, нагрудный знак).
19. Право выполнять
работу на дому и обеспечение
необходимых технических
20. Возможность приходить на работу по мере надобности.
21. Возможность предоставления права семейной занятости.
22. Членство в престижном клубе.
23. Предоставление абонементов в бассейн, сауну, теннисные корты.
24. Организация и оплата лечения (профилактики) сотрудника или его семьи (стоматология, профилактический осмотр, бесплатные минеральные напитки на работе).
25. Оплата лечения за границей (на курортах).
26. Предоставление работнику права не изменять свои привычки (куришь - кури; спишь долго - опаздывай, но выполняй свои функции; любишь кофе - пей, сколько хочешь).