Стратегический менеджмент на конкретном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Актуальность темы данной работы определяется тем, что стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Содержание работы

Введение…….…………….…………….…………….…………….…….
1. Описание предприятия…………….………….………….…………...4
2. Определение миссии предприятия………….………….…………….6
3. Определение целей предприятия………….………….………….…...7
4. Анализ внешней среды предприятия………….………….………….8
5. Управленческое обследование внутренней среды………….………12
6. SWOT-анализ предприятия………….………….………….…………14
7. Выбор стратегии развития предприятия………….………….………20
Заключение…….…………….…………….…………….……………….22
Список литературы………..………..………..………..………..………..

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 

Количественный PESTE-анализ представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

Количественный PESTE-анализ

Факторы

Важность для отрасли

Х

Влияние на организацию

Y

Направленность влияния

Z

Степень важности

 

S=X*Y*Z

Политические и правовые факторы

2

1

+1

+2

Экономические факторы

2

3

-1

-6

Социальные факторы 

1

1

+1

+1

Технологические и технические  факторы

2

2

+1

+4

Экологические факторы

2

1

-1

-2


 

Таким образом, анализ PESTE – факторов позволяет сделать  вывод о том, что в целом  влияние факторов внешней среды  косвенного воздействия носит в  целом довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для  ООО «Партнер» представляют экономические  факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию  умеренные возможности, которые  оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

 

5. Управленческое  обследование внутренней среды

 

Внутреннюю структуру организации  называют еще внутренней средой. К  ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

Таким образом, анализ внутренней среды  представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации  с целью определения сильных  и слабых сторон организации (представлено в рамках SWOT-анализа).

Кроме того, изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

Анализ организационной культуры компании в рамках обследования внутренней среды позволил выявить следующие  особенности:

Среди положительных черт организационной  культуры компании «Партнер» можно выделить:

1. Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;

2. Традицию отмечать День Рождения компании;

3. Наличие униформы (делового стиля одежды);

4. Символику предприятия, выпуск различной продукции с этой символикой: ручек, календарей больших и малых форматов, папок, бланков и др.;

5. Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);

6. Проведение мероприятий по совместному отдыху, в частности: юбилеи работников, выезды на природу, посещение группы здоровья, бассейна, солярия и др.

Также очень примечательным является и то, что большинство работников знают миссию, цель, стратегию и структуру своей организации, хотя информацию о них они получили из различных источников: чаще от коллег, чем от непосредственного руководства.

Конечно же, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижения эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:

1. Закреплённых письменно правил поведения;

2. Легенд и мифов  о компании;

3. Конкурсов профессионального  мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. SWOT-анализ  предприятия

 

Проведем стратегический анализ с помощью составления матрицы SWOT. Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.

Таблица 5

SWOT – анализ деятельности ООО «Партнер»

Сильные стороны

  1. Широкий ассортимент продукции
  2. Широкий рынок сбыта
  3. Комплексная поставка запасных частей
  4. Гибкая система скидок
  5. Удобные условия доставки товара клиенту
  6. Многовариантная оплата за поставку товара
  7. Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество
  8. Оказание консультационных и инженерных услуг
  9. Большой опыт в проведении всех видов ремонта техники, на которую предприятие поставляет запасные части
  10. Увеличение объёма рекламы
  11. Развитие собственного производства
  12. Гибкий производственный цикл
  13. Молодые, перспективные кадры
  14. Возможность обучения кадров
  15. Высокий образовательный уровень персонала
  16. Эффективная система мотивации сотрудников
  17. Деловая и профессиональная специализация
  18. Умение сотрудников работать в команде
  19. Разработка планов по комплексному обслуживанию предприятий
  20. Активное участие в общественной жизни г. Нижегородской области

Возможности

  1. Политическая стабильность
  2. Отсутствие роста ставки рефинансирования
  3. Относительная устойчивость национальной валюты
  4. Создание единых экономических пространств со странами СНГ
  5. Экономический рост металлургических отраслей
  6. Потребность заказчика в комплексных поставках
  7. Снижение таможенных пошлин
  8. Большой рынок рабочей силы высокой квалификации
  9. Большой выбор поставщиков
  10. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования

Слабые стороны

  1. Отсутствие маркетинговых исследований
  2. Высокие цены
  3. Недостаточно знаний о конкурентах
  4. Высокая текучесть кадров
  5. Невысокий уровень гибкости во взаимоотношениях сотрудников
  6. Ухудшение финансовой ситуации
  7. Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек
  8. Неэффективное использование ресурсов
  9. Кредитование предприятия связано с риском
  10. Затоваривание складов
  11. Значительный износ оборудования
  12. Недостаток квалифицированных рабочих

Угрозы

  1. Нестабильное финансовое положение заказчиков
  2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам
  3. Рост числа конкурентов
  4. Сезонность заказов
  5. Предпочтение заказчика иметь поставщика на близком расстоянии
  6. Нестабильность цен поставщиков
  7. Нестабильность поставок со стороны поставщиков
  8. Риск использования конкурентами современных технологий
  9. Повышение цен на энергоносители
  10. Повышение цен на транспортные перевозки
  11. Высокие налоги
  12. Критическое состояние производственной инфраструктуры
  13. Низкие темпы развития высокотехнологичного, трудо- и наукоемкого машиностроения
  14. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства
  15. Рост числа техногенных аварий

 

 

Оценим качественно и количественно выявленные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

Таблица 6

Количественный SWOT-анализ

Факторы

Важность

Влияние

Результат

Сильные стороны

1. Широкий ассортимент продукции 

3

3

9

2. Широкий рынок сбыта

3

3

9

3. Комплексная поставка запасных  частей

3

3

9

4. Гибкая система скидок

3

2

6

5. Удобные условия доставки товара  клиенту

2

2

4

6. Многовариантная оплата за  поставку товара

2

3

6

7. Внимательное отношение к заказчику  и долгосрочное сотрудничество

2

3

6

8. Оказание консультационных и инженерных услуг

2

2

4

9. Большой опыт в проведении  всех видов ремонта техники,  на которую предприятие поставляет  запасные части

3

3

9

10. Увеличение объёма рекламы

3

2

6

11. Развитие собственного производства

3

2

6

12. Гибкий производственный цикл

2

2

4

13. Молодые, перспективные кадры

3

3

9

14. Возможность обучения кадров

2

2

4

15. Высокий образовательный уровень  персонала

3

3

9

16. Эффективная система мотивации  сотрудников

3

2

6

17. Деловая и профессиональная специализация

3

3

9

18. Умение сотрудников работать  в команде

3

2

6

19. Разработка планов по комплексному  обслуживанию предприятий

3

2

6

20. Активное участие в общественной  жизни г. Нижегородской области

2

2

4

Итого/среднее

131/6,55

Слабые стороны

1. Отсутствие маркетинговых исследований

3

2

6

2. Высокие цены

2

2

4

3. Недостаточно знаний о конкурентах

3

2

6

4. Высокая текучесть кадров

2

1

2

5. Невысокий уровень гибкости  во взаимоотношениях сотрудников

2

2

4

6. Ухудшение финансовой ситуации

3

3

9

7. Снижение рентабельности деятельности  вследствие опережающего роста  издержек 

3

3

9

8. Неэффективное использование  ресурсов

3

3

9

9. Кредитование предприятия связано  с риском

3

2

6

10. Затоваривание складов

2

2

4

11. Значительный износ оборудования

3

2

6

12. Недостаток квалифицированных  рабочих 

2

2

4

Итого/среднее

69/5,75

Возможности

1. Политическая стабильность

2

1

2

2. Отсутствие роста ставки рефинансирования

3

3

9

3. Относительная устойчивость национальной  валюты

2

2

4

4. Создание единых экономических  пространств со странами СНГ

3

2

6

5. Экономический рост металлургических  отраслей

2

2

4

6. Потребность заказчика в комплексных  поставках

3

3

9

7. Снижение таможенных пошлин

3

3

9

8. Большой рынок рабочей силы  высокой квалификации

3

3

9

9. Большой выбор поставщиков

2

2

4

10. Появление современных технологий  производства и высокоэффективного  оборудования

3

3

9

Итого/среднее

73/7,3

Угрозы

1. Нестабильное финансовое положение  заказчиков

3

3

9

2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам

2

2

4

3. Рост числа конкурентов

2

1

2

4. Сезонность заказов

2

1

2

5. Предпочтение заказчика иметь  поставщика на близком расстоянии

2

3

6

6. Нестабильность цен поставщиков

2

2

4

7. Нестабильность поставок со  стороны поставщиков

3

3

9

8. Риск использования конкурентами  современных технологий

2

1

2

9. Повышение цен на энергоносители

2

2

4

10. Повышение цен на транспортные  перевозки

3

3

9

11. Высокие налоги

3

3

9

12. Критическое состояние производственной  инфраструктуры

2

3

6

13. Низкие темпы развития высокотехнологичного, трудо- и наукоемкого машиностроения

2

1

2

14. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства

2

2

4

15. Рост числа техногенных аварий

1

1

1

Итого/среднее

73/4,87


 

 

Таким образом, проведённый количественный SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что сильный стороны ООО «Партнер» и возможности среды позволят компании преодолеть её слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей, переходим к этапу установления связей между ними. Для этого создаётся матрица SWOT (таблица 7).

 

Таблица 7

Матрица SWOT, общий вид

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

поле С и В

поле С и У

Слабые стороны

поле Сл и В

поле Сл и У


 

Таблица 8

Стратегические и тактические  возможности ООО «Партнер»

Наименование комбинаций квадрантов SWOT-матрицы

Номера позиций в квадрантах комбинаций

Стратегические и тактические  возможности

Поле С и В

С1+С2+С3+С4+С5+С6+В3+В5+В7

1. Рост объёма поставок

2. Увеличение доли рынка

С11+С12+В10

1. Снижение зависимости от поставщиков

2. Расширение номенклатуры продукции

С11+С12+В6+В11

1. Рост объёмов производства

2. Более эффективное использование производственных мощностей

Поле Сл и В

Сл6+Сл7+В1+В2+В3+В4

1.Стабилизация финансового положения  предприятия

2. Обеспечение притока денежных  средств

Сл2+В3+В7

Увеличение валовой прибыли

Сл1+Сл3+Сл4+Сл12+В9

1. Создание эффективной маркетинговой службы ООО «Партнер», способной адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды

2. Сокращение уровня текучести  кадров и привлечение квалифицированных  специалистов.

Сл8+Сл11+В11

1. Повышение эффективности использования  ресурсов

2. Обновление оборудования

Поле С и У

С1+С2+С3+С4+С5+С6+С7+С8+С9+У1+У2+У3+У4+У5+У6+У7

Сохранение занимаемых позиций  и уровня конкурентоспособности

Поле Сл и У

Сл1+Сл2+Сл3+Сл10+У2+У3+У4

Интенсификация маркетинговых  усилий

Сл7+Сл8+У9+У10+У12

Повышение эффективности производственной деятельности


 

Именно данные комбинации компания должна использовать при разработке стратегии дальнейшего развития компании.

 

7. Выбор стратегии  развития предприятия

 

На основе анализа  состояния компании и ее стратегического  положения были выявлены следующие  проблемы организации:

1) Отсутствие маркетинговых исследований

2) Высокие цены

3) Недостаточно знаний о конкурентах

4) Высокая текучесть кадров

5) Невысокий уровень гибкости во взаимоотношениях сотрудников

6) Ухудшение финансовой ситуации

7) Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек

8) Неэффективное использование ресурсов

9) Кредитование предприятия связано с риском

10) Затоваривание складов

11) Значительный износ оборудования

12) Недостаток квалифицированных рабочих

Решение данных проблем возможно путем внедрения высокоэффективной стратегии развития предприятия в следующих направлениях:

- Рост объёма поставок

- Увеличение доли рынка

- Снижение зависимости от поставщиков

- Расширение номенклатуры продукции

- Более эффективное использование производственных мощностей

- Стабилизация финансового положения предприятия

- Обеспечение притока денежных средств

- Создание эффективной маркетинговой службы ООО «Партнер», способной адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды

- Сокращение уровня текучести кадров и привлечение квалифицированных специалистов.

- Повышение эффективности использования ресурсов

- Обновление оборудования

- Сохранение занимаемых позиций и уровня конкурентоспособности

- Интенсификация маркетинговых усилий

- Повышение эффективности производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе стратегического  анализа деятельности предприятия  можно сделать следующие выводы:

- сегодняшняя стратегия  предприятия достаточно приемлема  с учетом движущих сил рынка, но необходима ориентация стратегии на повышение эффективности деятельности фирмы в слабых элементах внутренней и внешней структуры;

Информация о работе Стратегический менеджмент на конкретном предприятии