Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа
Создавшаяся в нашей стране сложная социально-экономическая ситуация, изменение политической и экономической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, для устойчивости ее существования, вносят значительную неопределенность в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой обстановке приобретает особую значимость – позволяет обобщать и реализовывать широкий спектр вопросов по адаптации индивида к внешним условиям и учету личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….......................................4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ..………………………………...……..….......6
1.1. Понятие управления персоналом……………………………….….......6
1.2. Подходы к управлению персоналом…………………………….........13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………....24
2.1. Организация системы управления персоналом на предприятии.......24
2.2. Анализ функционирования системы управления персоналом….......28
2.3. Совершенствование системы управления персоналом..………….....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...41
3. Изучение требований к должностям и рабочим местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.
Свое конкретное выражение требования к должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:
описание работы или должности (должностная инструкция), включающее в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;
спецификация работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;
квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;
карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Управление персоналом выступает в форме непрерывного процесса, направленного на целевое изменение мотивации работников для получения от них максимальной отдачи, а, следовательно, и достижения высоких конечных результатов в деятельности организации. Главной целью управления персонала является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.
Анализ работы управления персоналом включает в себя: изучение организационной структуры, анализ качественных характеристик кадров, анализ системы удержания работников и найма на работу. Но в рамках данной работы особое внимание стоит уделить концепциям управления персоналам, в связи с этим рассмотрим современные подходы к управлению кадрами (персоналом).
На сегодняшний день можно выделить четыре основных подхода (концепции) управления персоналом: экономический, органический, гуманистический, организационная культура.
Экономический подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.
Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями — коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.
Корпоративный подход к управлению персоналом, как и сама корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом. Такой свод правил создается внутри каждой организации в процессе длительных проб и ошибок, и часто предопределяется прошлым опытом, установками, собственников и топ-менеджеров организации. Анализ комплекса действий в отношении персонала дает возможность реконструировать основополагающие предложения о той метафоре организации, которая лежит в основе представлений и предопределяет подход к управлению персоналом конкретной организации. Такой анализ дает возможность, не выходя за рамки корпоративной культуры, сделать управление персоналом более эффективным и адекватным особенностями менеджмента организации в целом.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
2. Аширов Д.Л. Организационное поведение / Д.Л. Аширов. – М.: Проспект, 2006. – 360 с.
3. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно-практическое пособие / А.А. Васькин. - М.: Спутник, 2000. – 237 с.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: ЮРИСТЪ, 2005. – 496 с.
5. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Э.М. Воронина. – МЮ: ММИЭИФП, 2003. – 181 с.
6. Герасимов Б.Н. Мотивация в управленческой деятельности / Б.Н. Герасимов, В.В. Морозов. - Самара: УДУ, 2000. - 144 с.
7. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом / Ю. Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 284 с.
8. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учебное пособие / И.Л. Добротворский. - М.: Финансы, 2002. – 198 с.
9. Дорофеева Л.И. Менеджмент: конспект лекций / Л. И. Дорофеева. – М.: Эксмо, 2007. – 192 с.
10. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П. Егоршин. – Новгород: НИМБ, 2003. – 155 с.
11. Зарубина Н.А. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации / Н.А. Зарубина. // Управление персоналом . – 2007. - №7. – С.40-58.
12. Кибанов А.Я. Управление персоналом. Регламентация труда / А.Я. Кибанов. - М.: Экзамен, 2004. – 250 с.
13. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация / А.Я. Кибанов. – М.: Экзамен, 2005. – 416 с.
14. Козорезов Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом / Д. Козорезов // Управление персоналом. 2008. - №5. - С. 33-42.
15. Коротков Э.М. Исследование системы управления: учебник / Э.М. Коротков. – М.: Дело, 2000. – 285 с.
16. Литвак В.Г. Разработка управленческих решений / В.Г. Литвак. – М.: Дело, 2004, - 296 с.
17. Макарова И.К. Управление персоналом / И.К. Макарова. – М.: ИМПЭ, 2006. – 98 с.
18. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами / И.К. Макарова. – М.: Дело, 2007. – 232 с.
19. Менеджмент процессов // под ред. И. Беккера. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
20. Николаев И.А. Два подхода к оценке персонала / И.А. Николаев // Управление персоналом . – 2008. - №4. – С. 31-78.
21. Самоукина И.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / И.В. Самоукина. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.
22. Самыгин С.И. Управление персоналом / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2001. – 195 с.
23. Свергун О Управление персоналом: как это есть на самом деле / О. Свергун. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
24. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак. - СПб: Питер, 2000. – 416 с.
25. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 425 с.
26. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2003. – 272с.
27. Управление современной компанией: учебник / под редакцией Б. Мильнера. - М.: Инфра-М, 2001. – 220 с.
28. Управление персоналом // под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2007. – 325 с.
29. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб: Речь, 2001. – 189 с.
30. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие для ВУЗов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.
31. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / В.П. Чемеков. – М.: Вершина, 2008. – 208 с.
[1] Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом. – Ростов н/Д, 2004. – С. 84-115.
[2] Дорофеева Л.И. Менеджмент: конспект лекций. – М., 2007. – С. 52-67.
[3] Кибанов А.Я. Управление персоналом. Регламентация труда. - М., 2004. – С. 118-129.
[4] Макарова И.К. Управление персоналом. – М., 2006. – С. 35-48.
[5] Менеджмент процессов // под ред. И. Беккера. – М., 2007. – С. 118-129.
[6] Николаев И.А. Два подхода к оценке персонала // Управление персоналом . – 2008. - №4. – С. 31-78.
[7] Самыгин С.И. Управление персоналом. - Ростов н/Д, 2001. – С. 39-78.
[8] Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева. – М., 2006. – С. 228-245.
[9] Управление персоналом // под ред. А.Я. Кибанова. - М., 2007. – С. 218-239.
[10] Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие для ВУЗов. – М., 2001. – С. 169-187.
[11] Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – СПб., 2007. – С. 218-275.
[12] Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: учебное пособие. - М., 2002. – С. 115-147.
[13] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация. – М., 2005. – С. 289-312.
[14] Герасимов Б.Н. Мотивация в управленческой деятельности. – Самара, 2000. - С. 55-96.
[15] Аширов Д.Л. Организационное поведение. – М., 2006. – С. 222-239.
[16] Зарубина Н.А. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации // Управление персоналом . – 2007. - №7. – С.40-58.
[17] Литвак В.Г. Разработка управленческих решений. – М., 2004. - С. 119-133.