Стили управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Проведенное исследование указывает, что отдельный тип стиля управления не встречается в чистом виде. В действительности в поведении каждого управляющего наблюдаются общие черты, разных стилей при преобладающей роли какого-нибудь 1-го из их. Возможность и необходимость сочетания разных компонент стилей управления определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые изменяются зависимо от ситуации.
На формировании стиля управления сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, многофункциональный) и определенные ситуации (управляющий может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Содержание работы

Стили управления……………………………………………………………3
1.1 Формирование и выбор стиля управления………………………………...3
1.2. Управленческая решетка Блейка и Моутона……………………………...9
2. Охарактеризуйте роль русского предпринимательства: Строгановы, Демидовы, Морозовы, Прохоровы……………………………………………..12
3. Научные достижения отечественных ученых в области управления предприятием и предпринимателей, начиная с конца 19 века……………….26
4. Выделить две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные, их представители………………………………...28
Список литературы …………………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Изучая  данные о соотношении числа руководителей  и исполнителей, которое стремительно уменьшалось (середина XIX века 1:1000; начало XX века 1:12; 20-е гг. 1:5; идеал Тейлора - 1:3), Ерманский, исходя из этой тенденции, сделал вывод, что в недалеком будущем оно составит 1:0, то есть все станут руководителями, а вместо людей будут работать машины-автоматы.

Крупный организатор науки, оригинальный самобытный поэт А.К. Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий, считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или рядовым исполнителем.


Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками Центрального института труда, директором которого он был многие годы, концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места; методика рационального производственного обучения и пр. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу.

Приведем  несколько рекомендаций такого рода: "сначала продумай свою работу досконально, приготовь весь нужный инструмент и приспособления"; "при работе ищи удобного положения тела; наблюдай за всей установкой; по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора"; "не работай до полной усталости, делай равномерные отдыхи"; "во время работы не кушай, не пей, не кури; делай это в твои рабочие перерывы"; "если работа нейдет - не волноваться; надо сделать перерыв, успокоиться и - снова за работу"; "кончил работу - прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вымети". Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня эти формулировки чем-то могут показаться наивными, но по сути свое значение они сохраняют и сейчас.

В отличие от западных специалистов Гастев и его ученики полагали, что  внедрение НОТ и управления возможно и необходимо не только в технически оснащенном производстве, но и в "любом сарае", в самом "неустроенном медвежьем углу России", что в период доиндустриального уровня развития страны было крайне важно. Правда, этот тезис подвергался весьма резкой критике, ибо современники видели в нем попытку законсервировать техническую отсталость отечественного производства.

Гастев  не только искал пути рационализации трудовых движений и оптимальной  организации рабочего места, но пытался  активизировать работника, развить  в нем потребность к самосовершенствованию, привить каждому «организационно-трудовую бациллу». Этому должна была способствовать и разработанная им мето-дика быстрогообучения высококвалифицированных работников, позволявшая сократить сроки последнего в 6 раз (с 3-4 лет до 4-6 месяцев).


Еще одним направлением творчества Гастева  была разработка концепции узкой  базы, суть которой можно было выразить словами: "рабочий, который управляет  станком, есть директор предприятия, которое  известно под именем станка", и  закономерности управления последним можно распространить не только на предприятие, но и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли Гастева, действуют в следующем порядке: "расчет-установка-обработка-контроль-учет-систематика-расчет". Гастев распространял эту формулу на управление как вещами, так и людьми, поскольку считал, что, как и операции, производимые с помощью оборудования, труд любого работника может быть разложен на такого рода элементы, легко поддающиеся регулированию.

Идеи  Гастева составили основу предложенной им науки о труде и управлении - "социальной инженерии", в которой широко применялся математический аппарат, формулы и чертежи.

Исходным  пунктом "производственной трактовки" управленческих процессов Е.Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты, имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда. Розмирович понимала управление как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, планирующих, надзорных, контрольных, регулятивных действий и представляющий собой разновидность производственного. Управление можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственный процесс.

В свете такого подхода аппарат  управления рассматривался Розмирович как сложная машина или система машин, работа которой воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т. п.

По  мнению Розмирович и ее последователей, определенный уровень механизации  делает излишним руководство людьми, заменяя его управлением вещами, поэтому нужда в изучении социальных аспектов управления, как и самой науки управления, со временем отпадает. Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ведения делопроизводства и пр.

Представители социальных концепций управления:

Представителем  социального направления был  П.М. Керженцев (1881-1940), сформулировавший теорию организационной деятельности. Выделив в НОТ три объекта: труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.

Керженцев считал, что в работе по руководству  организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Керженцев был убежден, что процесс научной  организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.

Развитие  инициативы, по мнению Керженцева, приводит к тому, что "вместо прежних приказаний сверху создается особый вид руководства-подчинения, который выражается в известном согла-шении между высшей и низшей инстанцией".


В то же время  Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая ее в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации. Поскольку руководитель обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или наоборот посредственностями, правильный выбор самих руководителей, способных не выполнять работу подчиненных, а "каждого подчиненного поместить на подобающее место", становится важнейшей задачей.

Другой  сторонник социального подхода к управлению Н. А. Витке (даты жизни неизвестны) в своей социально-трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем.

Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации ("управление состоит в целесообразном сочетании людских воль").

По  мнению Витке, управление представляет собой единый це-лостныи процесс, чьи элементы соединяются с помощью  административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция. Причем значение этой функции и ее носителей - администраторов, "строителей людских отношений", с развитием производства должно увеличиваться.

Существо  административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в  создании благоприятной социально-психологической  атмосферы в производственных коллективах - "духа улья", чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.

Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям - носителям  административной функции. Среди них: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом "не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники".

Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф.Р. Дунаевского (1887-1960). Под административной емкостью Дунаевский понимал способность  управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном контроля.


Дунаевский  считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной емкости" центра. В связи с этим возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет "административную емкость" вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения.

По  мнению Дунаевского, трудности могут  быть преодолены или на основе тщательного  подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т. п., или расширения границ "административной емкости" с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.

В последующие годы в управленческих исследованиях стал абсолютно преобладать отраслевой или народно-хозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций они были сосредоточены на решении технических проблем. И лишь с начала 1960-х гг. начал постепенно возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) и, во-вторых, развертывание знаменитых «косыгинских» реформ. В их ходе предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчёта и экономических методов управления. В результате научных исследований сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бугаев В.П. , Бугаева Е.В. «Менеджмент» 2006.

2.  Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник 4-е изд, перераб. и доп.- М., 2006.

3.  Гончаров В.И. «Менеджмент» 2001

3. Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху.- М.: Наука, 2006.

3. Максимцов  М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А.  Менеджмент: Учебник для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

4. Райченко А.В.  Общий менеджмент: Учебник.- М. 2006.

5. Башин Ю.Б. Эволюция концепций социального управления // Социальная политика и социология.- 2006 .- №

6. Allbest.ru


Информация о работе Стили управления