Стратегическое и оперативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Содержание работы

1 – Стратегическое планирование……………………………………………….3
1.1 – Процесс стратегического планирования………………………………5
1.2 – Основные стратегии организации……………………………………..8
1.3 – Реализация стратегического плана…………………………………...11
1.4 – Оценка стратегического плана………………………………………..11
1.5 – Стратегическое рыночное планирование………………………….....13
1.6 – Выбор стратегии……………………………………………………….18
2 – Оперативное планирование…………………………………………............20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Семестровая.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

Кафедра «Автомобильный транспорт»

 

 

Семестровая работа

 

по дисциплине «Производственный менеджмент»

на тему: «Стратегическое планирование. Оперативное планирование»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. АТ – 316

Сарбаев Д. С.

Проверил: ст. пр.    
           Фирсова С. Ю.                            

 

 

 

 

Волгоград 2013

Содержание

1 – Стратегическое  планирование……………………………………………….3

1.1 – Процесс  стратегического планирования………………………………5

1.2 – Основные  стратегии организации……………………………………..8

1.3 – Реализация  стратегического плана…………………………………...11

1.4 – Оценка  стратегического плана………………………………………..11

1.5 – Стратегическое  рыночное планирование………………………….....13

1.6 – Выбор  стратегии……………………………………………………….18

2 – Оперативное  планирование…………………………………………............20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегическое планирование

 

Стратегическое  планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

 

Стратегическое  планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:

  • распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);
  • адаптация к внешней среде;
  • внутренняя координация;
  • осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

 

Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

 

Ключевые моменты  стратегического планирования:

  • стратегия разрабатывается высшим руководством;
  • стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;
  • стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;
  • планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

 

 

    1.  Процесс стратегического планирования

Выделяют следующие  этапы стратегического планирования:

Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования. Сеть ресторанов быстрого питания «Бюргер Кинг» предоставляет людям недорогую пищу быстрого приготовления. Это реализуется в ценовой политике компании. Например, гамбургеры должны продавать не за 10, а за 1,5 долл.

 

Формулировку  миссии можно производить на основании  вопросов:

  • Какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
  • Какова внешняя среда фирмы, определяющая ее рабочие принципы?
  • Какого типа рабочий климат внутри фирмы, культура организации?

 

Миссия способствует созданию клиентов и удовлетворению их потребностей. Миссию нужно искать в окружающей среде. Сведение миссии предприятия до «получения прибыли» сужает сферу ее деятельности, ограничивает возможность руководства изучать альтернативы для принятия решений. Прибыль — необходимое условие существования, внутренняя потребность компании.

 

Часто миссия отвечает на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности  наших клиентов мы можем удовлетворить?

 

Характер руководителя накладывает отпечаток на миссию организации.

Цели — вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений.

 

 

Характеристики  целей:

  • должны быть конкретными и измеримыми;
  • ориентированы во времени (сроки выполнения);
  • должны быть достижимыми.

 

Оценка  и анализ внешней среды. Необходимо оценить воздействующие изменения на организацию, угрозы и конкуренцию, возможности. Здесь действуют факторы: экономические, рыночные, политические и др.

 

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Полезно сконцентрировать внимание на пяти функциях для обследования: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.

 

Изучение  стратегических альтернатив. Следует подчеркнуть, что схема стратегического планирования компании является замкнутой. Миссия и процедуры других этапов следует постоянно изменять в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой.

 

    1.  Основные стратегии организации

Ограниченный  рост. Применяется в зрелых отраслях, при удовлетворении настоящим состоянием компании, низкий риск.

 

Рост. Состоит в ежегодном значительном повышении показателей предыдущего периода. Достигается посредством внедрения новых технологий, диверсификации (расширение ассортимента) товаров, захвата новых смежных отраслей и рынков, слияния корпораций.

 

Сокращение. Согласно данной стратегии устанавливается уровень ниже достигнутого в прошлом. Варианты реализации: ликвидация (распродажа активов и запасов), отсечение лишнего (продажа подразделений), сокращение и переориентация (сократить часть деятельности).

 

Сочетание вышеуказанных стратегий.

 

Существуют  различные методы выбора стратегий.

Широко распространена Матрица BCG (разработчик — Бостонская консалтинговая группа, 1973). С ее помощью можно определить положения компании и ее изделий с учетом возможностей отрасли (рис. 1).


 

 

 

 

 

  Рис. 1 –  Матрица BCG

Как пользоваться моделью?

Матрица BCG, разработанная  одноименной консалтинговой компанией, в 1970 г. г. широко применялась в практике.

 

Основное внимание в данном методе уделено потоку денежной наличности, направляемой (потребляемой) в отдельной бизнес-области компании. Причем предполагается, что на этапе развития и роста любая компания поглощает денежную наличность (инвестиции), а на этапе зрелости и заключительной стадии — приносит (генерирует) положительный денежный поток. Для успеха денежную массу, полученную от зрелого бизнеса, необходимо вложить в растущий бизнес, чтобы и в дальнейшем получать прибыль.

 

В основе матрицы  лежит эмпирическое предположение, что более прибыльна та компания, которая имеет больший размер. Эффект снижения затрат на единицу  продукции при росте размера  фирмы подтверждается многими американскими  компаниями. С помощью матрицы производится анализ портфеля (набора) производимой продукции с целью выработки стратегии о дальнейшей судьбе продуктов.

 

Структура матрицы BCG. По оси абсцисс откладывается  отношение объема продаж (иногда стоимости  активов) фирмы в соответствующей  бизнес-области к общему объему продаж в данной области у ее крупнейшего конкурента (лидера в этом бизнесе). Если компания сама лидер — тогда к первому следующему за ней конкуренту. В оригинале шкала логарифмическая от 0,1 до 10. Соответственно выявляются слабые (меньше 1) и сильные конкурентные позиции продукта фирмы.

 

По оси ординат  оценка производится за последние 2-3 года, можно взять средневзвешенное значение объемов производства в год. Также  необходимо учитывать инфляцию. Далее  на основании вариантов стратегий выбирается направление вложения денежных средств.

 

«Звезды». Приносят высокие прибыли, но требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличить долю на рынке.

 

«Дойные коровы». Приносят стабильный доход, но поток наличности может внезапно закончиться из-за «смерти» продукта. Не требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличивать долю рынка.

«Знаки  вопроса». Необходимо их двигать в сторону «звезд», если требуемый для этого объем инвестиций приемлем для компании. Стратегия: сохранение или увеличение, или сокращение доли рынка.

 

«Собаки». Могут быть значимыми в случае занятия узкоспециализированной ниши на рынке, иначе требуют инвестиций для увеличения доли рынка. Возможно, вообще необходимо отказаться от производства этого продукта. Стратегия: довольствоваться положением либо сокращать, либо ликвидировать долю на рынке.

 

Вывод: матрица BCG позволяет позиционировать каждый вид продукции и принять по ним определенную стратегию.

 

SWOT-анализ

Данный метод  позволяет установить связь между  сильными и слабыми сторонами фирмы и внешними угрозами и возможностями, т. е. связь между внутренней и внешней средой компании.

 

Сильные стороны: компетентность, адекватные финансовые ресурсы, репутация, технология. Слабые стороны: устаревшее оборудование, низкая прибыльность, недостаточное представление о рынке. Возможности: выход на новые рынки, расширение производства, вертикальная интеграция, растущий рынок. Угрозы: новые конкуренты, товары-заменители, замедление темпа роста рынка, изменение вкусов покупателей.

 

Возможности могут  переходить в угрозу (в случае использования  конкурентом ваших возможностей). Угроза — в возможность, если конкуренты не смогли преодолеть угрозу.

    1. Реализация стратегического плана

Стратегическое  планирование имеет смысл тогда, когда оно реализуется. Любая стратегия имеет под собой определенные цели. Но их нужно каким-то образом реализовывать. Для этого существуют определенные методы. На вопрос: «как достигнуть целей компании?» как раз и отвечает стратегия. По своей сути она является методом достижения цели. 
 
Тактика — это конкретный ход. Например, реклама пленки «фотомат», которая согласуется со стратегией компании по продвижению 35-миллиметровой пленки на рынок.

 
Существуют проблемы по исполнению правил и процедур. Конфликт может  возникнуть из-за методов предоставления сотрудникам информации о новых правилах в компании. Необходимо не заставить, а убедить сотрудника в том, что новое правило позволит наиболее эффективно выполнять данную работу.

Методы реализации стратегии: бюджеты и управление по целям.

 

Бюджетирование. Бюджет — план распределения ресурсов на будущие периоды. Этот метод дает ответ на вопросы, какие средства имеются и как их использовать. Первый шаг — выразить в числовой форме цели и количество ресурсов. А. Мескон выделяет 4 этапа составления бюджета: определение объема продаж, оперативные сметы по отделам и подразделениям, проверка и корректировка оперативных смет на основе предложений высшего руководства, составление итогового бюджета по статьям поступления и использования ресурсов.

 
Управление по целям — MBO (Management by Objectives). Впервые применил этот метод Питер Друкер. МакГрегор говорил о необходимости разработки системы контрольных показателей, чтобы затем сравнивать результаты работы руководителей всех звеньев с данными контрольными цифрами.

 

Четыре этапа MBO:

  • Выработка четких, кратко сформулированных целей.
  • Разработка реалистичных планов их достижения.
  • Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
  • Корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

 

Этап 1. Выработка целей. Цели нижестоящего уровня в структуре компании вырабатываются на основе вышестоящего уровня, на основе стратегии. Все участвуют в выработке целей. Необходим двусторонний обмен информацией.

 

Этап 2. Планирование действий. Как достигнуть целей?

 

Этап 3. Проверка и оценка. После установленного в плане периода времени определяются: степень достижения целей (отклонения от контрольных показателей), проблемы, помехи при их реализации, вознаграждение за эффективную работу (мотивация).

 

Этап 4. Корректировка. Определим, какие цели не были достигнуты и установим причину этого. Затем решается, какие следует принять меры для корректировки отклонений. Существует два пути: корректировка методов выполнения целей, корректировка целей.

 

Обоснованность  и эффективность MBO доказывается более  высокой производительностью людей, имеющих конкретные цели и информацию о результатах их работы. К недостаткам  внедрения MBO относится большое увлечение  формулировкой целей.

Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование