Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:00, реферат

Описание работы

В данной работе я хочу провести сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании. Для проведения анализа первоначально я хочу рассмотреть основные положения моделей карьеры государственного служащего обеих стран.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. Государственная служба во Франции………………………………………………. …4
1.1. История формирования государственной службы…………………………………………………………………………..…4
1.2. Уровни административно-государственного управления
во Франции………………………………………………………………………...6
2. Государственная служба в Великобритании…………………………………………...9
2.1. История формирования государственной службы……………………………………………………………………..………9
2.2. Уровни административно - государственного управления
в Великобритании……………………………………………………………….10
3. Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании……………………………………………………….………….…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..16

Файлы: 1 файл

Реферат НА ПРОФ.ДЕЯТ. - копия.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Факультет Менеджер

Кафедра государственное  и муниципальное управления

 

РЕФЕРАТ

по теме: Сравнительный  анализ моделей карьеры 

государственного служащего 

во Франции и Великобритании

 

 

Студент группы         ГМУ-31          ________          _____________  Ю. Н. Видяева

                           номер группы              дата                            подпись

 

Руководитель          д.э.н.                                           доцент         О. В. Сидоренко

                                 уч. степень,                                       уч. звание 

 

 

                                                                                      

 

Хабаровск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

  1. Государственная служба во Франции………………………………………………. …4   
    1. История формирования государственной службы…………………………………………………………………………..…4
    2. Уровни административно-государственного управления

во Франции………………………………………………………………………...6

  1. Государственная служба в Великобритании…………………………………………...9
    1. История формирования государственной службы……………………………………………………………………..………9
    2. Уровни административно - государственного управления

в Великобритании……………………………………………………………….10

  1. Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании……………………………………………………….………….…..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..….….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как правило, под службой  понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано  с созданием условий для нормального  функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности. Служба может касаться социально-культурного  обслуживания людей, осуществления  управленческой деятельности, обеспечения  деятельности органов государственной власти .      

Особым видом службы является государственная служба.

Для наиболее эффективной  работы государственных служащих разрабатываются  особые требования к кандидатам на службу, критерии карьерного роста  и повышения квалификации, которые  и называются карьерной моделью.

В данной работе я хочу провести сравнительный анализ моделей карьеры  государственного служащего во Франции и Великобритании. Для проведения анализа первоначально я хочу рассмотреть основные положения моделей карьеры государственного служащего обеих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная служба во Франции
    1. История формирования государственной службы во Франции

 

Во Франции раньше, чем  в других западноевропейских странах, завершился процесс централизации, произошло обособление госаппарата от гражданского общества, возникла профессиональная бюрократия, основанная на спецификации функций, разделении труда и дифференциации ролей.

В период Великой французской  революции продолжалось «строительство»  государственного аппарата: в 1789 г. были ликвидированы все феодальные привилегии на государственной службе, в 1790 г. провинции  были заменены департаментами, в 1791 г. закон Ле Шапелье запретил создание любых добровольных объединений, «промежуточных ассоциаций» между государством и гражданами.

При Наполеоне I централизация  государственного аппарата и его  институционализация усилились. Он подписал конкордат с Ватиканом, давший государству эффективный контроль над церковью, выработал гражданский кодекс, создал институт префектов и супрефектов, назначил комиссаров полиции во все города, организовал жандармерию. Наполеон призывал открыть государственную службу для самых одаренных людей. Именно в период Империи были созданы основные институты французского государства и сформировались традиции французской бюрократии. По приказу императора была основана высшая элитарная школа — Эколь Политекник, ставшая на долгие годы основным центром подготовки профессиональных государственных служащих.

В начале XIX века на государственной  службе была внедрена конкурсная система найма чиновников. Конкурсная система отбора способствовала росту профессионализма французской бюрократии, внедрению в ее среду новых норм, ценностей и представлений. Высшие чиновники проповедовали идею служения государству, рассматривали себя в качестве хранителей общественных интересов.

Несмотря на внедрение  конкурсной системы, высшая администрация формировалась практически полностью из привилегированных слоев общества. С 1830 по 1848 гг. только 1% студентов Политехнического института был представлен выходцами из семей рабочих и крестьян. Доля представителей крупной буржуазии среди ее выпускников постоянно росла: с 56% в 1848 г. до 61% в 1880 г. В годы Второй империи (1851—1876) 95% директоров отделов министерств, 82% префектов, 87% государственных советников вышли из буржуазии или аристократии. Даже в годы Третьей республики (1871—1940) демократизация не затронула высшую бюрократию: из 546 членов «больших корпусов» лишь 10% вышли из «народных классов» и мелкой буржуазии.

С помощью целенаправленной социальной селекции и политического контроля правящий класс Франции не допускал в бюрократическую элиту выходцев из народа. В XIX веке на вступительном конкурсном экзамене приемная комиссия обращала особое внимание на общую культуру кандидата, его знание классических предметов (и в первую очередь, латыни). Профессия чиновников стала наследственной: сыновья приходили на смену отцам. Например, в 1840 г. 68% членов Государственного совета были сыновьями крупных чиновников; в 1852 г. приблизительно 16% префектов были сыновьями префектов и супрефектов.

Во время вступительного конкурса кандидат должен был представить соответствующие рекомендации, а при назначении на должность широко использовались родственные связи, обмен услугами, взятками. В личном деле чиновников не только значились их профессия, профессиональные заслуги, но и давалась характеристика их социального поведения. Все это закономерно привело к первому кризису французской бюрократии в период июльской Монархии (1830—1848).

Даже среди высших французских  чиновников во времена правления  Луи Филиппа появились требования внести в госаппарат принципы «меритократической системы». Речь шла о создании политически нейтральной бюрократии, о повсеместном введении системы конкурсов, чтобы назначать на государственные посты наиболее способных чиновников. Государственным служащим вменялось в обязанность проявлять сдержанность в частной жизни и хранить административные тайны. Считалось, что не нужно лишать чиновников права выражать свои взгляды, но им не стоит вступать в полемику по вопросам, затрагивающим работу. В некоторых учреждениях того времени чиновникам запрещалось покидать свое рабочее место, читать газеты или иностранные книги на работе.

Во второй половине XIX века занятие должности в госаппарате  стало мощным фактором социального  продвижения. Государственная служба предполагала минимальный уровень  образования, чиновники должны были носить мундир или приличный костюм, они не занимались грязной работой. Помимо этого государственная служба давала достаточно большие гарантии занятости.

 Американский политолог В. Шан, анализируя систему административно-государственного управления во Франции конца XIX века, писал: « Традиционное желание стабильной занятости и надежды на пенсию в старости были достаточно сильным стимулом для тех, кто не обладал амбициями и не чувствовал призвания к какой-либо определенной профессии».

В этот период в госаппарате  широко обсуждалась проблема унификации найма на государственную службу с помощью экзаменов или конкурсов и введения испытательного срока до включения стажера в штат. Однако в 1874 г. Государственный совет отверг идею единого статуса чиновников и подтвердил право административных учреждений создавать собственные регламенты, вводить свои правила рекрутирования. Высшая администрация не могла изменить принципу иерархической и неограниченной власти.

Понижение уровня подготовки чиновников, увеличение численности госаппарата, феминизация некоторых видов деятельности административно-государственного управления привели к падению престижа государственной службы. Действительно, начиная с 20-х годов нашего века жалованье рядовых чиновников стало значительно отставать от зарплаты квалифицированных рабочих частного сектора (и тем более от доходов служащих в частном секторе). Эта тенденция продолжала усиливаться и существует по сегодняшний день.[1]

    1. Уровни государственного управления во Франции

Действующее сегодня во Франции законодательство о гражданской службе есть итог реформ, которые начались сразу же после освобождения страны после второй мировой войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, но в строго юридическом смысле оно значительно уже. По существу, оно относится только к служащим гражданской (публичной) службы. Понятие «чиновник» и «государственный служащий» не различаются. «Закон об общем статусе чиновника» действует с 1946 г. Он регламентирует структуру гражданской службы и систему оплаты труда чиновников. В 1959 г. Ордонанс внес незначительное число поправок в основной закон, но все они направлены на то, чтобы усилить иерархическое подчинение чиновников власти.

Закон 1946 г. ввел в систему  гражданской службы понятие «кадр», означающее объединение всех должностей, занятых гражданскими служащими  одинакового ранга. Другими словами, это понятие охватывает положение группы людей, занимающих аналогичные должности. Во Франции существует кадр директоров, куда входят директора всех департаментов, кадр контроля, который объединяет всех инспекторов, и т.д.

Помимо этого существует также понятие «класс чиновников». Всего классов четыре, в понижающемся иерархическом порядке они обозначены буквами А, В, С и D. На класс А возлагаются функции выработки управленческих решений и указаний. Он составляет 20% общего числа чиновников административно-государственного управления. Класс В выполняет задачу реализации этих установок. В него входит около 40% чиновников. Класс С занят специализированным исполнением и охватывает 32% чиновников. Класс D включает технических работников, которые являются простыми исполнителями. Французские администраторы отмечают, что между двумя последними классами трудно провести какое-либо существенное разграничение.

Согласно законодательству, лицо не может быть назначено на гражданскую должность: 1) если не имеет французского гражданства; 2) не обладает гражданскими правами и не удовлетворяет требованиям хорошего морального поведения; 3) нарушает законодательство о военной службе. Последнее требование на практике сводится к следующему: кандидат должен либо завершить свою военную службу, либо быть освобожден от нее.

Теоретически отбор кандидатов на должности производится на основе единого критерия — способности выполнять возложенные на них обязанности. Это определяется оценкой профессиональной квалификации. Существует инструкция 1946 г., устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса.

Конкурсные экзамены в  класс А направлены на выявление обширных общих и технических знаний и должны оставить уверенность в том, что кандидат имеет достаточные интеллектуальные способности и твердый характер. Необходим также диплом об окончании высшего учебного заведения.

Кандидат для поступления в класс В должен уметь определять, оценивать и разрешать со ссылкой на законодательство деятельность лиц, находящихся под его управлением. Это достаточно сложная функция, поскольку применение общих предписаний требует большой гибкости и профессиональных знаний. Конкурсные экзамены в этот класс носят более технический характер, чем экзамены в высший класс А. Однако и здесь по инструкции требуется высокий уровень общеобразовательных и профессиональных знаний.

Конкурсные экзамены в  класс С (члены которого заняты техническим исполнением) призваны выявлять именно исполнительско-технические навыки, способность к личной инициативе здесь не требуется.

Для замещения должностей класса D подходят работники, не обладающие специальной профессиональной квалификацией, поэтому конкурсные экзамены в этот класс не выходят за пределы программы общеобразовательной школы.

Во Франции существуют два типа конкурсов: внешний и  внутренний. На внешних конкурсах  производится набор новых чиновников, внутренние конкурсы проводятся для продвижения части чиновников по иерархической лестнице. Главным принципом отбора на конкурсе являются не профессиональные качества претендентов, а общая эрудиция и элегантность стиля изложения, в основе которых должно быть классическое гуманитарное образование.

Наряду с обычным порядком продвижения по службе во Франции  существует и исключительный порядок, цель которого — ускоренное повышение в классе или в ранге внутри класса особо выдающихся чиновников. Установление такого порядка продвижения позволяет усилить влияние субъективных факторов на процесс комплектования чиновников. Существуют два пути исключительной карьеры. Первый заключается в том, что руководители административных агентств создают для перспективных чиновников в исключительном порядке соответствующие условия, предоставляя им возможность досрочно подготовиться к конкурсным экзаменам, при этом заранее зарезервировав для них определенную должность. Вторым путем исключительной карьеры является откомандирование. В этом случае за чиновником, направленным на службу за границу или в международную организацию, сохраняется право на продвижение по службе.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании