Становление менеджмента в России 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.
Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также власть, и «сфера полномочий».
Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово «management» впервые стало использоваться в своём современном значении в 1670 году и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевающему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

Содержание работы

Введение. ....................................................................................................3
Основные понятия в менеджменте. ..........................................................5
Понятие менеджмента. ....................................................................5
Функции менеджмента. ...................................................................7
Развитие и особенности менеджмента в России ХIХ в. .........................9
Промышленный переворот и новые подходы к управлению. .....9
Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. ......................................12
Заключение. ..............................................................................................16
Использованные источники литературы. ..............................................17

Файлы: 1 файл

Менеджмент в России 19в..docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО 

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»


 

Очное отделение

 

Кафедра______________________________________________________________________

                                                        (наименование кафедры)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине_______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила студент _________гр. __ курса

_____________________________________

                                                           (наименование специальности)

 

Фамилия_____________________________

Имя_________________________________

Отчество_____________________________

                                           Проверил:__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут _______год

Оглавление

Введение. ....................................................................................................3

  1. Основные понятия в менеджменте. ..........................................................5
    1. Понятие менеджмента. ....................................................................5
    1. Функции менеджмента. ...................................................................7
  1. Развитие и особенности менеджмента в России ХIХ в. .........................9
    1. Промышленный переворот и новые подходы к управлению. .....9
    1. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. ......................................12

Заключение. ..............................................................................................16

  1. Использованные источники литературы. ..............................................17

 

 

               Введение

          При изучении управления как  науки ключевой вопрос «Что такое менеджмент?» - является вполне законным.

          Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.

          Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также власть, и «сфера полномочий».

          Согласно Краткому оксфордскому  словарю английского языка слово  «management» впервые стало использоваться в своём современном значении в 1670 году и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевающему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

          Отличительные особенности менеджмента  заключаются в том, что он  ориентирует фирмы на удовлетворение  потребностей рынка, на постоянное  повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов  с наименьшими затратами), на свободу  в принятии решений, на разработку  стратегических целей и программ  и их постоянную корректировку  в зависимости от состояния  рынка.

          Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации и банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

          После раскрытия понятия «менеджмент», требуется изучить историю его  становления и развития. Основываясь  на теме контрольной работы, я   определила цель и задачи предстоящего  исследования.

 

 

 

 

 

Цель  работы:

- рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России ХIХ века.

Задачи:

1. Выявить основные направления  развития менеджмента в России  ХIХ века.

2. Проанализировать основные  направления развития менеджмента  в России ХIХ века .

- Промышленность и транспорт;

- Экономика;

-  Налогово-финансовая  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия  в менеджменте

1.1  Понятие и функция менеджмента

          Важнейшая цель менеджмента: экономическая эффективность. Важнейшая функция: управление бизнесом. Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чем занимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляется управление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе, и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно, типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, в головах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие из которых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции). Что же на самом деле представляет собой менеджмент и какова его функция?

          На этот счет есть два широко  известных ответа. Один из них  состоит в следующем: менеджмент - это высшее руководство. Иными  словами, термин "менеджмент" является  чем-то вроде синонима слова  "руководство". Другой популярный  ответ на поставленный нами  вопрос определяет менеджера  как человека, руководящего работой  других людей, т.е., как утверждается  в известном лозунге, "человека, работа которого состоит в  том, чтобы заставить остальных  выполнять их работу".

          Но такие определения даже  не пытаются объяснить нам,  что такое менеджмент и чем  он занимается. Ответить на эти  вопросы можно, лишь проанализировав  функцию менеджмента, поскольку  менеджмент - это орган, а любой  орган можно описать и определить, только описав и определив  его функцию.

          Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.

          Менеджмент всегда должен уделять  главное внимание обеспечению  экономически эффективной деятельности  предприятия. Иными словами, само  существование менеджмента и  власть, которой он пользуется, оправданы  лишь в том случае, если его  деятельность обеспечивает требуемые  экономические результаты.

          Главная функция менеджмента: управление бизнесом. Это утверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не столь очевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход. Прежде всего, оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя "в чистом виде" перенести и применить как к организации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности, успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь не обещает такого же успеха при работе в правительстве. Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться как подготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер и потому могут пригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все, же подчиненное, вторичное.

          Негативный вывод заключается  в том, что менеджмент в принципе  не может быть точной наукой. Правда, работу менеджера можно  систематически анализировать и  классифицировать; иными словами,  существуют ярко выраженные профессиональные  особенности и научный аспект  менеджмента. Нельзя также полагать, будто управление основано исключительно  на интуиции или природных  способностях человека; требования  к менеджменту и его элементы  поддаются анализу, систематической  организации и изучению, причем  все это доступно человеку  с обычными способностями. И  все же главной проверкой менеджмента  является экономическая эффективность  предприятия (или, по-другому,  результаты его экономической  деятельности). Именно реальные достижения, а не знания, остаются и самым  убедительным доказательством, и  целью.

 

 

1.2  Эволюция управленческой мысли.

          Историю менеджмента нельзя рассматривать  без увязки с эволюцией социально-экономических  условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных  этапов такого развития.

1.         Промышленный переворот-(с 20—30-х  по 80—90-е гг. XIX в.):

- техническая  база: паровая и хлопкоочистительные машины,                          вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

- инфраструктура  для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

- формирование общенационального  рынка;

- возникновение предприятий  — действенной формы социальной  организации работников;

- конкуренция как форма  разорения или поглощения соперника.

2.         Эпоха массового производства (первые  три десятилетия XX в.):

- внедрение конвейерной  системы, массовый выпуск продукции, -- резкое снижение стоимости товаров;

- малонасыщенный рынок;

-  конкуренция как предложение  стандартизированного продукта  по самой низкой цене;

- четкая дифференциация  отраслей;

- хорошие перспективы  экономического роста для компаний;

- слабое вмешательство  государства в бизнес.

3.         Эпоха массового сбыта (30—50-е  гг. XX в.):

- насыщение спроса на  товары и услуги;

- переход от стандартной  продукции к дифференцированной;         - смена производственной ориентации  на рыночную; 

- усиление роли внешней  среды в деятельности предприятия;

- государственное регулирование  экономики.

4.         Постиндустриальное общество (60 —90-е  гг. XX в.):

- новое  качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

- новые  условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

- растущие  ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

- смещение, социальных приоритетов  и концентрация внимания на  таких негативных явлениях, как  загрязнение окружающей среды,  обман потребителя через нечестную  рекламу, манипуляция общественным  мнением.

5.         Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

- новая  экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

- переход  к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

- глобализация  хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

- изменение  жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

- ориентация на неэкономические  и нематериальные ценности;

- здоровая экология.

 

Мы остановимся на первом этапе развития мирового сообщества и более детально рассмотрим влияние  промышленного переворота, а также  реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина  на становление российского менеджмента  ХIХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Развитие  и особенности менеджмента в  России ХIХ века

2.1  Промышленный переворот и новые подходы к управлению

          Переход от ручного труда к  использованию машин в промышленности  произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были изобретены  ткацкий станок и прядильная  машина. На первых текстильных  фабриках эти станки и машины  приводились в движение при  помощи силы падающей воды. С  изобретением паровой машины  появилась возможность значительно  расширить территории размещения  предприятий, а не только вблизи  рек.

Информация о работе Становление менеджмента в России 19 века