Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Значимость менеджмента в социальной сфере обусловлена глобальными изменениями института семьи, что привело к динамичному увеличению доли одиноких людей в структуре российского общества. Маргинализация части населения катализирует потребность в профессиональных кадрах системы социальной защиты населения. Цель работы – изучить стиль и методы работы руководителя муниципальной системы социальной защиты населения, на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 4
1.1. Понятие «менеджмент в социальной сфере» 4
1.2. Кадровое обеспечение 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 11
2.1. Профессиональная характеристика руководителя 11
2.2. Личностные модели руководителя 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Устанавливают
следующие параметры оценки
В успешном
развитии социальной сферы
В современном российском обществе особое значение приобретает культура управления социальной сферой как уровень практических достижений в информатике, организации, методах, стиле, условиях труда, подготовке кадров.
В научных кругах выделяют
следующие виды культуры
При совершенствовании функцио
Высокая вариативность развити
Технология проведения
Не последнюю роль в этой
работе играет менеджер
Эффективность социальной
Особое значение имеет выбор предметов, методов и методик оценки эффективности. Алгоритм таков. Фиксируется оценочная база. Круг оценок дан ниже. Деятельность учреждений социальной защиты (методики оценки эффективности форм и методов управления, выполнения целевых программ). Качество организации труда персонала (методики оценки ресурсного обеспечения, мотивационной системы, средств мотивации). Уровень квалификации персонала (методики оценки эффективности подготовки и повышения квалификации персонала). Качество и уровень социального обслуживания различных категорий населения (методики оценки видов, форм, методов, технологий, результатов социального обслуживания).
В последнее время широкое
распространение получил
Совокупность знаний, умений и навыков, личных качеств, необходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной (причем, первая основывается на задатках, способностях, физических и психических свойствах человека, а вторая складывается постепенно, в результате освоения им новых знаний и навыков). Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, то есть степень профессиональной подготовки, необходимой для выполнения данных трудовых функций. Таким образом, рациональное сочетание способностей работника и степени квалификации, позволяющей ему качественно и с минимальными ошибками выполнять свои функции (как в нормальных, так и в экстремальных условиях), успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, образуют компетентность.
Исследователями в данной области выделяются следующие виды компетентности:
- профессиональная –
- интеллектуальная – выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей, владении приемами личностного самовыражения и саморазвития;
- ситуативная – означает умение действовать в соответствии с конкретной ситуацией;
- социальная – предполагает
способности к общению,
- индивидуальная –
К названным видам компетенции добавим еще один – методологическую компетентность, присущую, как правило, работникам, занимающим руководящие посты. Данный вид характеризуетсяспособностью к восприятию и интерпретации информации, структурированию проблем, концептуализации деятельности, системному мышлению15.
Таким образом, выделенные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности, профессиональном общении, становлении личности профессионала, его индивидуальности.
Далее, на основе вышеизложенного, обозначим
некоторые необходимые
Для качественного выполнения работы руководителю социальной службы необходимо иметь знания и представления: о ресурсах и услугах, предоставляемых обществом; о программах и целях социальных служб, как в штате, так и на федеральном уровне; об организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения; о расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах); о результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе; о концепциях и методах социального прогнозирования; о теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой; о теории и практике управления персоналом; о социальных, психологических, статистических, исследовательских методах и методиках; о теории и концепции управления службами социальной защиты населения; о постановлениях на местном, федеральном уровнях различных видов социальных услуг и т.д16.
При разработке личностной модели руководителя социальной службы необходимо выделить такие профессионально значимые качества, как: коммуникабельность, эмпатичность, навыки саморегуляции (самоконтроль, объективная оценка своих действий), стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями), а также:
- гибкость – критерий
- здравое суждение. Характер работы
служб социальной помощи и
уникальность человеческих
- толерантность к моральным
и политическим вкусам и
Блок требований к качествам личности руководителя социальной службы логично увязать с этическими свойствами этой профессии. Нужно полагать, что профессиональная подготовка и этика специалиста социальной работы выступают как органически единое целое. Без профессиональных знаний, умений и навыков он не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, не может стать профессионалом.
Таким образом, рассмотрев лишь некоторые составляющие компетентности управляющего социальным учреждением и описав необходимые требования к его личности, становится понятно, что быть руководителем подобной организации очень непросто. При этом, учитывая трудности и всевозможные ограничения, создающие дополнительные сложности в развитии и совершенствовании системы социального обслуживания населения, крайне остро стоит вопрос о необходимости обеспечения всех социальных учреждений профессионально подготовленными кадрами, и в первую очередь управленческого звена.
В настоящее время решение
По данным социологических исследований,
рост численности организаций
Действительно, жизнь и функционирование любой организации во многом предопределяется тем, кто ее возглавляет и как он использует делегированные ему властные полномочия18. Не нужно забывать и о специфике управленческого труда, которая предъявляет различные требования к качествам профессиональной подготовки руководителя. В связи с этим зададимся следующими вопросами: Кто сегодня управляет социальными службами? Насколько компетентны руководители социальных учреждений в своей работе? Каким образом можно повысить эффективность деятельности социальных служб?
Поскольку подразумевается, что управляющий работник социальной службы – это, прежде всего, опытный и квалифицированный специалист в области социальной работы, мы пришли к выводу, что и требования к нему ничем не должны отличаться от тех, которые предъявляются к специалистам социальных учреждений. Кроме того, портрет подобного рода руководителя целесообразно составлять на основе таких понятий как «профессионализм», «квалификация», «компетентность».