Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 07:14, реферат

Описание работы

Важным элементом мониторинга реализации стратегического плана является отслеживание состояния общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные горячие линии, интернет-форумы, информационные центры и другие формы налаживания обратной связи с населением должны стать источником неоценимой информации. Именно они должны давать всем участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер, позитивный или негативный, они носят, а также в каком направлении следует двигаться дальше. Рекомендации и замечания граждан, как показывает практический опыт, всегда очень конкретны и обычно носят частный, бытовой характер.

Файлы: 1 файл

стратегическое планирование.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сильные стороны стратегических планов развития городов. 

  1. Использование передового российского и международного опыта

Екатеринбург. Учет результатов  «научных исследований, проводимых специалистами  в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения и опыт стратегического планирования, имеющийся у отечественных и зарубежных городов, в частности Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Лиона, Бирмингема. … Тематические группы при работе над составлением стратегического плана развития Екатеринбурга использовали набор системы показателей, предлагаемой международной организацией HABITAT». 
 
Тюмень. «За основу разработки комплекса показателей оценки устойчивого развития г. Тюмени принята методология ООН. Это позволило выполнить работу на современном уровне, используя международный опыт и сравнение с различными городами мира».  

2. Использование принципа профессионализма

 
Екатеринбург. На первом этапе исследований была проведена организационная работа, направленная на создание тематических (рабочих) групп по направлениям социально-экономического развития города (всего было создано 26 рабочих групп). Для обсуждения результатов первого этапа были проведены Межрегиональный научно-практический семинар «Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации» и Международная научно-практическая конференция «Российские города на пороге XX в.: теория и практика стратегического управления». 
 
Тюмень. Для анализа исходной ситуации в городе была подобрана группа экспертов, состоящая из ведущих ученых города, специалистов предприятий, представителей администрации, экологических служб и общественных организаций. 

  1. Использование принципа легитимности

Екатеринбург. Принятая в Екатеринбурге схема стратегического  планирования подразумевает, что Программный  совет является единственной легитимной структурой, осуществляющей экспертизу стратегических направлений, программ и проектов, в силу принципиально максимальной представленности в нем общественности. Любой горожанин, занимающий активную гражданскую позицию, или творческий коллектив, имеющий уже готовые разработки, или желающий поучаствовать в написании или экспертизе плана, могут реализовать свои намерения, подав соответствующее заявление. 
 
Все пожелания, рекомендации и заявки принимаются в письменном виде в специально созданном органе - Секретариате. Такой механизм позволяет создать в нашем городе эффективный механизм общественно-частного партнерства. 
 
Программный совет является достаточно объемной и сложной структурой, т.к. включает в себя представителей от четырех условных общественных групп города (Экспертных советов - наука, общественность, бизнес, администрация), которые делятся по стратегическим направлениям плана развития города. Созданы графики рабочих встреч отдельных направлений, круглых столов каждого из экспертных советов. Рассматриваются возможности совместных совещаний представителей разных направлений. Определенные организационные сложности обусловили необходимость создания в рамках Программного совета таких органов, как Координационный совет и Правление. Правление возглавляется мэром города, а в его состав входят руководители экспертных советов от науки, бизнеса, общественности и администрации. Кроме того, для увязки мероприятий Стратегического плана с деятельностью областных властей в состав Правления Программного совета включаются представители Правительства Свердловской области. 

  1. Аналитическое обеспечение стратегического планирования

В обоих городах проведен предплановый анализ, анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT). В Тюменском плане дополнительно  проанализировано качественное влияние  возможностей и потенциальных угроз  на точки роста по подсистемам.  

  1. Количественные показатели

Тюмень. По всем точкам роста  установлены четкие количественно  измеряемые показатели. 

Слабые стороны  стратегических планов развития городов. 

  1. Аналитическое обеспечение стратегического планирования

Екатеринбург. Анализ микроокружения ограничивается списком слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей. Он не устанавливает связей факторов микроокружения, что можно было достичь путем составления матрицы SWOT. На каждом из полей матрицы разработчики стратегического плана должны были рассмотреть все возможные парные комбинации сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии города. 
Екатеринбург и Тюмень. Отсутствие других видов анализа внутренней среды (отраслевого анализа, например), ПЕСТ-анализа политических и структурных изменений муниципального и регионального уровня, которые могут оказать влияние на развитие города, моделирование потенциальных результатов их воздействия, а также адекватной оценки. 

  1. Комплексная оценка вариантов стратегического выбора

Екатеринбург и Тюмень. Отсутствуют варианты влияния тенденций, выявленных в SWOT анализе (наличие 3х  вариантов развития города: пессимистический, оптимистический, инерционный). Риски  и неблагоприятные факторы развития, которые обозначены в аналитической части документов, не стали базой для проигрывания разных сценариев развития города. 
 
Не сформулированы показатели достижения основной стратегической цели (показатели сформулированы только по направлениям стратегического плана), не сформулированы контрольные параметры. 

  1. Финансирование стратегических планов

Екатеринбург. Согласно Отчету об исполнении расходов бюджета  города за 2009 год в 2009 году были произведены  расходы на реализацию 12 целевых программ: 

  1.  
    Программа защиты населения и территории муниципального образования «город Екатеринбург» от пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий и совершенствование гражданской обороны на период 2008 – 2010 гг.
  2.  
    Программа «Развитие улично-дорожной сети в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2008 – 2010 годы»
  3.  
    Программа информатизации муниципального образования «город Екатеринбург» («Электронный Екатеринбург») на 2005 – 2013 годы
  4.  
    Программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2008 – 2010 годы»
  5.  
    Программа «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 – 2010 годы»
  6.  
    Программа «Внедрение подомового и поквартирного учета тепловой энергии, горячей и холодной воды на 2006 – 2010 годы»
  7.  
    Программа архитектурной подсветки зданий и сооружений муниципального образования «город Екатеринбург» на 2008 – 2010 годы
  8.  
    Долгосрочная целевая программа «Энергоэффективный город на 2009 – 2011 годы»
  9.  
    Программа «Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга на 2006 – 2010 гг»
  10.  
    Программа развития системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2007 – 2009 годы
  11.  
    Долгосрочная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2009 – 2011 годы»
  12.  
    Программа «Развитие сети клубов по месту жительства в городе Екатеринбурге на 2005 – 2009 годы».

 
Данные программы хоть и коррелируют  с направлениями стратегического плана развития города, но не охватывают весь объем программ (проектов), разработанных в рамках этих направлений, что говорит о недостаточном финансировании стратегического плана. 
 
Тюмень. В отчете об исполнении бюджета города Тюмени за 1 полугодие 2009 года не отражены расходы на программы, включенные в состав стратегического плана. 

  1. Взаимосвязь развития (экономического роста) и применяемых в стратегическом плане показателей

Екатеринбург. В стратегическом плане развития Екатеринбурга читаем: «Основным стратегическим ресурсом развития Екатеринбурга был и остается человеческий потенциал, а рост численности населения – одно из основных условий развития города». Однако он полностью противоречит демографическим прогнозам, даваемым лучшими российскими экспертами, согласно которым даже при самой благоприятной ситуации население страны в целом и городов частности будет сокращаться. В связи с чем возникает необходимость закладывать в стратегический план тенденцию сохранение негативной динамики численности населения. Может ли город обеспечить декларируемое «…высокое и устойчиво повышающееся качество жизни нынешних и будущих поколений горожан» при одновременно растущей численности пенсионеров и стоимости социальных услуг? 
 
Еще одна трудность кроется в размытости представлений о субъекте наших стратегических усилий. Если рост благосостояния местного населения выглядит как естественная цель для «города-центра», то в случае «города-узла» – это далеко не очевидно. Местные жители являются лишь одним из многих субъектов, своего рода субстратом, «обогащающимся» за счет пропускаемого через него потока. Поэтому главным субъектом заботы и основной головной болью становится временный житель или посетитель города – мигрант во всем многообразии его обличий, а не местное население. 

  1. Декларативность стратегических планов

Екатеринбург и Тюмень. Основная причина декларативности  стратегических планов состоит в  трудности определения места  города в системе политических, социальных и экономических отношений. Они  разрабатываются исходя из допущения, что администрация города обладает значительной свободой выбора траекторий развития и способов достижения поставленных стратегических целей. На практике же огромное количество факторов, как внешних по отношению к городам, так и внутренних, слабо контролируется руководством. Осуществление даже самых обдуманных и конкретных планов неизбежно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, которые могут, как способствовать, так и препятствовать достижению поставленных целей. Поэтому реальная стратегия развития таких сложных объектов как города, вписанных во множество систем разного уровня, является скорее вынужденной реакцией на многочисленные вызовы и требования времени 

 

 

 

 

 

7.Общее и особенное в стратегических планах. 

Городские стратегии представляют собой прогнозные документы, рисующие желаемое будущее города. Они открываются определением основных целей развития и совпадают с приоритетами государственной политики, озвученными в посланиях Президента. Далее следует оценка конкурентных преимуществ города и потенциальных возможностей их реализации при существующих ограничениях и рисках. Центральное место занимают ресурсы развития, которые трактуются как городское «богатство», способное приносить дивиденды, при условии решения имеющихся проблем, по преимуществу финансовых. Стратегическое здание венчается системой конкретных мер (программ) по достижению плановых показателей.  
 
На мой взгляд, в стратегическом плане г. Тюмени для развития города за основу взяты выгодные позиции города в системе экономических и политических связей, а перспективы развития г.Екатеринбурга определяются исходной «неразвитостью» направлений, выбранных в качестве основных, и желанием разработчиков их улучшить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана. 
 
Тюмень «Используя методику, предложенную Х.Босселем, группа экспертов – разработчиков плана сформировала с учетом проблем города 164 показателя для оценки состояния, возмущения и реагирования (состояние, вход, выход) по шести показателям. Данные показатели позволяют более точно контролировать жизнеспособность подсистем г. Тюмени как единого организма. 
 
Каждый из выбранных показателей описан по схеме, рекомендованной Комиссией ООН по устойчивому развитию. Описание показателей – это своего рода инструкция по ведению мониторинга. Для анализа выбранных показателей разработана компьютерная программа. Сегодня управление экономики администрации города Тюмени организовало аналитическую группу, которая осуществляет мониторинг на основе выбранных показателей. Наличие системы показателей и активный мониторинг позволяют в оперативном порядке фиксировать изменения социально-экономической сферы города, выявлять новые проблемы.» 
 
Екатеринбург «Мониторинг стратегического плана базируется на наиболее общих показателях… - перечне основных показателей для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры на 15 лет с разбивкой на пятилетия. Прогнозные показатели даются в двух вариантах: для случая инерционного развития событий (экстраполяция трендов) и желаемое значение показателя в случае реализации плана. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетки позволит оценить правильность выбранных в стратегическом плане направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров. 
 
Оценка изменений социально-экономических показателей должна проводиться также в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Для этого устанавливаются контрольные параметры на ближайшие 5 лет с разбивкой по годам. Их набор основывается на перечне основных показателей стратегического плана, однако может несколько отличаться от прогнозных параметров стратегии в случае действия корректирующих обстоятельств. Таким образом, на этом уровне мониторинга отслеживается эффективность конкретных мероприятий, проектов и программ стратегического плана. Оформляется это в виде итогов социально-экономического развития города Екатеринбурга и мониторинга социально-экономического развития города за кварталы и год. Итоги разрабатываются Комитетом по экономике и подразделениями Администрации при участии Программного Совета. Перечень показателей должен быть более широким, чем в пятилетнем плане, за счет включения дополнительных показателей по реализуемым в этом году приоритетным задачам и программам. Значения показателей могут несколько отличаться от контрольных параметров пятилетнего плана в случае действия корректирующих обстоятельств. 
 
Важным элементом мониторинга реализации стратегического плана является отслеживание состояния общественного мнения по этому вопросу. Социологические исследования, телефонные горячие линии, интернет-форумы, информационные центры и другие формы налаживания обратной связи с населением должны стать источником неоценимой информации. Именно они должны давать всем участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни города, какой характер, позитивный или негативный, они носят, а также в каком направлении следует двигаться дальше. Рекомендации и замечания граждан, как показывает практический опыт, всегда очень конкретны и обычно носят частный, бытовой характер. Поэтому задача аналитиков вычленить из этого информационного массива проблемы, носящие действительно стратегический характер, и учесть их при последующей корректировке плана. 
 
По итогам проводимого анализа проводится планирование. В процессе реализации стратегического плана это относится к его корректировке. Корректировка может проводиться на разных уровнях в соответствии с проводимым анализом: итоги долгосрочного периода влекут за собой пересмотр и уточнение миссии и стратегических направлений плана, среднесрочного - программ, краткосрочного - проектов и мероприятий целевых программ. Анализ проводится либо Комитетом по экономике, либо привлеченными экспертами. Результаты анализа и предложения по корректировке плана или его частей выносятся на обсуждение и утверждение Программным Советом.» 
 
Последним более или менее актуальным документом мониторинга эффективности стратегического документа в открытом доступе является информация «Об итогах реализации Стратегического плана Екатеринбурга в 2007 году», принятая к сведению решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 2008 г. № 60/64. Все отраженные в данной информации результаты сравниваются с итогами социально-экономического развития города предыдущего года (2006 г.), а не стратегийными показателями. 
 
Документы мониторинга стратегического развития г.Тюмени кроме итогов социально-экономического развития города, которые не отражают динамику указанных в стратегическом плане показателей, в открытом доступе отсутствуют.  


Информация о работе Сравнительный анализ стратегических планов развития городов Екатеринбурга и Тюмени