Стили руководства в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание работы

Понятие «стиль управления» возникло вслед за выделением управленческого труда в деятельности организации. Но в отличие от менеджмента стиль управления не имеет самостоятельных этапов своего развития и прямой зависимости от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятием «стиль управления» обозначается всякая форма, в которой менеджерами выполняются задачи управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Стили руководства в управлении

3-5

 2 Какие способы вознаграждения должен использовать менеджер при осуществлении на практике функций мотивации? Обоснуйте свой ответ

6-8

Используемая литература

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Стили руководства в управлении

 

Как я  думаю, стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов  деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется  и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О нём можно  судить  по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

Понятие «стиль управления» возникло вслед  за выделением управленческого труда  в деятельности организации. Но в  отличие от менеджмента стиль  управления не имеет самостоятельных  этапов своего развития и прямой зависимости  от развития науки и практики управления. Основное отличие в том, что управление отбрасывает устаревшие методы (методики, модели, положения), обогащаясь новыми формами и методами. Стиль отражает не только передовой опыт. Понятием «стиль управления» обозначается всякая форма, в которой менеджерами  выполняются задачи управления.

Существует  взаимосвязь понятия «стиль управления»  с различными категориями управления. Стиль находится на стыке следующих  взаимосвязей:

законы –  принципы – методы – стиль;

законы –  принципы – стиль – методы;

цель –  задачи – методы – стиль;

задачи –  функции – качества руководителя – стиль.

Четыре  взаимосвязанных направления стиль  объединяет в одно: стиль – качество управленческого труда – управленческое решение – деятельность персонала  – результат.

Взаимосвязи стиля с основными категориями  управления таковы, что стиль является следствием, с одной стороны, методов, задач и целей управления, с  другой стороны, стиль оказывает  влияние на применение того или иного  метода управления, поэтому стиль  руководителя (руководства) следует  рассматривать как стиль управления.

Стиль подчинен также законам, действующим в  социальной системе, и принципам  управления. Объективными факторами (условиями) формирования стиля выступают задачи и функции управления.

Единство  задач, функций, методов управления, качеств руководителя и позиций  управленческих должностей интегрируется  в единство развития оргструктуры и стиля управления. Это единство находит свое выражение в соответствующем механизме управления или деловой активности организации.

Стиль управления – это система сложившихся  и постоянно применяемых принципов, манер поведения, правил, процедур, реакций на возникающие ситуации, методов, свойственных для определенного государства, организации и личности.

В зависимости  от того, какими принципами руководствуется  государство, организация или личность в своей жизнедеятельности, формируются  определенные стили управления.

Автократичный (от греч. autokrateia – самодержавие, самовластие) стиль управления представляет собой форму управления, когда руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Автократичный стиль управления включает следующие виды стилей: тоталитарный, авторитарный (командный) и авторитароно-правовой.

Тоталитарный  стиль характеризуется на базе полной централизации власти и полномочий, использующего принуждение, подчинение, подавление людей, групп и народов  вплоть до открытого их уничтожения (примеры: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пол  Пот и др.). С развитием демократии и создания правовых государств этот стиль уходит в прошлое.

Авторитарный (командный) стиль характеризуется  тем, что руководитель обычно как  можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных  и почти не дает им свободы принятия решений. Чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое  давление путем угроз. Этот стиль  также основан на жестком централизованном управлении – олигархии с выраженным элементом принуждения (примеры: Брежнев, Хрущев, Андропов и др.).

Такой стиль  управления широко применялся в советский  период при административно-командной  системе управления экономикой. В  современных условиях этот стиль  сохранился у некоторых руководителей, предпринимателей и бизнесменов  в странах переходной экономики, в СНГ и в Украине.

Авторитарно-правовой стиль управления характеризуется  тем, что методы, формы и средства строятся на административном уровне и основываются на административно  – правовых нормах, правилах, процедурах и законах, установленных конституциями  и парламентами стран.

Демократический стиль управления осуществляется через  демократические нормы, правила, процедуры, которые регламентированы конституцией и законами. Это стиль основан  на соблюдении прав и свобод личности, на широком привлечении людей  к управлению (развивает самоуправление) и предполагает подготовку и принятие решений с заинтересованным участием членов коллектива, наиболее подготовленных специалистов и способных организаторов. Организациям, где доминирует демократический  стиль, характерна высокая степень децентрализации полномочий. Руководитель такого стиля лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать самостоятельно все остальные соразмерно их квалификации и выполняемым функциям. Управление через влияние и опору на сотрудников является характерной чертой демократического стиля управления, поэтому данный стиль считается наиболее эффективным.

Либеральный стиль управления характеризуется  минимальным участием руководителя в управлении, персонал имеет полную свободу принимать самостоятельные  решения по основным направлениям производственной деятельности организации (согласовав их, естественно с руководителем). Такой стиль оправдан в том, случае, если персонал выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован  специалистами высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Этот стиль управления опирается на высокую  сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всего  персонала, хотя управлять таким  коллективом - задача не из легких.

 Руководитель–либерал  должен мастерски владеть принципом  делегирования полномочий, поддерживать  добрые отношения с неформальными  лидерами, уметь корректно ставить  задачи и определять основные  направления деятельности, координировать  взаимодействие сотрудников для  достижения общих целей.

Попустительский стиль управления. При этом стиле  управления руководитель проявляет  очень мало заботы как о достижение целей организации, так и о  создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель устраняется от работы, пускает все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от вышестоящих руководителей подчиненным  и наоборот.

Смешанный стиль управления присущ руководителям, которые проявляют в равной мере заботу как о достижении высоких  производственных результатов, так  и о подчиненных. Такие руководители добиваются средних результатов  по обоим направлениям составляющим стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Какие способы вознаграждения должен использовать менеджер при осуществлении на практике функций мотивации? Обоснуйте свой ответ

 

В   России   существует   множество   проблем,   связанных   с мотивационной   политикой:   проблема   взаимоотношений    с    руководством неудовлетворенность размером заработной платы,  условиями  быта  и  труда  в целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих  вопросов  – нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни  и  труда людей,  непосредственно  создающих  прибыль.  В  рыночных  условиях  следует уделять особое  внимание  нематериальному  стимулированию,  создавая  гибкую систему льгот для работника.

 

По моему  мнению в менеджменте применяются по крайней мере восемь способов вознаграждения :

Во-первых, деньги. Стимулирующая роль денег особенно эффективна, когда предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выполнения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.

Генри Форд придавал деньгам доминирующее значение в стимулировании. Он значительно  увеличил минимальную заработную плату  до 5 долларов в день, сократив продолжительность  рабочего дня с 10 до 8 часов. Его нововведения по стимулированию были встречены с  большим воодушевлением и оказали  помимо материального большой психологический  эффект. В 1914 г. такой дневной заработок  вдвое превышал общепринятый. Мало кто понимал, что Форд предложил  такую заработную плату отнюдь не из большой щедрости. Его вовсе  не заботил жизненный уровень  рабочих. Генри Форд никогда не скрывал  истинной причины введения дневной  платы рабочим в 5 долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих  позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили. А разве  мечтой любого рабочего не являлась покупка  собственного автомобиля.

Во-вторых, одобрение. Одобрение является еще более мощным способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. По мнению Мэри Кэй Эш, владелицы преуспевающей фирмы 'Мэри Кэй Косметикс', есть только две вещи, которые люди хотят больше, чем секса и денег - это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно вскоре повторится.

Существуют  следующие правила менеджеров:

· хвалите  сразу 

· хвалите  работу человека

· говорите, что вы довольны и вам приятно  оттого, что работник это сделал

· после этого  не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.

В третьих, действие. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения вместо авторитарного и производить конкурентоспособный товар. Генри Форд также использовал этот метод. На его предприятиях рабочие были акционерами. Исследования Университета штата Мичиган показали, что использование этого способа вознаграждения может в 1,5 раза повысить доход фирмы. К сожалению, в нашей российской действительности существует жалкая пародия на эту систему по причине невыполнения вышеуказанных условий.

В четвертых, вознаграждение свободным временем. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.

В пятых, взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

В шестых, продвижение по служебной лестнице и личный рост. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства, но именно он позволяет в настоящее время таким компаниям, как 'IBM', 'Digital equipment corp.', 'General Motors', сохранять лидирующее положение на рынке в США. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.

В седьмых, предоставление самостоятельности и любимой работы. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием этих действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.

И последнее, призы. Этот способ вознаграждения зависит от воображения менеджера. Наиболее эффективен при вручении приза в присутствии работников фирмы.

Информация о работе Стили руководства в управлении