Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:14, реферат
Важным элементом мониторинга реализации стратегического плана является отслеживание состояния общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные горячие линии, интернет-форумы, информационные центры и другие формы налаживания обратной связи с населением должны стать источником неоценимой информации. Именно они должны давать всем участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер, позитивный или негативный, они носят, а также в каком направлении следует двигаться дальше. Рекомендации и замечания граждан, как показывает практический опыт, всегда очень конкретны и обычно носят частный, бытовой характер.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИИЮ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙ СТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет переподготовки государственных и муниципальных служащих
Кафедра теории и социологии управления
Оценка _________________
Подпись преподавателя _____________
«_____» _________________ 20___ г.
Стратегический менеджмент
Контрольная работа
Третьяков Сергей Михайлович
группа ГМУ-332, специальность
080504.65 «Государственное
и муниципальное управление»
Проверил:
Екатеринбург
2012
Сравнительный
анализ стратегических планов развития
городов Екатеринбурга и Тюмени
1.Нормативно-правовое обеспечение стратегических планов.
Правовой основой
Стратегия развития г.Тюмени20, исследования проведенные для ее разработки,
опираются на материалы ненормативного
характера, большинство из которых международные
источники: «Показатели устойчивого развития:
структура и методология.», «Показатели
устойчивого развития: теория, методика,
практическое использование, Хартмут
Боссель», другие методические материалы
и отчеты, доклады ООН, Хартия городов
Европы по устойчивому развитию и т.п.
В обоих документах по сути отсутствует
перечень нормативных правовых актов,
на основе которых разработан стратегический
план. В качестве правовой основы могли
бы быть использованы ратифицированные
РФ международные правовые акты, Конституция
РФ, федеральное и региональное законодательство,
которые бы укрепили соответствие содержания
стратегического плана, а именно:
- Декларация прав человека и иные международные
документы;
- Конституция РФ;
- ФЗ № 131 «Об общих принципах организации
МСУ в РФ» (в части вопросов местного значения);
- иные (локальные) концептуальные документы
по стратегическому планированию.
Можно заключить, что стратегический план
Екатеринбурга имеет более основательное
нормативно-правовое обеспечение, так
как цель и подцели стратегии развития
города корреспондируют с основными положениями
«Стратегии развития Российской Федерации
до 2010 года», подготовленной в 2000 г. Центром
стратегических разработок, а также с
идеями «Концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию» (1996
г.). Основополагающие принципы развития
Екатеринбурга находятся в русле требований
Европейской Хартии Городов, а также Программы
устойчивых городов Центра ООН по изучению
населенных пунктов (HABITAT).
2. Формулировка основных целей развития и миссии города.
Под целями стратегического
плана, или стратегическими целями,
понимаются действия, направленные на решение
существующих проблем или уменьшение
их остроты.
Декларируемая главная стратегическая
цепь развития города Екатеринбурга заключается
в «обеспечении достаточно высокого и
устойчиво повышающегося качества жизни
нынешних и будущих поколений горожан.
Качество жизни в стратегическом плане
определяется и оценивается по совокупности
показателей, характеризующих уровень
развития и степень удовлетворения материальных
и духовных потребностей населения: сохранение
и создание новых рабочих мест; приемлемые
денежные доходы; гарантированные качественные
услуги здравоохранения, образования
и социального обеспечения; хорошее (нормальное)
жилье; общественные и досуговые возможности;
качество окружающей среды; здоровье человека
и продолжительность его жизни и т.п.
Стратегическая цель развития Екатеринбурга
осуществляется проведением активной
городской политики, направленной на достижение
динамического равновесия между различными
сферами, секторами и видами деятельности,
на обеспечение гражданских прав, наилучших
условий жизни и учета интересов всех
тех, кто работает или учится в городе,
кто посещает его в поисках развлечений,
культуры, информации, знаний.
Одним из важных элементов городской политики
является обеспечение гармонии между
современным градостроительством и сохранением
культурно-исторического наследия, интегрирование
нового без разрушения старого, поддержание
принципа непрерывного устойчивого развития.».
Глобальная цель разбивается на пять подцелей,
критерием деления служит сфера деятельности:
социальная цель, инновационная, социально-экономическая,
хозяйственная и управленческая цели.
«Миссия Екатеринбурга в обозримой перспективе
видится, как трансформация города из
исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-
Цель стратегии развития г.Тюмени сформулирована
как «власть, взаимодействуя с бизнесом
и населением города, должна стремиться
организовать кластер «город, привлекательный
для жизни, отдыха, бизнеса», ориентируясь
на «северный» рынок». Дерево целей развития,
в основании которого идея города, привлекательного
для определенных категорий населения,
содержит цели:
- повысить качество жизни горожан;
- центр привлекательный для определенных
категорий населения;
- центр высоких медицинских технологий;
- устойчивое развитие;
- столица нефтегазового комплекса области.
Стратегический план
г. Тюмени не формулирует миссии города.
Но миссия муниципального управления
и не должна обязательно входить в состав стратегического
плана, так как она предшествует ему, выполняет
роль ориентира при его составлении.
Одно из основных требований к миссии
и основным стратегическим целям заключается
в том, что они не должны быть расплывчатыми
и абстрактными. Миссии в концентрированной
форме выражают смысл существования организаций,
городов, их предназначение. По стилю и
содержанию миссия, должна быть понятной,
пригодной к использованию, сочетаться
с целями. Однако, миссия Екатеринбурга
(трансформация в многофункциональный
центр с научно-производственно-
Местной специфики хватает в определении
цели стратегии развития г. Тюмени, однако,
ее формулировка не отвечает простому
требованию: ясности и понятности. Что
значит ориентация на «северный» рынок?
Понятна ли будет любому горожанину, какой
кластер, хотят организовать, и что это
вообще такое?
3. Основные направления стратегического плана развития города.
Стратегический план
г.Екатеринбурга 2005 - 2015 г.г. концентрируется на восьми ключевых, наиболее
важных и приоритетных для города направлениях,
выявленных на основе анализа конкурентных
преимуществ Екатеринбурга, оценки сильных
и слабых сторон его развития с учетом
тенденций развития России и мирового
сообщества. На основе ключевых направлений,
охватывающих социальную, экономическую,
экологическую и пространственную сферы,
предложены 27 программ, которые должны
реализовываться через систему конкретных
проектов:
Направление 1. Сохранение
и развитие человеческого потенциала.
Программа: Екатеринбург - здоровый город
Программа: Образование - основа развития,
залог успеха
Программа: Город для души: Екатеринбург
- культурный, спортивный и туристический
центр
Программа: Екатеринбург - город комфортной
социальной среды
Программа: Здоровое поколение Екатеринбурга
Направление 2. Реструктуризация
экономики города и развитие экономических
ресурсов
Программа: Новая жизнь крупных заводов.
Промышленная политика города
Программа: Екатеринбург - межрегиональный
центр инновационной деятельности и инновационных
услуг
Программа: Финансовый центр Урала
Программа: Занятость. Развитие трудового
потенциала
Направление 3. Развитие среды
проживание горожан
Программа: Развитие новых форм управления
жилищным фондом
Программа: Развитие современных инженерных
систем жизнеобеспечения
Направление 4. Развитие рынков
товаров и услуг
Программа: Производство потребительских
товаров
Программа: Аграрный комплекс
Программа: Торговые технологии - современная
культура потребления
Программа: Высокое качество услуг - новый
уровень обслуживания, новое качество
индустрии сервиса
Программа: Екатеринбург - город для бизнеса
Направление 5. Развитие транспорта
, складского хозяйства и связи
Программа: Международный транспортно-логистический
узел
Программа: Магистральная улично-дорожная
сеть
Программа: Удобный и доступный общественный
транспорт
Программа: Связь - вызов века
Направление 6. Охрана окружающей
среды развитие экологической культуры
Программа: Оздоровление окружающей природной
среды
Программа: Чистый благоустроенный город
Направление 7. Развитие гражданского
общества и местного самоуправления
Программа: Екатеринбург - столичный город
Программа: Город активных граждан
Программа: Город общественного согласия
Программа: Екатеринбург - безопасный
город
Направление 8. Генеральный
план Екатеринбурга - город для человека
Программа: Генеральный план Екатеринбурга
- город для человека
Программа: Современное жилищное строительство
Поскольку при разработке стратегического
плана г. Тюмени была использована методика
Х. Босселя21, в городе были структурно вычленены
6 подсистем: индивидуальное развитие,
социальная, политическое управление,
инфраструктура, экономическая, ресурсы
и окружающая среда. Основные проблемы
города, выявленные экспертами, стали
ориентиром шести основных подсистем.
На следующем этапе были определены возможные
точки роста и сформированы программы
развития города Тюмени. Под «точками
роста» города понимались центры, вокруг
которых организуется или самоорганизуется
более эффективное развитие рассматриваемого
направления. Ими для города Тюмени стали:
• город, привлекательный для жизни и
бизнеса;
• рынок трудовых ресурсов для северных
территорий области;
• финансовый узел;
• торгово-транспортный терминал для
доставки грузов на Север;
• центр современных нефтегазовых технологий.
Точки роста объединяют 16 программ.
|
|
|
|
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
| |
|
|
| |
|
4. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории.
|
|
|
|
При оценке инвестиционной привлекательности
территорий (как Екатеринбурга, так
и Тюмени) не выделены следующие
важные, на мой взгляд, индикаторы, или
представленные в планах индикаторы не
являются полными:
•природно-ресурсный потенциал, который
характеризует обеспеченность территории
балансовыми запасами основных видов
природных ресурсов: минерально-сырьевых,
земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;
•трудовой потенциал, который выражается
через показатели численности трудоспособного населения, численности экономически активного
населения, численности городского населения;
•экономический потенциал – показатель,
учитывающий уровень и структуру валового продукта территории, то есть
отражающий результат хозяйственной деятельности
на анализируемой территории;
•экономическая активность характеризует темпы роста объемов выпуска продукции, а также темпы роста уровня безработицы;
•потребительский потенциал отражает
совокупную покупательскую способность
населения региона, измеряется среднемесячной
заработной платой работников в экономике
и соотношением среднедушевого
денежного дохода к прожиточному минимуму;
•финансовый потенциал территории характеризуется
прибыльностью предприятий, состоянием их дебиторской
и кредиторской задолженности, объемом
налоговой базы, доходностью бюджета территории;
•показатель хода экономических реформ
отражает степень развития ведущих институтов
рыночной экономики и выражается через количество кредитных
организаций, величину доли частных и
смешанных предприятий, а также величину среднедушевого
размера бюджетных доходов на развитие
экономики.
5. Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории.
Риски и неблагоприятные
факторы развития обозначены в аналитической
части планов, как например: неопределенность,
непредсказуемость в
Но показатели для оценки инвестиционного
риска территории отсутствуют в стратегических
планах обоих городов.
Наиболее известной и часто цитируемой
комплексной оценкой инвестиционной привлекательности
является рейтинг журнала Euromoney22, на основе которой дважды в год (в марте
и сентябре) производится оценка инвестиционного
риска и надежности стран. Для оценки используется
девять групп показателей:
•эффективность экономики;
•уровень политического риска;
•состояние задолженности;
•неспособность к обслуживанию долга;
•кредитоспособность;
•доступность банковского кредитования;
•доступность краткосрочного финансирования;
•доступность долгосрочного ссудного
капитала;
•вероятность возникновения форс-мажорных
обстоятельств.
Экстраполяция данных показателей на
уровень территории (города) могла бы существенно
улучшить качество стратегического плана.