Сравнительный анализ менеджмента США и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в  области механизации и автоматизации.

В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все  более высокие требования.

Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов  труда, что, в свою очередь, требует  новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение  эффективности использования людских  ресурсов.

Поиски соответствующих  мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области  теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных  черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом.

 

 

 

 

 

Характеристика  американской модели менеджмента

Национальная  железнодорожная пассажирская корпорация (англ. National Railroad Passenger Corporation), действующая под коммерческим названием«Амтрак» («Amtrak», сокращённо от слов «America» и «track») — американская железнодорожная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками. Монополист в обслуживании пассажиров, путешествующих на дальние расстояния железнодорожным транспортом. «Амтрак» является государственным предприятием, принадлежащим Правительству США.

В «Амтрак» работают около 20 тыс. человек, общая протяжённость её маршрутов составляет 34 000 км (21 200 миль). Поезда «Амтрак» обслуживают 500 пунктов назначения в 46 штатах США и в трёх провинциях Канады. «Амтрак» является владельцем 1175 км железных дорог, таким образом, бо́льшая часть маршрутов проходит по путям, принадлежащим железнодорожным компаниям, осуществляющим грузовые перевозки.

В 2012 финансовом году «Амтрак» перевезла 30,2 миллионов пассажиров, достигнув рекордного показателя за всю историю корпорации и заработала 2,71 млрд долларов выручки, издержки компании при этом составили 3,95 млрд долларов. Для сравнения: в 2004 году авиакомпании США перевезли на внутренних линиях 712 миллионов пассажиров.

Наиболее  загруженное направление «Амтрак» — Северо-Восточный коридор между Вашингтоном и Бостоном. Северо-Восточный коридор электрифицирован, также электрифицирована железная дорога Филадельфия — Гаррисберг (Пенсильвания). На всех остальных маршрутах «Амтрак» использует тепловозную тягу.

Кроме железных дорог, «Амтрак» эксплуатирует систему автобусных маршрутов, связывающих железнодорожные станции с местностями, не имеющими железной дороги (часто также — имеющими железную дорогу, но не имеющими пассажирского движения на ней).

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в  настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

3. Корпорация как основная  форма предпринимательства.                                            

Американский экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности  и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую  организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую  еще в начале XIX в.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие  было введено в обиход на стыке 60—70-х  гг., а в 80-е гг. охватило практически  все американские корпорации.

Слово «стратегия» произошло  от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.                

Содержание стратегического  управления заключается, во-первых, в  разработке долгосрочной стратегии, необходимой  для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.                                      

Концепция стратегического  управления основана на системном и  ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как  «открытая» система.

Основой стратегического  управления является системный  и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического  развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные  центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений  фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и  технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ  большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ  отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре. 

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения рынка и  замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению  максимальной текущей прибыли в  ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей  на предвидение будущих изменений  внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

  • Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне  цеха.
  • Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
  • Разработка систем участия в прибыли.
  • Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем.

Характеристика японской модели менеджмента

За последние два десятилетия  Япония заняла лидирующее положение  на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что  население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.   

Железные дороги Японии имеют  очень высокий технический уровень. Все основные магистрали электрифицированы. Широкое распространение получили монорельсовые дороги, дороги для  движения поездов на магнитной подвеске. Благодаря этому Япония наряду с Францией занимает лидирующее положение в мире по развитию высокоскоростных железных дорог, обеспечивающих движениепассажирских поездов со скоростью 200–300 км/ч. Экспериментальный вагон на электромагнито-динамической подвеске еще в 1979 г. преодолел «барьер мечты» – скорость 500 км/ч. А в 1999 г. уже пятивагонный поезд с пассажирами, тоже на магнитной подвеске, развил скорость 552 км/ч, а в 2008 г. – 581 км/ч. 

Успехи Японии в области  создания высокоскоростных железных дорог  нагляднее всего можно продемонстрировать на примере магистрали «Синкансен» («линия новой колеи»), которая была открыта в 1964 г., накануне Токийской олимпиады. Эта линия соединила между собой «большую тройку» городских агломераций Японии, т. е. Токио, Нагою и Осаку, образующие вместе мегалополис Токайдо.  
Длина магистрали «Синкансен» составляла поначалу 515 км. По ней стал курсировать бело-голубой экспресс «Хикари» («свет»), вмещающий от 1200 до 2000 пассажиров. Расстояние между Токио и Осакой он покрывает за 2,5 ч. И это несмотря на сложнейшую трассу с 300 мостами и 66 туннелями. В 1996 г. по этой магистрали стал курсировать суперэкспресс «Нодзоми» («надежда»), скорость которого достигает 300 км/ч. Для «Синкансен» характерна также исключительная густота движения, достигающая 285 поездов в сутки.

Группа компаний Japan Railways (яп. JRグループ JR Гурупу), либо просто — JR, состоит из 8 частных обществ, между которыми 1 апреля 1987 года были разделены железнодорожные пути существовавших ранее японских национальных железных дорог (JNR). Железнодорожный сервис компании JR славится высокой степенью точности. В Токио, городе с интенсивным железнодорожным движением, поезда пригородных линий делают остановки через каждые 1,5 минуты в период максимальной интенсивности движения.  
Услуги поездов дальнего следования JR: – супер экспресс, курьерские скоростные поезда, экспрессы со спальными и плацкартными местами. Цена за проезд варьируется в зависимости от расстояния и типа услуг. В городах проездные билеты на местные линии можно купить в специальных торговых автоматах, расположенных на каждой станции. Рекомендуем воспользоваться услугами офиса бронирования билетов (Мидори-но-Мадогучи) чтобы приобрести билеты в вагоны различных классов, а также на дальние расстояния. 

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система хозяйствования опирается  на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

Традиция групповой сплоченности связана с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.

Отличительными чертами  японского характера являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и  бережливости непосредственно связаны  с выпуском высококачественной продукции.

Сущностью японского менеджмента  является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась  традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.                                        

Известно, что поведение  человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника  в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через  призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент впитал в себя отдельные мотивационные  концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Это нашло свое выражение в  том, что стала признаваться необходимость  личного потребления. Японцы стали  в большом количестве приобретать  товары личного потребления.

Информация о работе Сравнительный анализ менеджмента США и Японии