Сравнительный анализ стилей лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Цель данной работы – комплексный анализ и сравнение существующих стилей лидерства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА
Определение понятия «лидерство»
Формальное и неформальное лидерство
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА
Общая классификация стилей лидерства
Стили лидерства К. Левина
Стили лидерства Р. Лайкерта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 50.09 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                  по дисциплине:  Основы менеджмента

на тему:       Сравнительный анализ стилей лидерства

 

 

Научный руководитель: Еремеева Валентина Георгиевна

 Выполнил студент       2 курса

 Специальность:        Менеджмент организации                              

               Вотяков Евгений Витальевич

                       (Ф.И.О. студента)

 Дата сдачи работы: _____________________________

 Оценка курсовой работы: ________________________

                                                            (прописью)

 

 

 

 

Курск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА...…5
    1. Определение понятия «лидерство»..…………………………….5
    2. Формальное и неформальное лидерство………………………..9
  2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА…….…....13
    1. Общая классификация стилей лидерства.………..…………....13
    2. Стили лидерства К. Левина………………………………………..17
    3. Стили лидерства Р. Лайкерта…………………………………..….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство – это искусство влияния  на людей, умение вдохновить их на то, чтобы  они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление  деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен  лидерства занимает особое место  также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом  измерении — это способность  властвующего субъекта («верхов») заставить  себе подчиняться, то есть некоторая  потенция лидера, политического института  или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться  «верхам».

Представляется, что внимание к  феномену лидерства не случайно и, более  того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента. В частности, резко  возросшая скорость изменений бизнес - среды привела к необходимости  пересмотра знаменитой дилеммы "менеджер или лидер": теперь, когда делегирование  полномочий является не исключением, а  нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени  владеть искусством лидерства. Но наука  породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно  в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства. Этим определяется актуальность и научный  интерес темы исследования.

Цель данной работы – комплексный анализ и сравнение существующих стилей лидерства.

Объект исследования – стили лидерства.

Предметом исследования является сравнительный анализ стилей лидерства.

Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать  методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определение существующих основных теорий о лидерстве.
  3. Сравнить стили лидерства по отобранным критериям.

Методология настоящей работы представляет собой сочетание ряда общенаучных  методов (индукция, дедукция, анализ и  синтез, метод комплексного подхода, системный, логический, и др.) и специально-научные (метод социологического исследования, наблюдения, статистический метод).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА

1.1. Определение понятия «лидерство»

Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Дункан определяют лидерство, как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (11, с.58); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство можно определить как  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Р.Л. Дафт лидерство определяет также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (8, с.65).

Собственно, проблема определения  понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться. В общем  смысле лидерство можно определить как отношения доминирования  и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений  в группе.

В современной науке, при наличии  общности исходных позиций, лидерство  характеризуется неоднозначно. Можно  выделить основные подходы к его  трактовке:

1. Лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а  один человек или группа лиц.  Политическое лидерство, – пишет  Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей. Занятие в  этой системе позиций, связанных  с выполнением управленческих функций, и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает А.А. Огарков, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов» (20, с.73)

3. Лидерство – это влияние  на других людей (Макашова З.М.).

Однако  это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние  было постоянным, во-вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства (17, с.254).

Заглянув в словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство — это

1) ведущее положение отдельной  личности, социальной группы… обусловленное  более эффективными результатами  деятельности… 

2) процессы внутренней самоорганизации  и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой  их членов».

Первое определение обладает двумя  несомненными достоинствами. Одно из них  состоит в том, что это определение  показывает субъективный характер данного  понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может  быть для этих людей лидером, и  в то же время другая группа может  отрицать его лидерство, если не рассматривает  соответствующие достижения как  выдающиеся. Другое достоинство этого  определения — его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение  страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют  лидерства. Эйнштейн, например, был  безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным.

Богатство сторон, аспектов лидерства  определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт),  эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формальное и неформальное лидерство

С развитием институциональных  форм общественной жизни стали различать  лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или  избирается в соответствии с установленной  процедурой, приобретая таким путем  официальный статус руководителя. Неформальный лидер — член группы, наиболее полно  в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом  среди своего окружения. Он ведет  группу, стимулируя достижение групповых  целей и проявляя при этом по сравнению  с остальными членами более высокий  уровень активности (10, с.109).

В связи с наличием формального  и неформального лидерства представляется необходимым выяснить различия в  содержании понятий "лидер" и "руководитель". На уровне обыденного сознания эти  понятия употребляются как синонимы. Однако на уровне научного анализа  принято различать роли руководителя и лидера.

Руководитель обладает регламентированными  правами и обязанностями по отношению  к остальным членам группы, включая  и возможность наложения на них  официальных санкций. Руководитель не всегда является тем лицом, которое  обладает наибольшим реальным авторитетом  среди членов группы. Однако, несмотря на это, полномочия его в группе остаются теми же. Лидер, который играет центральную роль в выработке и принятии решений, организации деятельности и регулировании отношений в группе, может и не обладать статусом руководителя. Однако такой лидер — непременно личность, индивидуальность. Он занимает ведущее положение благодаря своим неординарным личностным качествам. В то же время неформальное лидерство нестабильно, его надо постоянно подтверждать. Неформальный лидер имеет больше шансов, чем другие члены группы, быть избранным или назначенным на должность руководителя. Нередко в реальной жизни сочетаются в одном лице формальный и неформальный лидеры, хотя встречается немало и исключений из этого правила(14, с.89).

В западной науке среди имеющихся  способов обоснования возникновения  лидерства центральное место  принадлежит различным его психологическим  интерпретациям. Основополагающим при  этом у всех авторов является тезис  о том, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика. Считается, что она первична, определяющая по отношению к явлениям социальной жизни, а человек, по природе своей индивидуалист и собственник, одержим волей к власти.

Так, уже французский социальный психолог Гюстав Лебон лидерство рассматривал как чисто психологический феномен. Власть лидера, по его мнению, основывается на сознательном или чаще всего бессознательном использовании законов психологии. Все властители мира, считает Лебон, всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимавшими душу толпы. Толпа — этим термином Лебон обозначал как случайную массу людей, так и социальные секты, касты, классы — по своей природе не обладает интеллектом и чувством личной ответственности. Поэтому он разрабатывал рецепты, призванные помочь лидерам овладеть толпой. В частности, он советовал при взаимодействии с массами прибегать к сильным выражениям, преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пытаться доказывать им что-либо рассуждениями. Видимо, неправильным было бы абсолютизировать данные рецепты, но нельзя и не видеть, что многие лидеры не без успеха ими пользуются и по сей день.

Информация о работе Сравнительный анализ стилей лидерства