Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 00:34, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является определение влияния методов и стилей руководства на деятельность организации в целом и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также выяснить, какие качества необходимы руководителю для успешного и эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики личности руководителя;
- исследовать известные стили управления;
- сравнить эффективность рассмотренных стилей;
- исследовать методы управления коллективом;
- выявить наиболее эффективные методы воздействия.
Введение 3
1. Характеристика руководителя 5
1.1 Биографические характеристики 5
1.2 Способности 6
1.3 Черты личности 6
2. Стили управления 10
3. Методы управления 15
3.1 Административные методы управления 16
3.2 Экономические методы управления 20
3.3 Социально-психологические методы управления 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Негосударственное образовательное учреждение
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
Специальность: «Менеджмент организации»
Учебная дисциплина: «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Стили и методы работы руководителя»
Студентка_____________________
Руководитель__________________
(ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Москва 2013 г.
План
Введение
1. Характеристика руководителя
1.1 Биографические
характеристики 5
1.2 Способности
6
1.3 Черты личности 6
2. Стили управления
3. Методы управления
15
3.1 Административные методы управления
3.2 Экономические методы управления 20
3.3 Социально-психологические методы управления 23
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Управленческая деятельность
представляет собой специфическую
разновидность трудового
Целью моей курсовой работы является определение влияния методов и стилей руководства на деятельность организации в целом и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также выяснить, какие качества необходимы руководителю для успешного и эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные характеристики
личности руководителя;
- исследовать известные стили управления;
- сравнить эффективность рассмотренных
стилей;
- исследовать методы управления коллективом;
- выявить наиболее эффективные методы
воздействия.
Практическая значимость темы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне уяснить сущность и особенности работы руководителя с персоналом, увидеть сильные и слабые стороны стиля и методов управления, научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.
Объектом исследования будет выступать руководитель, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающим миром.
Предметом исследования являются стили и методы работы руководителя, их роль в формировании успешных результатов работы организации.
1. Характеристика руководителя
Управленческая деятельность характеризуется разным уровнем ее качественных параметров. Эффективность её зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя. Характеристики руководителя, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора, чрезвычайно велико. Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.
1.1 Биографические характеристики
Возраст руководителя. В целом, отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельностью. Возраст - это во многом опыт. Но возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.
Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя.
Социально-экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. Социально-экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры.
Все способности можно разделить на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а также его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.
1.3 Черты личности
К числу наиболее часто
упоминаемых в различных
Доминантность - черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности - механизма властных отношений в ней. Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.
Уверенность руководителя в себе, как следующее важное личностное качество, оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя, ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.
Три следующие черты эффективного руководителя - эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. Эмоциональная стабильность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между руководителем и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров.
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремления
к достижениям и
В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск.
Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению "держать слово", добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Руководитель должен нести персональную ответственность за принятое решение. Власть без ответственности есть тирания, деспотизм и диктатура.
Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное "давление сверху" - со стороны вышестоящих инстанций. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных.
Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества - социабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций.
В теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав характеристик руководителя. Теснота связи и степень взаимопроникновения управленческих способностей друг в друга выражена настолько, что к их структуре с полным правом можно применить выражение "все состоит из всего" - каждая отдельная способность, фактически, является эффектом объединения многих иных способностей и качеств личности.
Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно. Стиль руководства — привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности Стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя. Правильно выработанный, соответствующий сложившийся ситуации, он способен привести систему к неожиданно высоким конечным результатам. По определению А. А. Русалиновой, стиль руководства — стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Но различают еще и новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный.
Авторитарный стиль управления. Руководитель является сторонником централизации управления, обладает достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям и чаще всего обращается к потребностям низших уровней, исходя из концепции, что люди по своей природе ленивы, избегают работы и ответственности и, чтобы заставить их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу. Он принимает решения единолично, основываясь на личном опыте и интуиции, директивно определяет функции подчиненных, не давая им возможности проявлять инициативу, строго контролирует их действия, пресекает всякую критику в свой адрес и наделяет исполнителей минимумом информации: только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития.