Стиль руководства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

С самого начала своей жизни мы сталкиваемся с понятием управление. Сначала мы учимся управлять, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом управляем различным оборудованием все сложнее и сложнее. Управление встречается в любых областях жизнедеятельности человека. Умение руководить мы не приобретаем с рождением, это навык, который можно развить в течение жизни, приобщая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт, вырабатывая свой стиль.
Так что же такое стиль руководства.

Содержание работы

Введение 3
1. Стиль руководства: понятие, концепции
1.1 Понятие и природа стиля руководства 4
1.2. Классификация стилей с точки зрения различных подходов 5
1.3 Факторы формирования стиля управления 10
2. Кейс: Анализ и характеристика различных стилей управления 12
3. Литература 17

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

 

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Теория менеджмента (теория организации, организационное поведение)»

 

 

Вариант 10 «Стиль руководства организации»

 

 

 

Ф.И.О. студента Андреева Наталья Валентиновна

Курс 3(2)

Номер зачетной книжки 100.16/130335

Проверила: к.э.н., доцент Некрасова Елена Анатольевна

Подпись преподавателя ________________

 

 

г. Липецк

Содержание

 

Введение            3

1. Стиль руководства: понятие, концепции

1.1 Понятие и природа стиля  руководства      4

1.2. Классификация стилей с точки зрения различных подходов                      5

1.3 Факторы формирования стиля  управления                                                   10

2. Кейс: Анализ и характеристика различных стилей управления                  12

3. Литература                                                                                                         17

 

1. Введение

Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. Основным компонентом эффективного управления является стиль руководства.

На сегодняшний день очень престижно занимать должности в управленческом аппарате, молодые специалисты, выпускники высших учебных заведений стремятся занять руководящие посты, не имея опыта руководящей работы, не владея качествами управленца и не умея правильно выстроить свой стиль применительно к окружающей обстановке.  Поэтому современное управление в России переживает своеобразный кризис, связанный с проблемой эффективного руководства. Практика показывают, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное руководство. Руководители нужны для определения целей и задач, для организации, координирования, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организация, где наличествуют управляющие с эффективным стилем своего руководства, может достичь всего этого за гораздо меньшие сроки и лучшим образом, чем другие организации. Сегодня складывается такая ситуация, что без эффективного стиля руководства не выжить ни какой организации. Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

 

1.1 Понятие и природа  стиля руководства

С самого начала своей жизни мы сталкиваемся с понятием управление. Сначала мы учимся управлять, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом управляем различным оборудованием все сложнее и сложнее. Управление  встречается в любых областях жизнедеятельности человека. Умение руководить мы не приобретаем с рождением, это  навык, который можно развить в течение жизни, приобщая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт, вырабатывая свой стиль.

Так что же такое стиль руководства. Профессор, доктор экономических наук  кафедры Антикризисного Управления Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Веснин В.Р. под стилем руководства рассматривает совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них рядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами1.

Рассмотрим другое определение понятия стиля руководства, данное в книге «Теория, практика и искусство управления» В.И. Кнорриногом. Стиль руководства — привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности.

Российский ученый Филонович С.Р. под стилем руководства определяет все то, что делает руководитель и как он себя ведет.

Обобщая вышеперечисленные понятия, озвучим такое понятие стиля

руководства – это поведение руководителя по отношению к своим подчиненным, с помощью которого он оказывает на них влияние, способствует достижению общей цели.

 

1.2. Классификация стилей с точки зрения различных подходов

Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога Курта Левина. В 30-е годы XX  века он вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и выделил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический)2. Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).

Эти одномерные стили характеризуются одним каким–то фактором. Авторитарный или директивный стиль управления отличается высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.  Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать. Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Авторитарный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.  Считается, что использование авторитарных методов управления оправдано только в исключительных ситуациях:

1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства и  т.д.), когда требуются быстрые  и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии;

2) когда в силу предшествующих  условий и причин в данной  организации преобладают анархические  настроения, чрезвычайно низок уровень  исполнительской и трудовой дисциплины

Чрезмерное использование авторитарного стиля руководства приводит к различным формам злоупотребления властью.  

         Демократический или коллегиальный стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Демократический стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.

Либеральный или попустительский стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

 В отличие от одномерных стилей руководства, основанных на одном критерии оценки поведения руководителя, многомерные стили учитывают целый ряд критериев, причем для каждого критерия имеется измерение, которое изменяется независимо от других критериев. Современные исследования стремятся как можно точнее представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои способности.

Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р.Блейка и М.Муттона3. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле (рис. 1)

Рис. 1. "Управленческая решетка" Р.Блейка и М.Муттона.

 Авторы описывают средние  и четыре крайних позиций решетки, как:

1.1- Примитивное руководство или «отдых на работе» (объединенное управление) Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.

1.9 - Социальное руководство (управление  в духе загородного клуба) Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.

9.1 - Авторитарное руководство (власть - подчинение) Эта позиция характерна  для менеджеров, которые заботятся  только о производстве и не  осуществляют никакой социальной  деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкого характера и ведет к понижению результативности работы. Качество управленческих решений, по их мнению, не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Но между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция.

5.5 - Производственно-социальное управление (организационное управление) Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умеет сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер идет на компромисс во всех случаях. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако прогрессивность взглядов мало распространяется на стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства.

9.9 - Командное руководство или  руководство «лицом к лицу» (групповое  управление) Эта позиция характеризует  такой тип руководителя, который  одинаково относится как к  людям, так и к возглавляемому им производству. Данный тип управленца стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают, является активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решения. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих, учесть изменения, влияющие на эффективность производства.

Перечислив лишь некоторые из многочисленных подходов к стилям руководства, нужно отметить, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы.

 

1.3 Факторы формирования  стиля управления

Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.

Способности руководителя реализовать властные полномочия находятся в непосредственной зависимости от стиля его работы. Стиль выражается в том, какими приемами руководитель побуждает подчиненных к согласию со своими решениями, к выполнению возложенных на них обязанностей и как он контролирует результаты их деятельности; стиль обнаруживается также во взаимоотношениях с контрагентами и вышестоящими руководителями4.

Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, благоприятствующую высокопроизводительной работе.

Обычно стиль отличается устойчивостью, выражающейся в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но эта устойчивость относительна, ведь стилю присущ и динамизм, весьма ценимый в руководителе.

В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но он окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень его профессиональной подготовки, особенности характера и темперамента, личностные нравственные ценности, умение создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам. Таким образом, личные качества руководителя сказываются - непосредственно или опосредованно - на степени удовлетворенности трудом и на мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений, согласованности действий. Таким образом, в стиле руководства различаются, с одной стороны, его общая объективная основа, а с другой - свойственные данному руководителю способы и приемы воздействия на людей.

На формирование стиля заметно влияют характер функций организации, половозрастная структура коллектива и т.п. Нельзя также не считаться с характером сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традициями и ценностными ориентациями5.

Информация о работе Стиль руководства организации