Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:23, реферат
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
1 – Стратегическое планирование……………………………………………….3
1.1 – Процесс стратегического планирования………………………………5
1.2 – Основные стратегии организации……………………………………..8
1.3 – Реализация стратегического плана…………………………………...11
1.4 – Оценка стратегического плана………………………………………..11
1.5 – Стратегическое рыночное планирование………………………….....13
1.6 – Выбор стратегии……………………………………………………….18
2 – Оперативное планирование…………………………………………............20
Список литературы………………………………………………………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра «Автомобильный транспорт»
Семестровая работа
по дисциплине «Производственный менеджмент»
на тему: «Стратегическое планирование. Оперативное планирование»
Выполнил: ст. гр. АТ – 316
Сарбаев Д. С.
Проверил: ст. пр.
Фирсова С.
Ю.
Волгоград 2013
Содержание
1 – Стратегическое
планирование………………………………………………
1.1 – Процесс
стратегического планирования……
1.2 – Основные
стратегии организации………………………
1.3 – Реализация
стратегического плана………………………
1.4 – Оценка стратегического плана………………………………………..11
1.5 – Стратегическое
рыночное планирование………………………
1.6 – Выбор
стратегии………………………………………………………
2 – Оперативное
планирование…………………………………………..
Список литературы…………………………………
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.
Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Ключевые моменты стратегического планирования:
Выделяют следующие этапы стратегического планирования:
Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования. Сеть ресторанов быстрого питания «Бюргер Кинг» предоставляет людям недорогую пищу быстрого приготовления. Это реализуется в ценовой политике компании. Например, гамбургеры должны продавать не за 10, а за 1,5 долл.
Формулировку миссии можно производить на основании вопросов:
Миссия способствует
созданию клиентов и удовлетворению
их потребностей. Миссию нужно искать
в окружающей среде. Сведение миссии
предприятия до «получения прибыли»
сужает сферу ее деятельности, ограничивает
возможность руководства изучат
Часто миссия отвечает на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?
Характер руководителя накладывает отпечаток на миссию организации.
Цели — вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений.
Характеристики целей:
Оценка и анализ внешней среды. Необходимо оценить воздействующие изменения на организацию, угрозы и конкуренцию, возможности. Здесь действуют факторы: экономические, рыночные, политические и др.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Полезно сконцентрировать внимание на пяти функциях для обследования: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
Изучение стратегических альтернатив. Следует подчеркнуть, что схема стратегического планирования компании является замкнутой. Миссия и процедуры других этапов следует постоянно изменять в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой.
Ограниченный рост. Применяется в зрелых отраслях, при удовлетворении настоящим состоянием компании, низкий риск.
Рост. Состоит в ежегодном значительном повышении показателей предыдущего периода. Достигается посредством внедрения новых технологий, диверсификации (расширение ассортимента) товаров, захвата новых смежных отраслей и рынков, слияния корпораций.
Сокращение. Согласно данной стратегии устанавливается уровень ниже достигнутого в прошлом. Варианты реализации: ликвидация (распродажа активов и запасов), отсечение лишнего (продажа подразделений), сокращение и переориентация (сократить часть деятельности).
Сочетание вышеуказанных стратегий.
Существуют различные методы выбора стратегий.
Широко распространена Матрица BCG (разработчик — Бостонская консалтинговая группа, 1973). С ее помощью можно определить положения компании и ее изделий с учетом возможностей отрасли (рис. 1).
Рис. 1 – Матрица BCG
Как пользоваться моделью?
Матрица BCG, разработанная одноименной консалтинговой компанией, в 1970 г. г. широко применялась в практике.
Основное внимание в данном методе уделено потоку денежной наличности, направляемой (потребляемой) в отдельной бизнес-области компании. Причем предполагается, что на этапе развития и роста любая компания поглощает денежную наличность (инвестиции), а на этапе зрелости и заключительной стадии — приносит (генерирует) положительный денежный поток. Для успеха денежную массу, полученную от зрелого бизнеса, необходимо вложить в растущий бизнес, чтобы и в дальнейшем получать прибыль.
В основе матрицы лежит эмпирическое предположение, что более прибыльна та компания, которая имеет больший размер. Эффект снижения затрат на единицу продукции при росте размера фирмы подтверждается многими американскими компаниями. С помощью матрицы производится анализ портфеля (набора) производимой продукции с целью выработки стратегии о дальнейшей судьбе продуктов.
Структура матрицы BCG. По оси абсцисс откладывается отношение объема продаж (иногда стоимости активов) фирмы в соответствующей бизнес-области к общему объему продаж в данной области у ее крупнейшего конкурента (лидера в этом бизнесе). Если компания сама лидер — тогда к первому следующему за ней конкуренту. В оригинале шкала логарифмическая от 0,1 до 10. Соответственно выявляются слабые (меньше 1) и сильные конкурентные позиции продукта фирмы.
По оси ординат оценка производится за последние 2-3 года, можно взять средневзвешенное значение объемов производства в год. Также необходимо учитывать инфляцию. Далее на основании вариантов стратегий выбирается направление вложения денежных средств.
«Звезды». Приносят высокие прибыли, но требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличить долю на рынке.
«Дойные коровы». Приносят стабильный доход, но поток наличности может внезапно закончиться из-за «смерти» продукта. Не требуют больших инвестиций. Стратегия: сохранить или увеличивать долю рынка.
«Знаки вопроса». Необходимо их двигать в сторону «звезд», если требуемый для этого объем инвестиций приемлем для компании. Стратегия: сохранение или увеличение, или сокращение доли рынка.
«Собаки». Могут быть значимыми в случае занятия узкоспециализированной ниши на рынке, иначе требуют инвестиций для увеличения доли рынка. Возможно, вообще необходимо отказаться от производства этого продукта. Стратегия: довольствоваться положением либо сокращать, либо ликвидировать долю на рынке.
Вывод: матрица
BCG позволяет позиционировать
SWOT-анализ
Данный метод позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами фирмы и внешними угрозами и возможностями, т. е. связь между внутренней и внешней средой компании.
Сильные стороны: компетентность, адекватные финансовые ресурсы, репутация, технология. Слабые стороны: устаревшее оборудование, низкая прибыльность, недостаточное представление о рынке. Возможности: выход на новые рынки, расширение производства, вертикальная интеграция, растущий рынок. Угрозы: новые конкуренты, товары-заменители, замедление темпа роста рынка, изменение вкусов покупателей.
Возможности могут
переходить в угрозу (в случае использования
конкурентом ваших
Стратегическое
планирование имеет смысл тогда,
когда оно реализуется. Любая стратегия
имеет под собой определенные цели. Но
их нужно каким-то образом реализовывать.
Для этого существуют определенные методы.
На вопрос: «как достигнуть целей компании?»
как раз и отвечает стратегия. По своей
сути она является методом достижения
цели.
Тактика — это
конкретный ход. Например, реклама пленки
«фотомат», которая согласуется со стратегией
компании по продвижению 35-миллиметровой
пленки на рынок.
Существуют проблемы по исполнению
правил и процедур. Конфликт может
возникнуть из-за методов предоставления
сотрудникам информации о новых правилах
в компании. Необходимо не заставить, а
убедить сотрудника в том, что новое правило
позволит наиболее эффективно выполнять
данную работу.
Методы реализации стратегии: бюджеты и управление по целям.
Бюджетирование. Бюджет — план распределения ресурсов на будущие периоды. Этот метод дает ответ на вопросы, какие средства имеются и как их использовать. Первый шаг — выразить в числовой форме цели и количество ресурсов. А. Мескон выделяет 4 этапа составления бюджета: определение объема продаж, оперативные сметы по отделам и подразделениям, проверка и корректировка оперативных смет на основе предложений высшего руководства, составление итогового бюджета по статьям поступления и использования ресурсов.
Управление по целям — MBO (Management by Objectives). Впервые
применил этот метод Питер Друкер. МакГрегор
говорил о необходимости разработки системы
контрольных показателей, чтобы затем
сравнивать результаты работы руководителей
всех звеньев с данными контрольными цифрами.
Четыре этапа MBO:
Этап 1. Выработка целей. Цели нижестоящего уровня в структуре компании вырабатываются на основе вышестоящего уровня, на основе стратегии. Все участвуют в выработке целей. Необходим двусторонний обмен информацией.
Этап 2. Планирование действий. Как достигнуть целей?
Этап 3. Проверка и оценка. После установленного в плане периода времени определяются: степень достижения целей (отклонения от контрольных показателей), проблемы, помехи при их реализации, вознаграждение за эффективную работу (мотивация).
Этап 4. Корректировка. Определим, какие цели не были достигнуты и установим причину этого. Затем решается, какие следует принять меры для корректировки отклонений. Существует два пути: корректировка методов выполнения целей, корректировка целей.
Обоснованность
и эффективность MBO доказывается более
высокой производительностью
Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование