Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ содержательных теорий мотивации.
И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
Определить понятие мотивации.
Охарактеризовать содержательные теории мотивации.
Провести сравнительный анализ содержательных теорий мотивации.
Введение…………………………………………………………………....…....3
Глава 1. Общая характеристика мотивации………………………………..….5
1.1. Содержание мотивации…………………………………………….......….5
1.2. Мотивационный процесс………………….……………………….…........8
Глава 2. Теории содержания мотивации ………………………………..…….12
2.1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу…………………....…………12
2.2. Теория мотивации Макклеланда………………………………...…..........16
2.3.Теория ERG К. Альдерфера………………………………………..….…...18
2.4. Теория двух факторов Ф. Герцберга……………………………………...19
Глава 3. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации.............23
Заключение……………………………………………………………….….......27
Список использованной литературы………….……………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика мотивации………………………………..….5
1.1. Содержание мотивации…………………………
1.2. Мотивационный процесс………………….…
Глава 2. Теории содержания мотивации ………………………………..…….12
2.1.Теория иерархии потребностей А. Маслоу…………………....…………12
2.2. Теория мотивации Макклеланда……
2.3.Теория ERG К. Альдерфера………………………………………..….…
2.4. Теория двух факторов Ф. Герцберга……………………………………...19
Глава 3. Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации.............23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………….………………………….…….
ВВЕДЕНИЕ
Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, так как главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации. Руководители всегда должны осознавать, что необходимо побуждать людей работать на организацию.
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через понимание
его мотивации. Только зная,
что движет человеком, что побуждает его
к
деятельности, какие мотивы
лежат в основе его действий, можно попытаться
разработать эффективную систему
форм и методов управления им. Для этого
нужно знать, как возникают
или вызываются те или иные мотивы, как
и какими способами мотивы могут быть
приведены в действие, как осуществляется
мотивирование людей.
При всей широте методов, с помощью
которых можно мотивировать
работников, руководитель должен
сам выбирать, каким образом стимулировать
каждого работника для выполнения главной
задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной
борьбе. Если этот выбор сделан удачно,
то руководитель получает возможность
координировать усилия многих людей и
сообща реализовывать потенциальные возможности
группы людей, коллектива на благопроцветания
организации и общества в целом.
Актуальность данной темы заключается в
том, что, поняв
механизм формирования мотивационной
сферы человека, руководители смогут эффективно
управлять персоналом, повышая производительность
предприятия при помощи мотивирования
своих сотрудников; а получив представление
о том что же такое мотивация и каковы
наш истинные мотивы, каков собственно
механизм мотивации, мы сможем эффективнее
распоряжаться собственной жизнью, адекватно
воспринимать не только окружающих нас
людей, но и всю ситуацию взаимодействия,
наслаждаться настоящим, прислушиваясь
к своим потребностям и желаниям, строить
планы на будущее, опираясь на свои истинные
мотивы.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей.
Целью данной работы является изучение и анализ содержательных теорий мотивации.
И для того, чтобы раскрыть данную цель, в работе решаются следующие задачи:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.
Существует большое количество мотивационных теорий, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения, например:
Мотивация - процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.
Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.
Мотивация - это долговременные воздействия на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на основе этого потенциала.
Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.
Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.
Значение внешней мотивации для работы велико. Внутренняя мотивация в современном мире производства приобретает все большее и большее значение. Она важна из-за ее долговременного влияния на результаты труда и отношение к работе. Ее влияние тем сильнее, чем выше и разнообразнее требования к содержанию работы, чем больше ему соответствует внутреннее состояние человека.
В действительности не существует четкого разграничения внутренней и внешней мотиваций. Ряд мотивов в одних ситуациях может быть порожден внутренней мотивацией, а в других - внешней.
Может быть и так, что мотив одновременно порожден обеими системами мотивации. Но для управления очень важно знать о наличии этих двух типов мотивации, так как эффективно управление может опираться только на «внешний» тип мотивации, стремясь при этом принимать во внимание и предсказывать возникновение определенной внутренней мотивации.
Очевидно, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Может быть так, что человек, очень высоко с мотивированный на выполнение своей работы, дает результаты худшие, чем человек менее мотивированный, либо даже слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например, как квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения, удачливость и т.п.
Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать? Если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно мотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затрачивавшего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных, но производительных работников. По-видимому, решение данной проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны знать и помнить о том, что в руководимом ими коллективе данная проблема может возникать и ее решение не является столь очевидным и легким.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна задругой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна нижеприводимая модель (схема 1).
Схема 1 Схема мотивационного процесса
Рассмотрим подробнее стадии мотивационного процесса.
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:
- физиологические;
- психологические;
- социальные.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
- что я должен получить, чтобы устранить потребность;
- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия - осуществления действия. На этом этапе человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данном этапе выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Заметим, что даже знание логики процесса мотивации сполна не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом.
Значительным фактором является то, что мотивационный процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности его инициируют. При всем том, сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей.
Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, - это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиям.
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ
В основе содержательных теорий мотивации находятся потребности человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть. Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) и приобретенными (социальными). К первым относятся, например, потребности в пище, воде, тепле; ко вторым – в общении, получении знаний, самореализации. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
Информация о работе Сравнительный анализ содержательных теорий мотивации