Стратегический, оперативный уровни управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время достаточно актуальной темой является многогранная сфера деятельности - менеджмент, от которой в значительной мере зависят эффективность производства и качество обслуживания населения. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений.











Введение
В настоящее время достаточно актуальной темой является многогранная сфера деятельности - менеджмент, от которой в значительной мере зависят эффективность производства и качество обслуживания населения. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Но следует помнить, что труд менеджера настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы менеджера.
В рабочем процессе любого руководителя непременно возникают ситуации, когда необходимо принимать какие-то решения. Можно и не знать как правильно, по-научному, называются ступени управления компанией или вверенным отделом, важнее умело применять на практике навыки, знания и опыт.
В России и станах СНГ на рынке труда сложилась интересная ситуация, когда 80% ТОП-менеджеров не имеют базового теоретического образования, не заканчивали вузов и школ МВА, получают свои «университеты» на практике, часто «методом тыка».

Содержание работы

Введение
1. Стратегическое управление в системе менеджмента
2. Основные функции и принципы оперативного управления
3. Особенности тактического управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

уровни управления 2.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)
  • полное отсутствие стратегии, миссии, стандартов качества работы;
  • отсутствие маркетинга;
  • отсутствие обратной связи с производством;
  • отсутствие грамотно выстроенной логистики
  • и многие другие «отсутствия». При этом предприятие живет уже пятый десяток лет, хотя с трудом выдерживает мощную конкуренцию со стороны частных небольших компаний в этом сегменте рынка.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:

  • инновационный характер;
  • направленность на перспективные цели и возможности;
  • сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
  • субъективность оценки;
  • необратимость и высокая степень риска.

Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Приведём основные из них.

Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации.

Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.

Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов.

Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления. Ховард К. Коротков Э. Принципы менеджмента. М . -2000.[18]

Пример:

На основании анализа финансового состояния фирмы принимаются решения об увеличении (уменьшении, снятии с продажи) производимой продукции, о привлечении дополнительных работников или об их сокращении.

 

 

  1. Основные функции и принципы оперативного управления

 

Оперативное управление – решение ежедневных, текущих задач. Это управление состоит из оперативного планирования, учета и контроля. Делится по отраслям и службам:

  • оперативное управление организацией,
  • производством,
  • финансами,
  • закупками,
  • сбытом,
  • продажами,
  • запасами и т.д.

Цель оперативного управления предприятием обеспечить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает:

  • определение партии единовременно изготовляемой продукции;
  • оперативное планирование места и времени выполнения процесса изготовления продукции;
  • координирование прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов
  • установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль над их соблюдением;
  • обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе;
  • размещение заказов на материалы.

Традиционно повелось, что под оперативным управлением всегда понимался авральный или хаотический процесс внедрения решений. Современный подход к этому виду управления, включающий в себя четкие инструменты и комплекс информационной системы, поставил все процессы оперативки «с головы на ноги».

Все применяемые методы оперативного управления делятся на:

    1. Оперативное планирование:
  • составление плана, нацеленного на конкретные результаты;
  • поиск способов снижения затрат для повышения прибыли компании;
  • согласование взаимодействия всех структур, задействованных в планировании;
  • разработка критериев для оценки результативности выполнения оперативного плана.
    1. Оперативный учет управления:
  • различные инструменты фактического исполнения намеченного плана;
  • распределение функциональных обязанностей, согласно степени ответственности руководителей и исполнителей за результат;
  • система внедренного документооборота.
    1. Оперативный контроль:
  • организация ежедневной работы с подчиненными;
  • инструменты для замера эффективного исполнения выполненной работы;
  • использование правил постановки задач, проверка их должного выполнения.

Оперативное управление – это то, что каждый сотрудник, каждый руководитель делает «здесь и сейчас». Это рутина, будни, без которых невозможно достичь никаких серьезных результатов. Делать это каждый день необходимо, однако зацикливаться только на оперативке неразумно: так можно ни карьеры не построить, ни компанию в лидеры рынка не вывести.

Потому важно дочитать эту статью до конца и выбрать для себя пару стратегических целей и разработать ежедневное оперативное управление по их достижению.

Оперативное управление предприятием - основной элемент рациональной организации управления всей деятельностью предприятия. Оно объединяет и охватывает все стороны организации предприятия, являясь средством координации, обеспечивающим рациональное управление. Без него деятельность предприятия не может быть достаточно эффективной.

Важнейшие функции оперативного управления предприятием:

  • координация и контроль над функционированием всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов, выдачу их в производство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления;
  • подготовка заказов включает подготовку и распределение всей необходимой документации;
  • календарное планирование -- установление сроков подготовки и выполнения каждого задания;
  • организация производственного процесса -- научно обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлены деталь, узел или все изделие в соответствии с заданными чертежами;
  • контроль издержек производства -- анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлением или сборкой заказанных изделий;
  • контроль и регулирование запасов -- обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время;
  • диспетчеризация -- регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.

Важнейшие принципы оперативного управления предприятием следующие:

1. Определение  типа производства схемой управления  предприятием, а не изготовляемой  продукции. Например, заводу, изготовляющему  в большом количестве небольшие  электродвигатели мощностью до 1 л.с., требуется одна система оперативного управления, а выпускающему крупные электродвигатели для прокатных станов - другая, хотя оба завода производят, казалось бы, одинаковую продукцию - электродвигатели.

2. Основной  признак, определяющий схему организации  управления - многодетальность изделий. Так, для завода, выпускающего ежегодно шесть турбин, каждая из которых состоит из 20 тыс. деталей, нужна сложная система оперативного управления производством, а заводу, изготовляющему 10 тыс. поршней в час, - очень простая. Количество деталей изготовляемого изделия больше всего влияет на затраты, связанные с осуществлением оперативного управления производством.

3. Сложность  системы оперативного управления  производством прямо пропорциональна числу сборочных узлов.

4. Независимость  степени сложности системы оперативного  управления производством от  размеров предприятия или производственного  подразделения. Например, небольшой  завод, выпускающий несколько специальных  турбогенераторов, нуждается в довольно  сложной системе управления производством, в то время как очень крупному  заводу, изготовляющему большое  количество стиральных машин  или радиоприемников, требуется  гораздо более простая система  управления.

5. Выделение  постоянных и переменных расходов  при подготовке первичных документов. Постоянные расходы (или их долю) можно многократно использовать  при повторении заказа или  его части.

6. Оперативное  управление должно носить предупредительный  характер, а не заключаться в  регистрации свершившихся фактов. Билльманн В. Основы управления предприятием: Пер. с нем. /Под ред. В.А. Антонова. М.: ТЕИС, 2002.[3]

Организация работы по оперативному управлению предприятием зависит от размеров и производственной структуры предприятия, от типа организации производства и характера технологического процесса.

Вопросами оперативного управления предприятием на небольшой фирме, не имеющей производственных подразделений, занимается инженер по оперативному руководству предприятием. При более крупных масштабах производства, на предприятиях со многими производственными подразделениями каждое из них обычно имеет своего руководителя по оперативному управление предприятием. В крупной фирме или в производственном отделении создается отдел оперативного управления производством. Он осуществляет координацию и контакты между производственными цехами и отделом сбыта и служит источником информации, поступающей в цехи или, наоборот, направляемой заказчикам через отдел сбыта.

Пример:

Некоторые учетные задачи: учет количества проданной продукции; учет затрат времени, сырья и материалов при выполнении отдельных производственных операций; учет произведенной продукции; бухгалтерский учет и т.д.

Пользователи ИАСУ этого уровня - исполнители и менеджеры низшего звена (бригадиры, инженеры, ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.). Основная задача - оперативное реагирование на изменение ситуации. На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры-специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

Пример:

Главный инженер организации (менеджер-специалист) передал часть своих функций менеджерам среднего уровня, например главному энергетику, главному механику, главному электрику, оставив, за собой общие функции управления этими службами, не вмешиваясь в их деятельность на оперативном уровне.

 

 

  1. Особенности тактического управления

 

Тактическое (ситуационное) управление - процесс определения и достижения краткосрочных целей организации, в котором используются различные стили руководства в зависимости от особенностей подчиненного и конкретной ситуации.

Под тактическим управлением понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Тактическое управление касается глобальных планов, возникших при стратегическом управлении, и преобразовывает их в самостоятельные части планирования. Это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Как правило, проводится высшим и средним руководящими звеньями предприятия.

Процесс тактического управления состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий.

Довольно часто руководители не видят разницы между тактическим и стратегическим управлением, путают тактику с оперативной, каждодневной работой. Тактическое управление подразумевает форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели.

Простейший пример: руководитель решает создать профессиональный отдел продаж для того, чтобы выйти в лидеры рынка и значительно увеличить поток прибыли. Почему-то такой шаг принято считать стратегией, тогда как, на самом деле, это тактика – способ достижения серьезной цели (в данном случае цель – увеличение доли рынка). Любой способ достижения больших целей и называется тактикой.

Информация о работе Стратегический, оперативный уровни управления