Способы восстановления платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Финансово устойчивое предприятие имеет преимущества в привлечении инвестиций, выборе поставщиков и потребителей; оно более независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, следовательно, у него меньше риск быть неплатежеспособным и оказаться банкротом. Решение задач стабилизации положения предприятия требует нахождения источников финансовых ресурсов, их рационального распределения, эффективного использования. Необходимой предпосылкой для принятия правильного управленческого решения является объективная и своевременная информация о текущем положении дел на предприятии, которую можно получить лишь в результате проведения финансового анализа, дающего оценку финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Без этих данных принимаемые управленческим персоналом решения будут неадекватны сложившейся ситуации и в худшем случае могут привести предприятие к банкротству.

Содержание работы

Введение 2
1 Платежеспособность предприятия 4
1.1 Основы и сущность платежеспособности предприятия 4
2 Неплатежеспособность предприятия 13
2.1 Обязательства предприятия, их виды 13
2.2 Общие причины неплатежеспособности предприятия 17
3 Способы восстановления платежеспособности предприятия 22
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33

Файлы: 1 файл

платежеспособность предприятия.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что неплатежеспособность есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации - от эпизодической до устойчивой, хронической неплатежеспособности и кризисной.

Устойчивая и хроническая неплатежеспособность организации с финансовой точки зрения означает, что такая организация:

  • поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов: их товары, деньги и услуги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т. д.;
  • формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует из-за дефицита средств в полной мере исполнение бюджета, выплату пенсий и т. д.;
  • ухудшает свое финансовое положение за счет выплат штрафов, пени, неустоек.

Часто несущие ущерб  кредиторы пытаются теми или иными  методами, в том числе судебными, истребовать исполнение отдельных обязательств, действуя разрозненно, и независимо друг от друга. Обычно успехи одних кредиторов становятся известны другим, которые также выставляют свои требования. В результате рано или поздно кредиторы вынуждены прийти к согласованным совместным действиям.

В конечном счете, неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором: или дать организации некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках некоторого ограниченного во времени (временного) соглашения; или выставить требование о ликвидации данной организации и продажи ее имущества, чтобы за счет этого удовлетворить полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

Однако здесь выбор стоит  не только перед кредиторами. Сам  должник, оценивая собственное кризисное  состояние и свою неспособность к расчету по обязательствам, может поставить вопрос о диалоге с кредиторами или о собственной ликвидации как организации.

Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа  финансовой устойчивости организации  и причин, приведших к потере ее платежеспособности (чтобы эти причины смягчить или полностью снять).

Здесь очень важно обозначить причины потери неплатежеспособности предприятия, чтобы исключить или существенно уменьшить их влияние на финансовое состояние предприятия. А причины можно выявить только на основе проведения профессионального анализа.

2.2 Общие причины неплатежеспособности организации

Платежеспособность организации  прямо пропорциональна выручке, неплатежеспособность обратно пропорциональна  выручке и прямо пропорциональна  объему обязательств.

В связи с тем, что  обязательства при приобретении материалов, товаров наступают сразу перед поставщиками, а готовая продукция изготавливается и реализуется через определенное время, для абсолютной платежеспособности необходимо иметь резерв денежных средств и уровень этого резерва следует постоянно поддерживать на предприятии.

Если за определенный календарный период темп роста обязательств организации был выше темпа роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими словами, чем меньше выручка, тем скорее ухудшается платежеспособность предприятия.

Общими причинами неплатежеспособности организации являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки и снижающий рост обязательств.  

Замедление темпов роста  выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

  • затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;
  • влиянии конкуренции;
  • растущем не возврате платежей за отгруженную продукцию, когда организация работает с ненадлежащим покупателем или не свободна в выборе;
  • сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т. д.

Иными словами, причины здесь простые: или не берут продукцию (услуги), или берут, но не платят, или не пускают на рынок.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация:

  • осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;
  • загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;
  • наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
  • несет убытки;
  • тратит выручку на второстепенные цели, на развлечения (больше, чем можно).  

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех организаций, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

Ситуация усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками.

В целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

  • отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т. д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;
  • неудовлетворительному финансовому руководству организацией, когда она избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента.

Первый комплекс причин отражается на снижении выручки, второй отражается на приросте массы обязательств.

Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособностъ (несостоятельность) организации и потом их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих, являются следующие:

  1. Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка.
  • долгосрочный кредит под повышенные проценты использован на развитие производства - закупку производственного оборудования, его модернизацию. Прибыль от продажи новой продукции, увеличенного объема продукции не в состоянии погасить своевременно проценты и сам кредит из-за ошибок в технологических и производственных расчетах, в бизнес-плане, в экономических расчетах;
  • долгосрочный кредит вложен в строительство административных зданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения внешних условий не в состоянии покрывать расходы по обслуживанию и погашению кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;
  • вложения долгосрочного и краткосрочного кредитов в рисковые инвестиционные проекты - например, в ценные бумаги. Из-за инвестиционных просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходит потеря капитала и, как следствие, наступление несостоятельности организации;
  • краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов - в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой ухудшение платежеспособности организации.

2. Неэффективная маркетинговая  политика:

  • неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве. В конечном счете, приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;
  • недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта и рынков поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, к затовариванию продукцией и появлению убытков. Вовремя не реализуется продукция, «застрявшая» на складе по различным причинам.

З. Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:

  • увеличение сроков и задержка оплаты потребителями за поставляемую продукцию. Результат-образование большого объема дебиторской задолженности, увеличение длительности оборота дебиторской задолженности, что приводит к недостатку оборотных средств, невозможности исполнять обязательства перед налоговыми органами, поставщиками и, в конечном счете, к невыгодным краткосрочным заимствованиям, что приводит к возникновению финансового кризиса организации;
  • нарушение равновесия между выпуском продукции, ее реализацией и предоставлением товарного кредита потребителям.

4. Увеличение издержек  производства из-за применения  устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге невозможности расплачиваться по долгам.

5. Неумелое руководство  деятельностью организации:

  • неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура управления, плохое управление финансами предприятия. Отсутствие текущих и перспективных планов работы (производственных, финансовых) организации, низкая управленческая дисциплина и низкий уровень ответственности за результаты своих функций. Все это приводит к вытеснению продукции организации с рынков сбыта, снижению объемов продаж и увеличению непроизводительных затрат и, как следствие, к кризисному состоянию организации;
  • низкая квалификация руководящих кадров, способствующая нерациональным, необоснованно рискованным, авантюрным решениям, приводящим к потерям капитала организации /5/.

Хищение и воровство  в организациях в различных формах и явлениях на различных уровнях управления организацией. Это прямые убытки, приводящие в конечном итоге к банкротству организации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Способы восстановления платежеспособности предприятия

26 октября 2002 года вступил  в силу Федеральный закон Российской  Федерации № 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" (далее - Федеральный закон 127-ФЗ), принятый Государственной Думой России 27.09.2002 г. и одобренный Советом Федерации Российской Федерации 16.10.2002 г.

Согласно которому,  финансовое оздоровление - процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Указанная процедура  вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов. В ходе финансового оздоровления управление предприятием-должником осуществляется его органами управления с определенными ограничениями, установленными законом о банкротстве, и административным управляющим.

Закон  предусматривает  ряд  процедур,  способствующих  восстановлению платежеспособности должника, а именно:

  • досудебную санацию (ст.27 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи,   достаточной   для   погашения   денежных   обязательств    и восстановления платежеспособности;
  • мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.70 Закона);
  • возможность заключения мирового соглашения на  любой  стадии  процесса (ст.120 Закона);
  • иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.26 Закона).

      Сам  процесс банкротства состоит  из ряда сменяющих друг друга  процедур:

  • наблюдения (ст.56 Закона) - процедуры банкротства,  вводимой  с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение  сохранности  имущества  и  проведение  анализа   финансового состояния должника);
  • внешнего управления  (ст.68  Закона)  - процедуры банкротства,  которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит  в  целях восстановления  платежеспособности  должника   с   передачей   полномочий управления должником внешнему управляющему;
  • конкурсного  производства  (ст.97  Закона)  -   процедуры   банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований  кредиторов  из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.112 Закона) имущества должника.

Рассмотрим основные процедуры более подробно.

Досудебная санация  -  предоставление  должнику  финансовой  помощи  в размере,  достаточном  для  погашения  денежных  обязательств,  обязательных платежей   и   восстановления   платежеспособности   (п.1   ст.27   Закона). Участвовать в досудебной  санации  могут  учредители  (участники)  должника, собственник имущества должника -  унитарного  предприятия,  кредиторы,  иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).

Предоставление финансовой помощи в  рамках  досудебной  санации  может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств  в  пользу субъектов, осуществивших санацию.

Информация о работе Способы восстановления платежеспособности предприятия