Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:32, реферат
Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является:
видение предприятия в перспективе – представления его положения и состояния, как в разрезе внутреннего функционирования, так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной, политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы
Введение.
Стратегический менеджмент и его роль в системе управления организации.
Стратегия и основные принципы её формирования.
Виды стратегий предприятия.
Технология и этапы разработки стратегических управленческих решений.
Содержание:
Введение.
Введение.
Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.
Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является:
Стратегическое развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе.
3
1.1 Стратегия и основные принципы её формирования.
Под управлением вообще понимается
целенаправленное воздействие на объект
управления с целью его перевода
в новое состояние или
Возможны два механизма
В зависимости от преследуемой цели управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.
Элементы стратегического
Примером стратегических целей, ради
достижения которых волей или
неволей приходилось
Со временем мотивы объединения
людей в организации
4
Предпосылкой к осмыслению роли
и задач стратегического
Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий науки об управлении. Стратегическое управление — это не только установление параметров будущего состояния организации, но и прежде всего обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение выбранных целей.
В наше время ученые-экономисты в структуру стратегии включают:
Деятельность организаций
5
1.2 Виды стратегий предприятия.
В практике управления стратегии бывают как определенными, четко сформулированными руководством организации, так и неопределенными, не существующими в виде хорошо продуманных и принятых руководством организации формулировок. В основании этой классификации лежит уровень проработанности и осознанности руководством стратегии организации.
По характеру изменений, происходящих в деятельности организации, стратегии подразделяются на стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания.
Стратегия ограниченного роста более характерна для уже сложившихся организаций. Такие организации обладают, как правило, ресурсами, технологиями, менеджментом, достаточными для осуществления их деятельности. Стратегические цели в них формируются по принципу «от достигнутого» и не предполагают резких изменений в деятельности. Она более характерна для успешных организаций, которые, следуя известной поговорке, «от добра добра не ищут».
Стратегия роста закладывается в стратегических целях организации и может предполагать достижение существенно более значительных объемов производства продукции или оказания услуг, изменение профиля деятельности, переход на новые или расширение существующих рынков сбыта, внедрение новых технологий, переоснащение предприятия, расширение производства, существенное изменение структуры управления организацией и т.д.
Стратегия сокращения используется в
случаях, когда по тем или иным
причинам для руководства организации
более целесообразным представляется
уменьшение объемов производства или
оказываемых услуг, свертывание
какого-либо из направлений деятельности,
ликвидация организации. Для стратегии
сокращения характерно снижение уровня
целей по сравнению с тем, который
ставился ранее. Эта стратегия используется,
когда наблюдается общий
6
организации, а также в случае,
когда принимается
Часто целью стратегии сокращения могут быть преодоление финансовых трудностей, необходимость изыскания средств для создания новых производств, а также вложений в новые виды деятельности.
Стратегии развития организации различаются
и по их предназначению, по уровню, на
котором предполагается их использование.
Так, первый уровень выработки стратегии
— определение корпоративной
стратегии, используемой при управлении
развитием организаций, занятых
в нескольких областях деятельности;
компаний, занятых в нескольких сферах
бизнеса, и т.д. Второй уровень —
определение стратегии для
Различными могут быть стратегии
организаций, занятых в сфере
бизнеса, с точки зрения их поведения
в конкурентной борьбе. Известный
экономист М. Портер разработал модель
«пяти сил конкуренции», определяющих
возможность конкурентного
Наиболее опасна «прямая» конкуренция — конкуренция со стороны организаций, занятых в той же сфере бизнеса, поскольку внутри одного бизнеса, как правило, происходит жесткая конкуренция за рынки сбыта продукции и услуг. Чтобы учесть возможные потери доли рынка за счет захвата его прямыми конкурентами, проводятся специальные расчеты.
7
Целесообразно построение кривых замещения, позволяющих графически представить ожидаемое сокращение доли рынка за счет захвата его конкурентами.
Кроме того, необходимо принимать
во внимание возможную конкуренцию
со стороны товаров-заменителей, производимых
в смежных сферах бизнеса, которые
также могут отвоевать
Воздействие поставщиков на конкурентную ситуацию может оказываться за счет возможного сокращения доли поставок сырья, материалов, комплектующих, оборудования, технологий, энергетических ресурсов и т.д. Это может повлечь за собой сокращение объема производства или объема оказываемых организацией услуг фирмы — получателя поставок.
Воздействие покупателей на конкурентную ситуацию заключается в том, что именно они формируют спрос на продукцию или услуги, оказываемые организацией.
Проводя анализ, необходимо использовать такие технологические приемы, которые помогут предпринимателю верно оценить именно ту конкурентную ситуацию, в которой оказалась руководимая им организация.
Стратегии организаций различаются по способам достижения конкурентных преимуществ — глобальные стратегии (I); по управлению различными сферами деятельности — корпоративные, или портфельные, стратегии (II); по способу реакции на изменение внешних и внутренних условий функционирования организации — функциональные стратегии (III).
I. К этому виду относятся стратегии минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого реагирования.
8
II. Стратегия диверсификации предполагает расширение сфер деятельности организации, пополнение портфеля сфер бизнеса новыми. Это может происходить за счет слияния, приобретения организаций, создания организаций «с нуля», создания совместных организаций. При диверсификации могут быть достигнуты так называемые эффекты стратегического соответствия за счет объединения возможностей различных организаций, входящих в состав объединенной организации. Это может иметь место в области управления, производства, маркетинга, финансов.
Стратегия диверсификации бывает двух видов — стратегия связанной и несвязанной диверсификации. Стратегия связанной диверсификации предполагает, что в объединенной организации имеет место значительный эффект стратегического соответствия. Стратегия несвязанной диверсификации предполагает, что в объединенной организации эффект стратегического соответствия незначителен. Объединенные организации первого вида принято называть концернами, а второго — конгломератами.
При неблагоприятном развитии ситуации
концерны обладают меньшей степенью
риска серьезных потерь, поскольку
их деятельность в различных областях
мало взаимосвязана. В то же время
в конгломератах при
В практической деятельности также
можно встретить: стратегию откачки
капитала и ликвидации организации,
когда ход событий
9
III. К числу функциональных стратегий относятся наступательные и оборонительные. Наступательные стратегии в сфере бизнеса предполагают активность организаций в конкурентной борьбе с применением различных способов и приемов, таких, как использование сильных сторон конкурента, давление на слабые стороны конкурента, захват стратегических рубежей, партизанские нападения и т.д. В наступательной стратегии организацией могут быть использованы снижение цен, реклама, производство продукции с качествами, привлекательными для сегмента рынка, занятого конкурентом.
Так, помимо названных типов стратегий, существуют и другие. Стратегия вертикальной интеграции предполагает увеличение доли организации в цепочке от поставок сырья до поставок товаров потребителям. Чем большая часть этой цепочки будет контролироваться организацией, тем крепче окажутся ее позиции в конкурентной борьбе.
Различные стратегии используются организациями в зависимости от занимаемых ими позиций в своей области. Так, стратегия лидера отличается от стратегии аутсайдера. В частности, лидером могут использоваться стратегии ведения активной политики, стремление внедрять прогрессивные технологии, расширять производственную базу, увеличивать долю рынка, усложнять возможность входа в рынок потенциальным конкурентам, демонстрировать силу и оперативно реагировать на действия конкурентов и т.д.
Информация о работе Стратегический менеджмент и его роль в системе управления организации