Стиль руководства, его влияние на успех работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является стиль руководства, его влияние на успех работы организации.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть характеристику стилей руководства;
Изучить подходы к лидерству;
Выявить влияние стиля руководства на успех работы организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА…………………5
1.1 Подходы к лидерству………………………………………………..…5
1.2 Стили руководства…………………………………………………….7
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА УСПЕХ
РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..14
2.1Воспитание лидеров…………………………………………………...14
2.2 Принятие решений руководителем……………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……19

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗ ПОВЕЮДЕНИЕ.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА…………………5

    1. Подходы к лидерству………………………………………………..…5
    2. Стили руководства…………………………………………………….7

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ  РУКОВОДСТВА НА УСПЕХ 

РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………..14

2.1Воспитание лидеров…………………………………………………...14

2.2 Принятие решений руководителем……………………………….…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………..….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организации в России в конце 80-х годов представляли собой закрытые системы. Система управления предприятиями была отражением единой формы собственности – государственной. Все предприятия обладали однотипной организационной культурой, основывающейся на линейно-функциональной структуре и авторитарном стиле руководства. Другого в таких условиях не могло быть.

Именно в советской  психологии возникло понятие "неформальный лидер", влияющий на процессы управления, но не обладающий полномочиями. Часто  формальный и неформальный лидер  противостояли друг другу, не решая  проблем организации [1, с. 456].

Изменение условий среды, изменение форм собственности и  необходимость реагировать на изменения  привели к вопросу о различных  стилях лидерства и руководства, о ролях руководителей, связанных  с их личностными качествами и  особенностями коллектива. Стереотипы властных отношений, заложенные в прежней  системе, были и есть очень живучи, и готовы вырваться в любой момент наружу, если не использовать технологии, их ограничивающие.

Успешное руководство  требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими  себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Важное значение для этих составляющих имеют стиль руководства в организации и организационная культура.

Степень, до которой  управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль управления, характеризующий данного руководителя.

Объект и предмет работы. Объектом данного исследования является современные организации. Предметом исследования является применяемые стили руководства и лидерства.

Целью данной контрольной  работы является стиль руководства, его влияние на успех работы организации.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть характеристику стилей руководства;
    2. Изучить подходы к лидерству;
    3. Выявить влияние стиля руководства на успех работы организации.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика стилей руководства 

1.1 Подходы к лидерству

 

Существенное влияние  лидерства на успех организации  обусловило интерес исследователей к этой проблеме. В настоящее время  сформировались три основных подхода  к анализу лидерства (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные подходы к  лидерству

 

Подход с позиции личных качеств. Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который  присутствует у всех эффективных  руководителей, часто приводится в  качестве доказательства того, что  эффективность руководства имеет  ситуационный характер. Однако сам  Стогдилл считает, что его точка зрения недостаточно оттеняет личностную природу лидерства. Он утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Хотя он и не призывает вернуться к подходу к руководству с позиций личных качеств, Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных» [2, с. 154].

Поведенческий подход. Поведенческий  подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом  и полезным инструментом понимания  сложностей лидерства. Разочарование  в подходе к лидерству с  позиций личных качеств усиливалось  примерно в тот же период, когда  в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому в следующем разделе главы мы анализируем понятия «стиль руководства» и даем описание таких важных категорий, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу и стиль, ориентированный на человека.

Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения  между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Однако чтобы понять, почему необходим ситуационный подход к  лидерству, сначала нужно заложить некий фундамент. Начнем с поведенческого подхода к руководству, который  сосредоточивает свое внимание на понятии  стиля руководства.

 

1.2 Стили руководства

 

Лидерство имеет ярко выраженную личностную основу. Поэтому его первые исследователи анализировали личностные качества руководителей, добившихся выдающихся успехов, либо лидеров, которые не занимали определенной должности, но оказали  существенное влияние на большие  группы людей. Анализ роли личности в  истории можно считать исходным пунктом исследования лидерства.

Важнейшая задача здесь - выяснение  перечня и оптимального сочетания  личностных качеств, обеспечивающих эффективное  лидерство. Такими качествами являются внешность, общее и специальное  образование, уровень интеллекта, профессиональный опыт. Однако не все известные лидеры обладали этими качествами в равной степени. Важно учитывать и соотношение  личностных качеств лидера и других членов группы. Например, если в группе имеется несколько человек с  ярко выраженной потребностью во власти, то неизбежны конфликты и руководство  вряд ли будет эффективным.

История дала много ярких  примеров влияния личности на важные события и процессы. В некоторых  случаях можно было проследить прямые связи между наличием у лидера определенных качеств, принимаемыми им решениями и успехом организации.

Однако это еще не доказывает, что наличие определенных характеристик  у личности сделает ее лидером. В  конкретных ситуациях особую значимость могут иметь различные качества личности. На стиль руководства влияют и другие факторы, в частности, организационные  условия, условия постановки конкретной задачи, характеристики и состояние  внешней среды.

Поэтому развитие теории лидерства  пошло по пути расширения перечня  изучаемых факторов. Вначале это  были характеристики, не отделимые от самой личности. Позднее стали исследоваться качества личности лидера, которые проявляются в его поведении, во взаимоотношениях лидера и других членов организации.

В рамках поведенческого подхода  наибольшее распространение получили теории “X” и “Y” Д. Мак-Грегора, континуума стилей К. Левина и Р. Лайкерта и управленческие решетки (университета штата Огайо и Р. Блэйка и Д. Мутона) [3, с. 99] .

В теории Д. Мак-Грегора основными факторами, влияющими на поведение лидера, являются его цели, ценности, предпочтения, а также представления лидера о членах группы. В зависимости от этих факторов Д. Мак-Грегор рассматривает поведение автократичного (теория “X”) и демократичного (теория “Y”) лидеров.

Автократичный руководитель считает, что для подчиненных труд - тяжкое бремя, и они стремятся уклониться от работы. В этой ситуации руководитель должен принуждать исполнителя к труду. В соответствии с представлениями демократичного руководителя, труд для исполнителя - естественная потребность, и он охотно принимает задания. Поведение руководителя должно быть направлено на создание условий для выполнения работы и мотивацию исполнителей.

Другая характеристика в  анализе поведения руководителей - отношение исполнителей к принятию ответственности.

Автократичный руководитель считает, что у подчиненных нет честолюбия, и они стремятся уклониться от ответственности. Задача руководителя - детальная регламентация деятельности исполнителей. Демократичный руководитель исходит из приобщенности членов организации к ее целям. Поэтому исполнители охотно берут на себя ответственность, и задача руководителя - эффективно делегировать полномочия.

В теории К. Левина выделяется три стиля руководства - по критерию концентрации полномочий. Авторитарное руководство характеризуется полной концентрацией полномочий у руководителя. Демократичное - распределением ответственности и участием членов группы в управлении. Либеральный руководитель принимает минимальное участие в принятии решений. Далее рассматриваются характеристики каждого из стилей по таким параметрам, как объем работы, выполняемой группой, характер работы (результатов), мотивация, отношения в группе, оценка стиля руководства членами группы.

Р. Лайкерт предложил другие критерии для классификации стилей лидерства [4, с. 278] .

Первый критерий раскрывает приоритеты руководителя - его ориентацию:

а) только на работу, достижение целей, получение результатов;

б) только на человека.

Ясно, что такое деление  условно, точнее говорить о преобладающей  ориентации.

Второй критерий - характер взаимодействия руководителя и подчиненных при принятии решений.

Авторитарный руководитель принимает решения самостоятельно. Эксплуататорско-авторитарный стиль предполагает опору на принуждение, а благосклонно-авторитарный - преимущественно на вознаграждение.

Демократический стиль может  основываться на учете мнений исполнителей (консультативно-демократическое руководство) либо на участии исполнителей в принятии решений.

Дальнейшее развитие поведенческого подхода к анализу лидерства  проявлялось в переходе к двумерным  классификациям стилей.

В университете штата Огайо  исследовали влияние руководителя через анализ структурирования задачи и внимания к подчиненным. Каждая из этих характеристик имеет два качественных уровня - низкий и высокий. Таким образом, четыре возможных комбинации элементов дают четыре стиля руководства. Р. Блэйк и Д. Мутон, по сути, лишь детализировали этот подход, введя девятибалльную шкалу для двух критериев - степени учета интересов людей и меры достижения цели организации [4, с. 280].

При демократическом, ориентированном  преимущественно на человека стиле  руководства исполнители испытывают большую, чем при других стилях, удовлетворенность  работой. Высокая удовлетворенность  работой приводит к росту производительности труда исполнителей, а следовательно, увеличению вознаграждения. Также повышается степень удовлетворенности исполнителей своей работой. Такие причинно-следственные связи проявляются достаточно четко, когда первичные потребности удовлетворены полностью. При высокой актуальности первичных потребностей авторитарный (особенно благосклонно-авторитарный) стиль руководства может обеспечить более высокие результаты. Следовательно, руководитель должен владеть методами влияния, соответствующими различным стилям, и использовать их применительно к конкретной ситуации.

Информация о работе Стиль руководства, его влияние на успех работы организации