Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:05, реферат
Цель: раскрыть сущность стилей руководства персоналом.
Задача: рассмотреть стили руководства персоналом и определить, какие стили поведения наиболее эффективны при работе с персоналом, для достижения целей организации.
Введение……………………………………………………………………..……….3
Сущность понятия «стиль руководства»……………………………………..…….4
Методы управленческого воздействия……………………………………..………6
Типы стилей руководства……………………………………………………..……..7
Заключение…………………………………………………………………… ……12
Список литературы…………………………………………………………………13
Содержание
Введение
Актуальность: вопрос стилей управления персоналом, интересный и распространенный в наше время. В каждой организации есть руководитель, порой и не один. Каждый из них имеет свой подход и стиль руководства, используемый им, при взаимодействии с персоналом. В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль руководства персоналом.
Цель: раскрыть сущность стилей руководства персоналом.
Задача: рассмотреть стили руководства персоналом и определить, какие стили поведения наиболее эффективны при работе с персоналом, для достижения целей организации.
Эффективность и комфортность делового общения в группе в огромной степени зависят от ее руководителя, а точнее от практикуемого им стиля руководства.
Для понимания
термина стиль руководства
Руководство - это одна из важнейших, но только одна из функций управления. Нередко его отождествляют с управлением вообще, но все-таки управление и руководство это не тождественные понятия. «Под управлением принято понимать процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации».
«Руководство - это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных».
Различие понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений - формальных и неформальных. «Лидерство - это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется». Функции руководителя четко определенны, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.
Считается, что «руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:
· профессионал - автор решений, стратегии, планов;
· организатор - создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;
· начальник, предписывающий
подчиненным необходимые
«Стиль руководства
- устойчивая индивидуально-специфическая
система психологических
Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Следует отметить, что стиль руководителя складывается из двух главных компонентов - личностных качеств руководителя - это его социальная направленность, ценностные ориентации, моральные и волевые качества, и характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций.
Эффективный современный руководитель должен обладать следующими важнейшими качествами:
1. способность
влиять на людей,
2. эмоциональная
уравновешенность, стабильность, стрессоустойчивость.
Иными словами руководитель
3. «креативность,
способность к творческому
4. независимость,
способность самостоятельно
5. «коммуникабельность,
способность поддерживать
Все указанные качества обусловлены некоторыми врожденными чертами психики. И в то же время каждое из данных качеств целеустремленный и эффективный руководитель может и должен развивать, совершенствовать, ведь руководителем не рождаются, а становятся. В то же время в зависимости от ситуации одни и те же личностные качества руководителя в разных условиях могут реализовываться по - разному, иными словами индивидуальный стиль деятельности может оказаться не оптимальным с точки зрения эффективности управленческой деятельности. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может быть неприемлемым в других.
Конкретных
методов управленческого
· административный (командный);
· экономический (договорной);
· социально-психологический.
При командном методе управленческого воздействия отношения руководителя и подчиненного проявляются в форме власти и подчинения. В данном случае используются следующие механизмы: «административные (приказ, распоряжение, указание); нормативные (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения)». Основные достоинства данного метода заключаются в обеспечении единства воли руководства в достижении цели, в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода проявляются в подавлении инициативы, творческой работы; отсутствии действенных стимулов труда, не исключается возникновение антистимулов.
Экономический метод предполагает договорные отношения руководителя и подчиненного, как правило, в товарно-денежной форме. В данном случае используются следующие механизмы: «договорной процент отчисляемой прибыли; зарплата; материальное вознаграждение, либо санкции, предусмотренные договором». Данный метод характеризуется свободой руководителя и подчиненного, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе, а так же выполнением договорных обязательств. При этом стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Однако многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, остаются неудовлетворенными, что снижает мотивацию.
«Социально-психологический
метод управленческого
Приведенные типы методов управленческого воздействия имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе, при этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. «Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы».
3. Типы стилей руководства
Сложный сплав личностных качеств руководителя, а также конкретных условий, в которых он работает, создает тот или иной стиль руководства. Причем эти стили весьма многообразны, что обусловлено сложной природой человеческой психики, допускающей выбор индивидуумом разных способов деятельности. Это разнообразие позволяет людям с разными индивидуальными особенностями нервной системы, разными способностями, темпераментом, характером добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.
Самой популярной и весьма устойчивой является классификация стилей руководства, предложенная еще в 30-е гг. прошлого столетия немецким психологом Куртом Левиным (1890 - 1947). Основу этой предельно простой и наглядной классификации, ставшей классической, составил критерий централизации. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
- автократический (директивный, волевой, авторитарный);
- демократический (коллективистский, партнерский);
- свободный (либеральный).
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций, предпочитаемые методы управления и т. д.
Автократический
стиль характеризуется
Централизация руководителем властных полномочий проявляется рядом конкретных признаков:
- руководитель
единолично принимает
- инициатива подчиненных не поощряется и даже пресекается;
- жесткий и
строгий контроль руководителя
за всей деятельностью
- ожидание со
стороны руководителя беспрекос
- предпочтение отдается репрессивным методам воздействия на исполнителей;
- информация
подчиненных об общем
- критика состояния
дел в организации, а тем
более принятого стиля
«Исповедующий
этот стиль руководитель, как правило,
убежден в безусловном
Выбор авторитарного стиля ясно отражает то, что руководитель ориентирован исключительно на производственные задачи, личностные же проблемы работников (например, удовлетворенность условиями труда и его оплатой) его интересуют мало.
Демократический стиль руководства характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. «Этот стиль руководства отличает уважение к подчиненным, минимальное участие руководителя в принятии решений, стремление приобрести авторитет путем предоставления подчиненным льгот и послаблений, т. е. предпочтение отдается поощрительным средствам воздействия, перекладывание ответственности за неудачи в работе на других».
Главным признаком демократического стиля является децентрализация власти, что проявляется следующими признаками:
- руководитель
при принятии решений
- проводятся регулярные обсуждения рабочих проблем, при этом подчиненные хорошо информированы о целях организации, общем состоянии дел, что позволяет им активно участвовать в управлении, т. е. распределение работы осуществляется в условиях полной открытости и информированности работников;
- широко используется практика делегирования части функций (полномочий) руководителя подчиненным;
- инициатива
подчиненных приветствуется, является
общим правилом работы
- умеренный
контроль со стороны
- предпочтение
отдается договорным и
Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, терпимость к критике. «Считается, что данный стиль руководства ориентирован в первую очередь на человека, работника, раскрытие творческих возможностей которого и приводит, в конечном счете, к высоким производственным показателям».