Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.
Оказаться без стратегического управления — значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика, сущность стратегического менеджмента 5
Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная 9
Управление по целям, дерево целей 12
Заключение 15
Литература 18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

Введение 3

Общая характеристика, сущность стратегического менеджмента 5

Типы  стратегий: корпоративная, деловая, функциональная 9

Управление  по целям, дерево целей                                                        12

Заключение                                                                                                 15

Литература  18

 

  1. Введение

 

Чрезвычайно быстрые изменения  деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегическое управление организацией для российской экономики — новое, непривычное направление. Необходимость  в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических  преобразований, результатом которых  стал переход от плановой экономики  с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой  организации и предприятия различных  форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность. До перехода на рыночную экономику  в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в  рамках которых осуществлялось оперативное  управление различными видами и областями  деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие  субъекты оказались вне стратегического  управления.

Стратегический менеджмент как  концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иным грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.

Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика

стратегического менеджмента достаточно индивидуальна, поэтому его трудно изучать и преподавать.

Стратегия является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе.

Стратегия должна стать «"нитью  времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».1

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.2

Стратегия выступает не только в  качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Формирование стратегии – это  одна из функций управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегическое управление — это  подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию и реализации стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем  самым создать возможность своевременной  ответной реакции организации на изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Оказаться без стратегического  управления — значит, подвергнуть  риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное  стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней  по отрасли. Успех предприятия это целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

 

 

  1. Общая характеристика, сущность стратегического менеджмента.

 

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

«Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».

«Стратегическое управление— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».3

Термин «стратегическое управление»  был введен в обиход на стыке 60 - 70-х  гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства.

Стратегическое управление - это  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал  как на основу организации, ориентирует  производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, в соответствии с изменениями  окружающей среды и позволяющее  добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры  должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

Основами стратегического управления являются:

  • Анализ внешней среды организации;
  • Внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
  • Определение миссии и целей организации;
  • Разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
  • Разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;
  • Реализация стратегии;
  • Оценка результатов и обратная связь.

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и  для выработки стратегий.

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

  • Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
  • Конкурентная среда. Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
  • Анализ внутренней среды. Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из процессов стратегического  управления, состоит из трех подпроцессов - определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его  существования - обозначается как его  миссия. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и  ориентиры для определения целей  и стратегий на различных организационных  уровнях. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве  случаев представляет один из планов организации, который следует завершить  в пределах года.

Выбор стратегии. Этот процесс считается  ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов  организация определяет, как она  будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Определение стратегии для фирмы  принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится  фирма. Однако существуют некоторые  общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие  рамки, в которые вписываются  стратегии.

При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке: какой  бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как  именно он в случае успешного осуществления  приводит фирм достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Оценка и контроль выполнения стратегий  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целями организации.

Основными задачами любого контроля являются:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонами;
  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
  • корректировка, если она необходима и возможна.

Информация о работе Стратегический менеджмент