Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:57, курсовая работа
Вопросы трудовой мотивации являются важными для любой организа-ции, поскольку считается, и не без достаточных на то оснований, что эффек-тивный работник - это высоко мотивированный работник. В последнее время термин "мотивация" прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Постепенно и к отечественным управленцам (не только теоретикам, но и практикам) приходит осознание того, что человек на позициях винтика в машине не будет трудиться достаточно эффективно
1 Теоретические вопросы мотивации труда
1.1 Появление и значение теорий мотивации
1.2 Сущность процессуальных теорий мотивации
2 Характеристика процессуальных теорий мотивации
2.1Теория ожиданий
2.2 Теория справедливости
2.3 Модель Портера-Лоулера
3 Практическое использование процессуальных теорий мотивации на практике
3.1. Использование теорий в зарубежной практике
3.2. Использование теорий в практике российских предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации
1 Теоретические вопросы мотивации труда
2 Характеристика процессуальных теорий мотивации
2.1Теория ожиданий
2.2 Теория справедливости
2.3 Модель Портера-Лоулера
3 Практическое использование процессуальных теорий мотивации на практике
3.1. Использование теорий в зарубежной практике
3.2. Использование теорий в практике российских предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопросы трудовой мотивации
являются важными для любой организа-
1 Теоретические вопросы мотивации труда
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом организации, поскольку именно она выступает непосредственной причиной их поведения.
В самом общем виде мотивация человека к той или иной деятельности представляет собой совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы, находящиеся не только вне, но и внутри человека заставляют его осознанно, а во многих случаях неосознанно совершать те или иные поступки. Но всегда нужно помнить о том, что одинаковые воздействия могут вызвать абсолютно различные реакции у разных людей. Исходя из вышесказанного, дадим более четкое понятие мотивации. «Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей».1
Существует множество
теорий, объясняющих поведение
"Политика кнута и
пряника" - был один из первых
широко распространенных и
Научное подтверждение этой
концепции мотивации имело
Первым реальным этапом в
становлении мотивации труда, как
составной части науки
Впервые взрыв интереса к
управлению организацией был отмечен
в 1911 году, после выхода книги Фредерика
У. Тейлора «Принципы научного менеджмента»,
традиционно считающейся
В отличие от многих специалистов,
создающих управленческие теории, Тейлор
не был ученым-исследователем. Он был
практиком, сначала рабочим, затем
инженером и главным инженером
сталелитейной компании. Первые четкие
очертания система Тейлора
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа (правила управления).
Во-первых, это создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности. Во-вторых, отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение. В-третьих, сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда. И, наконец, равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.Тейлор отмечает, что внедрять научные принципы организации труда нужно принудительными методами, так как рабочие сопротивляются любому изменению укоренившегося порядка.
Тейлор рекомендовал также использовать в трудовом процессе психологическую основу в разных формах. Он первый ввел понятие «человеческий фактор» в психологическом плане в научный оборот.
Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.
Организационно-
Серьезный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк Гилбрет (1868—1924) и Лилиан Гилбрет, которые упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних движений способствовало установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на каждое конкретное движение при выполнении работы. Это позволило ему разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений, что оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Л. Гилбрет, будучи психологом, первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой, т.к. в начале XX века уже возникла необходимость установления функционального кадрового управления в связи с концентрацией производства.
Генри Форд (1863—1947), основатель
американского
Как и Тейлор, он был активным
сторонником масштабного
Заслуга школы научного управления, начиная от Тейлора и заканчивая Фордом заключается в утверждении принципов научного управления не потерявших актуальности и сегодня, т.к. нынешнее состояние нашей экономики с точки зрения научного управления предприятиями очень напоминает состояние американской экономики того времени, когда Ф.Тейлор начал разрабатывать и применять на практике принципы менеджмента.
Постепенно, благодаря эффективности,
с которой организации
В 30−50-х гг. XX века на Западе
получила распространение «
Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой «школы человеческих отношений». Новая теория выдвинула требование «человек — главный объект внимания». Создатели школы использовали достижения психологии и социологии, наук о человеческом поведении в управлении.
Особая заслуга в создании теории и практике человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мэйо (1880—1949), проведшему ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты», в г. Хотторне, недалеко от Чикаго на предприятиях фирмы «Вестерн электрик», продолжавшиеся с 1927 по 1939 г. Результаты экспериментов привели к публикации труда Элтона Мэйо «Проблемы человека в индустриальном обществе», вышедшего в 1946 году.
Стало понятно, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной, а новые методы сулят потенциальные выгоды.
Э. Мэйо обладал верным пониманием методов научного управления и психологической подготовкой. Хотторнские эксперименты завершились осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение влияют на производительность индивидуального труда.
Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.
К началу опытов на заводе «Вестерн
электрик» было напряженное положение,
отмечалась высокая текучесть
Начало экспериментов Мэйо заключалось в том, что помимо изменения освещения, он стал менять и время перерывов для отдыха, время работы и методы оплаты труда. Однако это не дало результатов, несмотря на то, что по теории Тейлора, производительность труда должна была увеличиваться.
Тогда была собрана группа
работниц (6 сборщиц реле), которым
выделили отдельную комнату, оснащенную
приборами для измерения
Информация о работе Сравнительная характеристика процессуальных теорий мотивации