Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 06:12, отчет по практике
При осуществлении в нашей стране трудной, во многом противоречивой, но исторически необходимой реформы в социальной, политической и экономической жизни возникает масса сложных проблем. Одна из них - как предвидеть опасности и возможности и как выработать хозяйственную политику и стратегию? Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены, все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно-обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
Процесс разработки стратегии развития требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс разработки стратегии развития нужно организовать и формализовать.
Как известно, руководители
среднего звена весьма неохотно отвлекаются
на решение стратегических задач. Все
свое рабочее время они затрачивают
на оперативные вопросы, от которых
зависят ближайшие результаты их
деятельности и соответствующее
поощрение. Вместе с тем многие ценные
идеи стратегического характера
выдвигались людьми, которые никогда
ранее этими вопросами не занимались.
Формализация процесса разработки стратегии
развития и включение в функциональные
обязанности руководителей
В принципе, процесс разработки
стратегии развития мало, чем отличается
от процесса принятия решений. Здесь
также нужно не просто принимать
решения, но и постоянно решать задачи,
связанные с выбором
Модели процесса разработки
стратегии развития представляют различную
степень агрегирования и
Процесс разработки стратегии развития встречает ряд сложностей при его освоении.
Основная трудность связана
с тем, что процесс принятия предварительных
решений находится в
Следующая проблема связана
с тем, что организации обычно
не располагают необходимой для
эффективного стратегического планирования
информацией ни о себе, ни о внешнем
окружении. К тому же, как правило,
отсутствуют у них и
Рассмотрим содержание отдельных этапов процесса разработки стратегии развития, представленные на рисунке 2.
Здесь остановимся на некоторых принципиальных моментах взаимосвязи миссии и целей со стратегией организации.
Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при разработки стратегии развития. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Организация должна искать
свою миссию во внешнем окружении, так
как только постоянное поддержание
социальной значимости обеспечивает ей
выживание и эффективное
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. При этом учитываются ценности и цели, на которые ориентируется высшее руководство. Высшее руководство длительное время сохраняет верность определенным ценностям, которая проявляется в выборе типа управления, а также в целях организации.
Важно подчеркнуть, что цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если они правильно сформулированы, эффективно представлены, а руководство информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Рис 2 - Схема анализа внешних опасностей и возможностей
Анализ внешней среды
служит инструментом, при помощи которого
разработчики стратегии контролируют
внешние по отношению к организации
факторы с целью предвидеть потенциальные
угрозы и вновь открывающиеся
новые возможности. Анализ внешней
среды позволяет организации
своевременно спрогнозировать появление
угроз и возможностей, разработать
ситуационные планы на случай возникновения
непредвиденных обстоятельств, разработать
стратегию, которая позволит организации
достигнуть целей и превратить потенциальные
угрозы в выгодные возможности. Схема
анализа внешней среды
Угрозы и возможности могут проявляться в семи областях вешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу. Исследование этих групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации.
Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".
Понятие "конкурентная борьба"
включает в себя способы поведения
отдельных фирм на рынке, а "конкурентный
рынок" - параметры инфраструктуры
рынка и товары, оказывающие влияние
на условия реализации своего товара
и его цену. К этим условиям относятся
количество конкурирующих фирм, прогрессивность
технологий, реклама, условия поставок
и фирменного обслуживания, гарантии
качества и безопасности использования
товара и др. Чем меньше отдельные
фирмы оказывают влияние на рынок,
где они реализуют свой товар,
тем более конкурентным считается
рынок. Наивысшая степень
Как известно, для рыночных отношений характерны теоретически возможные рыночные структуры:
1) совершенная конкуренция,
2) монополия,
3) монополистическая конкуренция,
4) олигополия.
Суть анализа можно
свести к поиску ответов на следующие
конкретные вопросы: Что движет конкурентом?
Что он делает? Что может сделать?
В анализе конкурентов выделяют
четыре диагностические зоны: анализ
будущих целей конкурентов, оценка
их текущей стратегии, оценка предпосылок
относительно конкурентов и перспектив
развития отрасли, изучение сильных
и слабых сторон конкурентов. Контроль
деятельности конкурентов позволяет
руководству организации
Анализ внешней среды,
проведенный посредством
Анализ внешней среды
рекомендуется заканчивать
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ сильных и слабых сторон организации. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть методически простым или более сложным. Для целей стратегического развития в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
В специальной литературе подробно излагаются методики исследования маркетинговых проблем, финансов, производства и т.д. Здесь мы приведем лишь показатели, которые используются для исследования функциональных зон организации, и некоторые их особенности.
При анализе функций маркетинга выделяют семь важнейших элементов исследования.
Доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешную деятельность организации, так как есть определенная зависимость между долей рынка организации и эффективностью ее работы (прибыльностью). В то же время, это существенная цель большинства фирм, и руководство постоянно ее контролирует.