Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:19, курсовая работа
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность стратегического планирования………………………………...........................................................................5
1.2. Характерные особенности стратегического планирования……………......................................................................................................11
1.3. Обеспечение стратегическим планированием эффективности работы предприятия…………………………………..………………………….......15
2. Стратегическое планирование на примере ОАО «Брянскпиво»…….19
2.1. Характеристика ОАО «Брянскпиво»……………………………….……………………………………………....19
2.2. Анализ процесса стратегического планирования и пути повышения
его эффективности на данном предприятии…………………………………..23
2.3. Выбор стратегических альтернатив развития предприятия………..….....................................................................................................35
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованных источников……………………………………...40
Случаи, когда фирмы оказываются
не в состоянии осуществить
- неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;
- непредвиденные изменения в внешней среде;
- неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.
Необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами [5, c. 5].
7. Оценку и контроль
стратегии. На этом этапе
Главная задача такого контроля – выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми [5, c. 5].
Основными процедурами стратегического планирования являются:
1. стратегическое
2. стратегическое
3. стратегическое проектирование (проекты планов) [3, c. 17].
Стратегическое прогнозирование (прогноз) необходимо для избегания крупных ошибок и оценки возможных альтернатив рыночной динамики, поведения конкурентов и партнеров на внутреннем и внешнем рынке.
Различают следующие периоды прогнозирования:
- оперативный прогноз (квартальный);
- краткосрочный прогноз (до 1 года);
- среднесрочный прогноз (до 5 лет);
- долгосрочный прогноз (до 20 лет);
- дальнесрочный прогноз (более 20 лет) [3, c. 17].
Стратегическое
Стратегическое планирование (проекты планов) – заключительная ступень процедур стратегического планирования, направленная на разработку проектов стратегических планов [3, c. 18].
Проект стратегического плана – это проект управленческого решения по реализации стратегии поведения соответствующих субъектов управления.
1.2 Характерные
особенности стратегического
Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления организацией, фирмой и для нее общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики, содержанием которого является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной на реализацию соответствующими субъектами управления [3, c. 38].
2. Принцип единства централизма
и самостоятельности состоит
в том, что подготавливаемые
регулирующими органами
3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ, планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:
- соблюдение всей системы
законов развития общества, определяющие
содержание и направление
- глубокое изучение и
практическое использование в
плановой работе достижений
- умение на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы на своевременное техническое перевооружение и обновление производства, на гибкую восприимчивость достижений научного прогресса и быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
- обеспечение в процессе
стратегического планирования
- повышение степени
- постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;
- обеспечение комплексного
использования всех других
4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений. Этот принцип означает, во-первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей, программ и проектов планов, а также подготовку мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании производственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных стратегических программ и планов, решения этих проблем на основе приоритета укрепления безопасности общества и других общечеловеческих ценностей; в-третьих, создание личной и коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий [3, c. 38].
Исходя из изложенных принципов, стратегическое планирование развития предприятия представляет процесс разработки стратегии, включающий:
1. определение корпоративной миссии;
2. конкретизацию постановки целей и задач;
3. формулировку и реализацию
стратегии, направленной на
Стратегическое планирование предполагает, что предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться.
Стратегия предприятия – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения [6, c. 5].
Их можно классифицировать следующим образом:
1. Продуктово-рыночная стратегия
направлена на определение:
2. Стратегия маркетинга
предполагает гибкое
3. Конкурентная стратегия
направлена на снижение
4. Стратегия управления
набором отраслей предполагает,
что высшее руководство фирмы
постоянно держит под
5. Стратегия нововведений
(инновационная политика) предполагает
объединение целей технической
политики и политики
6. Стратегия капиталовложений
предполагает определение
7. Стратегия развития
направлена на реализацию
8. Стратегия поглощения
предполагает приобретение
9. Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий - сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
10. Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и оценить выгоды [6, c. 28-32].
В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.
1.3 Обеспечение
стратегическим планированием
Стратегическое планирование пр
Существует четыре вида стратегических альтернатив:
1. Рост предполагает ежегодный
рост основных показателей
2. Ограниченный рост применяется в зрелых отраслях, при удовлетворении настоящим состоянием компании, низкий риск.
3. Сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже, чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.
Сокращение осуществляется разными путями:
- полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
- избавление от лишних элементов;
- сужение масштабов фирмы,
ее деятельности с
4. Сочетание трех предыдущих
альтернатив в различных
Успешная реализация стратегии
требует надежных обратных связей и
соответствующих инструментов. Один
из инструментов, это тактика, когда
формы и методы действий, ориентированы
на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают
на уровне среднего звена руководства,
и на короткий срок. Для достижения
стратегических и тактических целей
руководство фирмы
Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства.
Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы,
правила, процедуры и допущения
представляют собой базу, на основе
которой может обеспечение
Многие предприятия начинают применять методы стратегического планирования в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного успеха и предприятие вступило в стадию зрелости ресурсов. На этой стадии предприятия хотя и имеет значительные финансовые достижения, но возрастает вероятность утраты им гибкости и предпринимательского духа, что предопределяет необходимость обеспечения стабильности [3, c. 26].
Отсутствие стратегического планирования ставит фирмы в такое положение, когда они:
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии и повышение его эффективности