Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:14, реферат
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Введение
Управление персоналом является
одной из важнейших функций менеджмента,
так как человек был, и остается
основной производительной, творческой
силой, несмотря на все достижения в
области механизации и
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс
приводит к глубоким изменениям методов
труда, что, в свою очередь, требует
новых форм организации и управления
персоналом, направления на повышение
эффективности использования
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом.
Характеристика американской модели менеджмента
Национальная железнодорожная пассажирская корпорация (англ. National Railroad Passenger Corporation), действующая под коммерческим названием«Амтрак» («Amtrak», сокращённо от слов «America» и «track») — американская железнодорожная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками. Монополист в обслуживании пассажиров, путешествующих на дальние расстояния железнодорожным транспортом. «Амтрак» является государственным предприятием, принадлежащим Правительству США.
В «Амтрак» работают около 20 тыс. человек, общая протяжённость её маршрутов составляет 34 000 км (21 200 миль). Поезда «Амтрак» обслуживают 500 пунктов назначения в 46 штатах США и в трёх провинциях Канады. «Амтрак» является владельцем 1175 км железных дорог, таким образом, бо́льшая часть маршрутов проходит по путям, принадлежащим железнодорожным компаниям, осуществляющим грузовые перевозки.
В 2012 финансовом году «Амтрак» перевезла 30,2 миллионов пассажиров, достигнув рекордного показателя за всю историю корпорации и заработала 2,71 млрд долларов выручки, издержки компании при этом составили 3,95 млрд долларов. Для сравнения: в 2004 году авиакомпании США перевезли на внутренних линиях 712 миллионов пассажиров.
Наиболее
загруженное направление «
Кроме железных дорог, «Амтрак» эксплуатирует систему автобусных маршрутов, связывающих железнодорожные станции с местностями, не имеющими железной дороги (часто также — имеющими железную дорогу, но не имеющими пассажирского движения на ней).
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная
форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
Содержание стратегического
управления заключается, во-первых, в
разработке долгосрочной стратегии, необходимой
для победы в конкурентной борьбе,
и во-вторых, в осуществлении управления
в реальном масштабе времени. Разработанная
стратегия корпораций, впоследствии превращается
в текущие производственно-хозяйственные
планы, подлежащие реализации на практике.
Концепция стратегического
управления основана на системном и
ситуационном подходах к управлению.
Предприятие рассматривается
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Важнейшей составной частью
плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование сдерживает
стремление руководителей к получению
максимальной текущей прибыли в
ущерб решению долгосрочных задач,
а также ориентирует
В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
Для снижения сопротивления
рабочих организационным
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.
Железные дороги Японии имеют
очень высокий технический
Успехи Японии в области
создания высокоскоростных железных дорог
нагляднее всего можно
Длина магистрали «Синкансен» составляла
поначалу 515 км. По ней стал курсировать
бело-голубой экспресс «Хикари» («свет»),
вмещающий от 1200 до 2000 пассажиров. Расстояние
между Токио и Осакой он покрывает за 2,5
ч. И это несмотря на сложнейшую трассу
с 300 мостами и 66 туннелями. В 1996 г. по этой
магистрали стал курсировать суперэкспресс
«Нодзоми» («надежда»), скорость которого
достигает 300 км/ч. Для «Синкансен» характерна также исключительная густота
движения, достигающая 285 поездов в сутки.
Группа компаний Japan Railways (яп. JRグループ JR Гурупу), либо просто — JR, состоит из 8 частных обществ, между
которыми 1 апреля 1987 года были разделены
железнодорожные пути существовавших
ранее японских национальных железных
дорог (JNR). Железнодорожный сервис компании
JR славится высокой степенью точности.
В Токио, городе с интенсивным железнодорожным движением, поезда пригородных
линий делают остановки через каждые 1,5
минуты в период максимальной интенсивности
движения.
Услуги поездов дальнего следования JR:
– супер экспресс, курьерские скоростные
поезда, экспрессы со спальными и плацкартными
местами. Цена за проезд варьируется в
зависимости от расстояния и типа услуг.
В городах проездные билеты на местные линии можно
купить в специальных торговых автоматах, расположенных на
каждой станции. Рекомендуем воспользоваться
услугами офиса бронирования билетов
(Мидори-но-Мадогучи) чтобы приобрести
билеты в вагоны различных классов, а также
на дальние расстояния.
Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.
Основным богатством страны
японцы считают свои человеческие ресурсы.
Японская система хозяйствования опирается
на исторически сложившиеся
Традиция групповой
Отличительными чертами японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с выпуском высококачественной продукции.
Сущностью японского менеджмента
является управление людьми. При этом
японцы рассматривают не одного человека
(личность), как американцы, а группу
людей. Кроме того, в Японии сложилась
традиция подчинения старшему по возрасту,
позиция которого одобряется группой.
Известно, что поведение
человека определяется его потребностями.
При этом японцы выше других ставят
социальные потребности (принадлежность
к социальной группе, место работника
в группе, внимание и уважение окружающих).
Поэтому и вознаграждение за труд
(стимулы) они воспринимают через
призму социальных потребностей, хотя
в последнее время японский менеджмент
впитал в себя отдельные мотивационные
концепции американского
Информация о работе Сравнительный анализ менеджмента США и Японии