Стиль руководства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

С самого начала своей жизни мы сталкиваемся с понятием управление. Сначала мы учимся управлять, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом управляем различным оборудованием все сложнее и сложнее. Управление встречается в любых областях жизнедеятельности человека. Умение руководить мы не приобретаем с рождением, это навык, который можно развить в течение жизни, приобщая для этого необходимые знания, навыки и обучаясь, переосмысливая личный опыт, вырабатывая свой стиль.
Так что же такое стиль руководства.

Содержание работы

Введение 3
1. Стиль руководства: понятие, концепции
1.1 Понятие и природа стиля руководства 4
1.2. Классификация стилей с точки зрения различных подходов 5
1.3 Факторы формирования стиля управления 10
2. Кейс: Анализ и характеристика различных стилей управления 12
3. Литература 17

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя:

физиологические (возраст, здоровье, пол);

психологические (эмоциональность, смелость, властность, упорство, участливость, харизма);

интеллектуальные (образованность, инновационность, гибкость мышления, знание дела, проницательность);

деловые (предприимчивость, речевая развитость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию.Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы.

 

2. С целью анализа и характеристики различных стилей управления рассмотрим следующую довольно известную ситуацию: противостояние в 20-х гг. американского промышленника, владельца заводов по производству автомобилей по всему миру Генри Форда и выдающегося менеджера ХХ века А.П. Слоуна –мл.

 Г. Форд представлял собой пример авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на своем мнении, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, он считал своих служащих «помощниками». Если «помощник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, то он обычно лишался работы. Форд расценил предложение А.П. Слоуна о реорганизации Ford Motors следующим образом: «...картинка с развесистой клюквой посередине... Человек вынужден слоняться взад-вперед, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным».

У Г. Форда было достаточно оснований насмехаться над новомодными идеями Слоуна для фирмы General Motors. Г. Форд сделал свою модель Т настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 долл., платя при этом своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени — 5 долл. в неделю. В 1921 г. Ford Motors контролировала 56% рынка легковых автомобилей США и почти весь мировой рынок. Фирма General Motors, которая в то время была конгломератом из нескольких небольших полунезависимых компаний, располагала всего 13% рынка и была на пути к банкротству.

К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции General Motors приняла на себя ведение ее дел. П.С. Дюпон, последовательный сторонник методов современного управления, назначил президентом фирмы А.П. Слоуна. Тот быстро превратил в реальность планы, над которыми насмехался Г. Форд, тем самым введя в практику то, что до сих пор остается главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная General Motors располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения. Слоун являл собой полную противоположность Форду. Его любимыми словами были «концепция», «методология» и «рациональность». Никто не «слонялся взад-вперед», как предсказывал Г. Форд, — напротив, на каждого руководителя были возложены определенные обязанности и каждому руководителю была дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения. Важно и то, что Слоун разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и другим руководителям высшего уровня всегда быть в курсе того, что происходит в их гигантской организации. В то время как Ford Motors сохраняла верность черной модели Т и традиции, согласно которой босс подает команды, а остальные выполняют, управленческая команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма General Motors ввела в практику частые замены моделей, предлагая потребителю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений, а также доступный кредит. Доля Ford Motors на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сборочный конвейер, чтобы переоснастить его для выпуска весьма запоздавшей модели А. Это позволило фирме General Motors захватить 43,5% автомобильного рынка, оставив Ford Motors менее 10%. Несмотря на жесткий урок, Форд, вместо того чтобы учиться на опыте General Motors, продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма Ford Motors едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности США и почти каждый год несла финансовые потери. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличности в 1 млрд. долл., который Г. Форд накопил в удачные времена.

Вопросы

1.  В чем причины успеха компании Ford Motors в начале 20-х гг.?

2.  Что позволило компании General Motors в 1927 г. занять  лидирующие позиции на рынке, оставив далеко позади Ford Motors?

3.  В чем отличия стилей управления Г. Форда и А. Слоуна?

4. Как вы относитесь к тезису: «В разное время и при различных  условиях необходимы различные  стили управления организациями»?

Г. Форд несомненно добился огромных успехов в автомобилестроении. Во многом благодаря смелым, неожиданным маркетинговым ходам, но прежде всего, сыграла свою роль управленческая линия поведения Форда. Как мы видим, Форд в руководстве использовал авторитарный стиль руководства: единоличное принятие решений, игнорирование мнений подчиненных, все подчинено руководителю. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация, и не было связей между отделами. Компания работала как машина, где каждый винтик должен знать свое место и безотказно работать. Данный стиль руководства принес свои плоды. Секрет успеха такого руководства в его соответствии реалиям бизнеса 20-х годов. Как уже говорилось выше, авторитарный стиль эффективен в нестабильных ситуациях. Он предназначен для захвата власти или рынков. Главное его преимущество - скорость принятия и исполнения решений. В 20-х годах авторитаризм помог Форду захватить и контролировать мировой рынок автомобилестроения. Однако стоило измениться внешним условиям и Форд в течение следующего десятилетия, благодаря тому же стилю управления, терял рынок и деньги.

Слоун использовал иной стиль руководства. Текущее руководство осуществляли президент и группа подчиненных ему вице-президентов, которые возглавляли важнейшие отделы. Оценка деятельности “Дженерал Моторс” на совете директоров и собраниях акционеров была всесторонней и опиралась не только на финансовые показатели, но и на систематически собираемую информацию о работе всех звеньев корпорации, об отношении к ней внутренних и внешних заинтересованных групп – рабочих, акционеров, покупателей, дилеров, государственных органов, прессы. Эта система создавалась постепенно и непрерывно развивалась. Формировались и горизонтальные связи между отделениями – совместные комиссии по закупкам, рекламе, продажам, технологии, энергоресурсам, эксплуатации зданий и оборудования. Часть членов этих комиссий входила в исполнительный комитет. Таким образом, работа отделений увязывалась как между собой, так и с деятельностью корпорации в целом, контроль сверху сочетался с координацией на высшем и среднем уровнях управления. Слоун смело делегировал часть полномочий, понимал, что оперативным руководителям должна быть предоставлена свобода маневра. Основными предпосылками хорошего менеджмента Слоун считал разграничение обязанностей и координацию действий. Он подчеркивал важность научного подхода к управлению, при котором осуществляется сбор всей возможной информации по тому или иному вопросу, а план его решения разрабатывается посредством "мозгового штурма”. К неотъемлемым качествам менеджера Слоун относил умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения, потребность советоваться со специалистами, а также умение концентрироваться на существе дела.

И Форд, и Слоун сравнивали корпоративный менеджмент с управлением океанским кораблем. Однако если Форд главным считал опыт и искусство капитана, его дальновидность и проницательность, то Слоун говорил, что корабль следует вести с помощью карт и навигационных приборов, чтобы вовремя корректировать курс. Это различие подходов отразилось на всех сторонах деятельности конкурирующих компаний. Психологии внутрифирменных отношений Слоун придавал исключительно важное значение, видя в умении менеджеров сотрудничать с подчиненными и друг с другом решающее условие успеха.

XX век стал веком управления. Но чтобы к этому прийти, в  начале века должны были появиться создатели. Таким создателем и был Генри Форд. И за это он признан журналом Fortune лучшим бизнесменом XX века. И Форд, и Слоун - предприниматели, великие руководители, сочетавшие в себе гений организатора с гением новатора; каждый из них выдвинулся на некоторой крупной технической идее и вместе с тем создал колоссальную организацию. Каждый из них достоин признания и уважения. Используя диаметрально противоположные стили руководства, они добились несомненного мирового успеха. История развития созданных ими империй производства автомобилей наглядно показала: на выбор стиля управления влияют не только личные качества руководителя, но и реалии окружающего мира, историческая обстановка, уровень развития бизнеса. Тезис: «В разное время и при различных условиях необходимы различные стили управления организациями» был подтвержден временем. Умение видеть, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и на основании этого корректировать свою линию поведения – вот залог успеха эффективного менеджмента.

 

 

5. Литература

1. Адизес И. Развитие лидеров: Как  понять свой стиль управления  и эффективно общаться с носителями  иных стилей. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Ауезова К.Т. Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент, Евразийский Национальный университет - Астана, 2011.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. - 3-е изд. перер. и доп. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009.

4. Васильева Ю.В. Основы менеджмента (менеджмент). Курс лекций. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2009.

5. Кибанов А.Я. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2010.

6. Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Менеджмент: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

9. Менеджмент: Учебно-практическое пособие /Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. и др.— М.: Вузовский учебник, ИНФРА - М, 2010.

10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.

11. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009.

12. Овчинников О.В. Менеджмент: учебное пособие. — 5-е изд. -Архангельск: Архангелький филиал ВЗФЭИ, 2009.

13. Сталь Д.. Уроки лидерства. - М.: Вершина, 2009.

14. Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012

 

1 Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. - 3-е изд. перер. и доп. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009.- С.34

2 Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.188

3 Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012 – С. 38

 

4 Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С. 54

 

5 Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. -  С.27

 

 

 


 


17


Информация о работе Стиль руководства организации