Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы показать, что стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотиваций и контроля, ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации, проецируя все выше сказанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Содержание работы

Содержание - Введение
1. Анализ этапов стратегического планирования
1.1. Миссия предприятия (фирмы)
1.2. Анализ внешней среды
1.3. Анализ внутренних возможностей предприятия
1.4. Анализ стратегических альтернатив
1.5. Выбор стратегии
1.6. Реализация стратегии
1.7. Оценка и анализ стратегии

Файлы: 1 файл

Камчатский филиал.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

       Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

    • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение предприятия. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;
    • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с предприятием. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;
    • миссия способствует установлению определенного климата в организации, т. к. в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности предприятия;

            В-третьих, миссия создает возможность  для более действенного управления  организацией в силу того, что  она: 

    • является базой для установления целей предприятия, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии предприятии, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования предприятия;
    • дает общий подход к распределению ресурсов предприятия и создает базу для оценки их использования;
 
 
    • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

                      Миссия не должна нести в  себе конкретные указания относительно  того, что, как и в какие сроки  следует делать предприятию. Она  создает основные направления  движения организации и отношение предприятий к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне его.

       Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с предприятием, в особенности  всем членам предприятия. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития предприятия.

       Миссия  предприятия как сформулированного  утверждения обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако, далеко не всегда можно говорить о том, что на предприятии существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того, чтобы можно было реально считать, что на предприятии существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников предприятия. Поэтому, формирование миссии – это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Предприятие обретает миссию тогда, когда члены предприятия согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

       Миссия  предприятия (фирмы) означает определение  основной общей     цели организации, которая будет служить в качестве критерии для последующих процессов принятия управленческих решений и в качестве  
 

ориентира для определения вспомогательных целей и стратегий на различных организационных уровнях.

          Содержание миссии предприятия в зависимости от его назначения       может быть, например, следующим:

    • выбор товара или услуги;
    • доля рынка;
    • обеспечение оптимальных финансовых показателей;
    • разработка новых видов деятельности (новых товаров), или новых направлений развития (слияние или интеграция).

                   При выборе миссии предприятия (фирмы) не рекомендуется основной целью ставить только прибыль, так как прибыль – это внутренняя проблема предприятия. Однако предприятие в условиях рынка может выжить тогда, когда удовлетворяет какую-то потребность, находящуюся вне. Поэтому предприятию для выживания надо ориентироваться на внешнюю среду, а именно – на интересы и запросы потребителей. Например, руководитель автомобильной корпорации Генри Форд определил миссию компании “Форд” как предоставление людям дешевого автомобильного транспорта. А корпорация “Мак Дональдс” своей миссией считает обеспечение потребителей питанием: быстро, качественно и недорого. Японская фирма “Сони” определила свою миссию как предоставление потребителям качественной бытовой техники. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Анализ  внешней среды 
     

       Анализ  среды – это очень важный для  выработки стратегии предприятия, и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценке факторов и установление связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что не зная среды, предприятие не может существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Предприятие изучает среду, чтобы объяснить себе успешное продвижение к цели.

       Анализ  внешней среды является важным и  первым шагом диагностического процесса при стратегическом планировании, гак как от внешней среды зависти окончательный успех предприятия. В процессе анализа изучают и контролируются внешние факторы, для того, чтобы оценить возможные их воздействия на предприятие.

       Чаще  всего в процессе анализа внешней среды следует получить ответы на вопросы:

    1. В каком положении сейчас находится предприятие?
    2. Какое положение оно займет в будущем?
    3. Что надо сделать, чтобы предприятие переместилось в нужное

              положение?

       Факторы, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде, можно условно разделить на следующие семь групп: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции и социального поведения.

       В состав экономических факторов включаются обычно: темпы инфляции и дефляции, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность или нестабильность денежной единицы, подъем или спад в экономике. Каждый из них может различно воздействовать на то или иное предприятие. Например,  

предприятия, получившие налоговые льготы, будут успешнее развиваться по сравнению с другими. В условиях спада некоторые из них разоряются, а другие, например, выпускающие запасные части автомобилей или занимающиеся ремонтом, могут успешно действовать, так как в условиях спада большинство потребителей будут стараться ремонтировать свои машины, а не покупать новые.

       Учет  политических факторов означает прежде всего анализ деятельности законодательной  власти и нормативных документов; учет постановлений центральных  и местных властей, например, по найму рабочей силы, по тарифам и т. п.

       Рыночные  факторы важно учитывать из-за изменчивости рыночной среды, чаще всего  приходится анализировать: состояние  спроса и его динамику; изменение  уровня доходов населения и распределение  этих доходов; демографические изменения.

       При анализе технологических факторов необходимо принимать во внимание изменения  в технологии, которые вызываются развитием научно-технического прогресса.

       Например, внедрение сложных обрабатывающих станков с электроникой вызывает потребность в квалификационных станочниках, а применение промышленных роботов и манипуляторов приведет к сокращению не только полуквалифицированных, но и квалифицированных рабочих. Так, на зарубежных автомобильных предприятиях роботы – сварщики заменили рабочих – сварщиков.

       Другая  важная проблема при анализе технологических  факторов – это технология и качество продукции. Нарушение технологии, как  правило, приводит к ухудшению качества продукции не только на отечественных  заводах, но и на известных зарубежных предприятиях.

       Например, крупнейшая автомобильная корпорация "Форд" отзывала в ремонт из-за дефекта 8,5 млн. своих машин, проданных  в период между 1988 и 1993 гг. в США  и Канаде. Дефект находился в системе  зажигания, и он мог  

вызвать короткое замыкание и возгорание в непосредственной близости к рулевой колонке. Такое возгорание произошло у 1100 владельцев моделей "Форд" в США и 900 – в Канаде1.

       Автомобильная корпорация "Крайслер" объявила в 1997 году о намерении отозвать на бесплатный ремонт около 1,7 млн. автомобилей из-за семи различных технических проблем. Наиболее опасная и крупная проблема – ненадежность соединений подачи трансмиссионной жидкости, что вызвало более 50 случаев самовозгорания. Дефекты имеются в механизме подъема дверей и в механизме циркуляций в аварийных воздушных подушках2.

       В Японии крупнейшая для этой страны пивоварная компания "Кирин" в срочном порядке изъяла из продажи 4,5 млн. бутылок и банок со своим пивом из-за ухудшения его качества (помутнение и неприятный запах), а причина – погрешности в технологии на пивоваренном заводе3.

       В 1998 году третий по величине мировой  производитель мотоциклов компания "Судзуки Моторс" отзывает 40 тыс. своих моделей в Японии, США  и Европе из-за дефектов в прокладках топливных баков, которые способны вызвать утечку горючего4.

       Международные факторы следует учитывать в связи с тем, что большинство крупных, тысячи средних и малых фирм действуют на международном рынке. Одни предприятия интересует доступ к запасам сырья и их поставка, другие – валютные колебания. Большинство фирм, действующих в других странах, интересует правительственная политика этих стран.

       Факторы конкуренции необходимо учитывать  прежде всего для того, чтобы своевременно защитные меры. Поэтому надо постараться  ответить на следующие вопросы:

    1. Что делает конкурент или что он может сделать?
    2. Что движет конкурентом?
 
    1. Какие имеются  сильные и слабые стороны у  конкурентов?
    2. Какие типичные методы применяет конкурент?
    3. Как лучше ответить на действия конкурента?

            Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, отношения и права общества. Кроме этого, они учитывают поведение национальных меньшинств в обществе и различные формы дискриминации.

       На  основе анализа факторов внешней  среды создается перечень опасностей, с которыми сталкивается предприятие. Перечень должен включать значение каждого фактора на предприятии.

       Руководство предприятия проводит оценку внешней  ситуации. Так, для одних предприятий  наиболее сильное взаимодействие оказывают  технологические факторы (например, взаимосвязь технологии и качества продукции).

       Для других предприятий, которые работают на привозном сырье, наибольшее значение будут иметь международные факторы. Например, японские и южнокорейские  предприятия по производству стали  работают обычно на привозном сырье (железную руду привозят из Австралии). Социальные факторы надо учитывать тогда, когда в стране обострены межнациональные конфликты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Анализ  внутренних возможностей предприятия
 
 

       В процессе анализа внутренних возможностей предприятия следует установить: обладает ли предприятие внутренними возможностями и какие имеются внутренние недостатки? Для того, чтобы упростить данный анализ, чаще всего выделяют следующие основные функции предприятия: человеческие ресурсы, маркетинг, финансы, производство.

       Человеческие ресурсы: в процессе анализа рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

    1. Какова компетентность и подготовка высшего руководства? Если уровень компетентности недостаточен, то происходит замена высшего руководства. Как это было в автомобильной корпорации "Крайслер". Однако чаще всего заменяется один из высших руководителей5.
    2. Каковы ведущие специалисты? Имеются ли потери и почему?
    3. Как организована подготовка руководящих кадров? Имеется ли

                   преемственность в руководящем составе?

    1. Эффективно ли организована подготовка квалификации работников предприятия?
    2. Как организована система оценки деятельности персонала и насколько она эффективна?
    3. Как повысить отдачу каждого сотрудника?
    4. Какова текучесть кадров?

       Следует учитывать мнение западных специалистов: "Большая текучесть кадров - слабое руководство".

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии